г. Хабаровск |
|
03 ноября 2020 г. |
А73-3256/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дыхтау": представителя Азарниной И.В. по доверенности от 19.03.2020 (сроком на три года);
от Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (правопреемник Управления лесами Правительства Хабаровского края): представителя Ким О.И. по доверенности от 09.01.2020 (сроком по 31.12.2020);
от Краевого государственного казенного учреждения "Нанайское лесничество": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (правопреемник Управления лесами Правительства Хабаровского края)
на решение от 24.08.2020
по делу N А73-3256/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества ограниченной ответственностью "Дыхтау" (ОГРН 1172724014253, ИНН 2724221640)
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053)
о признании незаконным бездействия,
третье лицо: Краевое государственное казенное учреждение "Нанайское лесничество"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дыхтау" (далее - ООО "Дыхтау", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление) с заявлением о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в уклонении от оформления Актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части арендуемого ООО "Дыхтау" на основании договора аренды от 25.12.2008 N 0357/2008 лесного участка в отношении квартала 49 (выделы 1,3,9), квартала 50 (выделы 1,3-10), квартала 53 (выделы 1-12), квартала 96 (выделы 1,2,4-6,9), квартала 119 (выделы 1,4,5), квартала 120 (выдел 6), квартала 121 (выделы 2,3,5-7,10-13), квартала 134 (выделы 1,3,4,6) Иннокентьевского лесничества, Маноминского участкового лесничества, квартал 26 (выделы 1-3,5-8,10,13-16), квартала 27 (выделы 1,2,4-19), квартала 31 (выделы 1-7,9-14,16), квартала 32 (выделы 1,2, 4-11,13-19), квартала 33 (выделы 1,2,4-16,20,22,23), квартала 44 (выделы 1-10), квартала 45 (выделы 3,5-7,9,10,12-16,18,20,21,23-26), квартала 46 (выделы 1-3, 5-15), квартала 47 (выделы 1,2,5-11), квартал 63 (выделы 2,3,5-7,9), квартал 77 (выделы 2-6,8-11), квартала 78 (выделы 1,2,9) Иннокентьевского лесничества, Славянского участкового лесничества на основании актов специального-натурного обследования части лесного участка Иннокентьевского лесничества Маноминского участкового лесничества от 26.08.2019 NN 1 - 47, Иннокентьевского лесничества, Славянского участкового лесничества от 26.08.2019 NN 1 - 148 и невнесении документированной информации в государственный лесной реестр, с обязанием Управления оформить Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части арендуемого ООО "Дыхтау" на основании договора аренды от 25.12.2008 N 0357/2008 лесного участка в отношении квартала 49 (выделы 1,3,9), квартала 50 (выделы 1,3-10), квартал 53 (выделы 1-12), квартала 96 (выделы 1,2,4-6,9), квартала 119 (выделы 1,4,5), квартала 120 (выдел 6), квартала 121 (выделы 2,3,5-7,10-13), квартала 134 (выделы 1,3,4,6) Иннокентьевского лесничества, Маноминского участкового лесничества, квартал 26 (выделы 1-3,5-8,10,13-16), квартала 27 (выделы 1,2,4-19), квартала 31 (выделы 1-7,9-14,16), квартала 32 (выделы 1,2,4-11,13-19), квартала 33 (выделы 1,2,4-16,20,22,23), квартала 44 (выделы 1-10), квартала 45 (выделы 3, 5-7,9,10,12-16,18,20,21,23-26), квартала 46 (выделы 1-3,5-15), квартала 47 (выделы 1,2,5-11), квартал 63 (выделы 2,3,5-7,9), квартал 77 (выделы 2-6,8-11), квартала 78 (выделы 1,2,9) Иннокентьевского лесничества, Славянского участкового лесничества на основании актов специального-натурного обследования части лесного участка Иннокентьевского лесничества Маноминского участкового лесничества от 26.08.2019 NN 1-47, Иннокентьевского лесничества, Славянского участкового лесничества от 26.08.2019 NN 1 - 148, и внести документированную информацию в государственный лесной реестр.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Краевое государственное казенное учреждение "Нанайское лесничество" (далее - КГКУ "Нанайское лесничество").
Решением суда от 24.08.2020 заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Суд, установив, что Управление в нарушение требований административного Регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2007 N 282, Приказа Минприроды от 11.11.2013 N 496, после получения от заявителя актов специального натурного обследования, не предприняло мер по утверждению актов несоответствия, пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с указанным судебным актом, в Шестой арбитражный апелляционный суд обратился Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (правопреемник Управления лесами Правительства Хабаровского края) с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель жалобы утверждает, в том числе следующее: Управлением не было допущено незаконного бездействия в отношении ненадлежащего обращения - так акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, однако сотрудниками Лесничества в вегетационный период проверка точности таксации лесов по представленным актам не проводилась.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, общество считает такую жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица, согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества в судебном заседании отклонила доводы апелляционной жалобы.
Заслушав представителя лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "Дыхтау" является арендатором лесного участка согласно заключенному между его правопредшественником ООО "Реликт" (арендатор) и Правительством Хабаровского края (арендодатель) договору аренды лесного участка от 25.12.2008 N 0357/2008 (далее - договор аренды), в соответствии с которым арендатору предоставлен в аренду лесной участок площадью 13399 га., расположенный на территории Маноминского и Славянского участковых лесничеств Иннокентьевского лесничества в Нанайском муниципальном районе Хабаровского края, на срок по 31 января 2031 года.
Государственная регистрация договора аренды произведена 14.01.2009. Указанный договор аренды заключен в порядке переоформления ранее заключенного сроком на 25 лет договора аренды лесного участка от 16 ноября 2005 года в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Лесоустроительные работы на арендуемом лесном участке проводились последний раз в 1991 году.
В связи с имеющимся несоответствием данных государственного лесного реестра фактическому состоянию лесов лесного участка, во исполнение поручения общества привлеченным им по договору от 01.02.2019 ИП Ковалевым Н.Б. в 2019 году проведены работы по натурному обследованию части арендуемого лесного участка, а именно: квартал 49, выделы 1, 3, 9, квартал 50, выделы 1, 3-10, квартал 53, выделы 1-12, квартал 96, выделы 1, 2, 4-6, 9. квартал 119, выделы 1, 4, 5. квартал 120 выдел 6, квартал 121, выделы 2,3,5-7,10-13, квартал 134, выделы 1, 3, 4, 6 Маноминского участкового лесничества Иннокентьевского лесничества, квартал 26, выделы 1-3, 5-8, 10, 13-16. квартал 27, выделы 1, 2, 4-19, квартал 31, выделы 1-7, 9-14,16, квартал 32, выделы 1, 2, 4-11,13-19, квартал 33, выделы 1, 2, 4-16, 20, 22, 23, квартал 44, выделы 1-10, квартал 45, выделы 3, 5-7, 9, 10, 12-16, 18, 20, 21, 23-26, квартал 46, выделы 1-3, 5-15, квартал 47, выделы 1, 2, 5-11, квартал 63, выделы 2, 3, 5-7, 9, квартал 77, выделы 2-6, 8-11, квартал 78, выделы 1, 2, 9 Славянского участкового лесничества Иннокентьевского лесничества.
По результатам натурного обследования составлены акты специального натурного обследования от 26.08.2019 с N 1 по N 148, на основании которых КГКУ "Нанайское лесничество" утверждены акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 26.08.2019 NN 1, 2, аннулированные впоследствии приказом Нанайского лесничества от 28.11.2019 N 99, изданным по требованию Управления, изложенному в письме от 26.11.2019 N 02-26/175.56 "Об отмене актов несоответствия".
Этим же письмом Нанайскому лесничеству предписано составить и утвердить новые акты несоответствия.
Общество, в целях составления актов несоответствия письмами от 16.12.2019 б/н и от 23.12.2019 N 29 представило в Управление акты специального - натурного обследования части лесного участка от 26.08.2019 NN 1-148 в отношении вышеуказанных лесотаксационных выделов.
Вместе с тем, акты несоответствия не составлены и не утверждены.
Полагая, что Управление, не составляя и не утверждая акты несоответствия, незаконно бездействует, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - JIK РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
В силу частей 1, 4, 8 и 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины; граждане, юридические липа осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1); состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
В соответствии с пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 (далее- Приказ N 69) проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Пунктом 6 части 2 статьи 91 ЛК РФ предусмотрено внесение сведений о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов в государственный лесной реестр.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.
В силу пункта 3.20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр на территории Хабаровского края указанные функции осуществляет Управление лесами.
Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденным Приказом Минприроды России от 31.10.2007 N 282 (далее - Административный регламент), установлено, что ведение государственного лесного реестра является государственной функцией (пункт 1.1).
Государственный лесной реестр ведется путем заполнения форм государственного лесного реестра, в том числе на основании специальных видов обследования (пункты 2.5. 2.6 Административного регламента).
Конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках (пункт 1.4 Административного регламента).
Внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых установлены Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Приказ N 496), согласно пункту 2.1 которого одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
Основанием для оформления указанных актов и внесения в них документированной информации является различная первичная документация, перечень которой приведен в пункте 2.2 Приказа Минприроды N 496.
Одним из таких первичных документов, в соответствии с пунктом 2.2.25 Приказа N 496 являются Акты осмотра лесного участка.
Согласно пункту 4.1 Приказа N 496 акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются не позднее месяца с момента поступления первичной документации, перечень которой утвержден Приказом Минприроды России N 496.
В соответствии с пунктом 4.2 Приказа N 496 акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом.
Согласно пункту 4.3 Приказа Минприроды N 496 акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
То есть, Приказом Минприроды N 496 прямо предусмотрено, что основанием для выполнения органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, соответствующей государственной функции по оформлению документов, необходимых для внесения данных в государственный лесной реестр, является поступление первичных документов.
Как следует из пункта 7 Приказа Минприроды России от 15.01.2019 N 10 "Об утверждении порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, по которым осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные Приказом Минприроды России N 496, основанием для внесения сведений в ГЛР являются представленные первичные документы.
В данном случае, как следует из материалов дела, общество представило в Управление акты специального натурного обследования от 26.08.2019 с N 1 по N 148 на основании которых КГКУ "Нанайское лесничество" утверждены Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 26.08.2019 NN 1, 2, аннулированные, в последующем приказом Нанайского лесничества от 28.11.2019 N 99.
При этом данный приказ издан лесничеством по требованию Управления, изложенному в письме от 26.11.2019 N 02-26/175.56 "Об отмене актов несоответствия"; этим же письмом Нанайскому лесничеству предписано составить и утвердить новые акты несоответствия.
Общество, в целях составления актов несоответствия письмами от 16.12.2019 б/н и от 23.12.2019 N 29 представило в Управление акты специального - натурного обследования части лесного участка от 26.08.2019 NN 1-148 в отношении вышеуказанных лесотаксационных выделов.
В соответствии с пунктом 2.11 Административного регламента, пунктом 9 Приказа Минприроды России от 15.01.2019 N 10 уполномоченные органы государственной власти в месячный срок обеспечивают свод и актуализацию данных лесного реестра.
Однако, в нарушение требований Административного регламента и Приказа Минприроды, Управлением после получения от общества актов специального натурного обследования, не предприняты меры по утверждению актов несоответствия и по внесению документированной актуальной информации в государственный лесной реестр.
Пунктом 2.1 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 установлено, что документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются Акты, перечисленные в подпунктах 2.1.1 - 2.1.3, в частности Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
Оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое бездействие Управления не соответствуют требованиям лесного законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на использование при заготовке древесины актуальной информации государственного лесного реестра.
Таким образом, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными оспариваемое бездействие Управления, с обязанием последнего устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем оформления актов несоответствия и внесения документированной информации в государственный лесной реестр.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу вынесенного решения суда, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 августа 2020 года по делу N А73-3256/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3256/2020
Истец: ООО "Дыхтау"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Управление лесами Правительства Хабаровского края
Третье лицо: КГКУ "Нанайское лесничество", Краевое государственное казенное учреждение "Нанайское лесничество", ООО "Атилан"