г. Санкт-Петербург |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А26-2462/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель Пучинская С.А. по доверенности от 22.112019, с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13640/2020) общества с ограниченно ответственностью "Северный лес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2020 по делу А26-2462/2019, принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (адрес:
185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24,
ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090)
к обществу с ограниченной ответственностью "Северный лес" (адрес:
186664, Республика Карелия, поселок Кестеньга, Новый переулок, дом 1,
квартира 2, ОГРН 1041000651405, ИНН 1018003727)
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Северный лес" (далее - Ответчик, Общество) о признании недействительным положения об уточнении размера арендной платы, содержащегося в приложении N 4 к договору аренды N 166-з от 02.07.2015, применении последствий недействительности уточнения размера арендной платы, прекратив действие положений об уточнении размера арендной платы, содержащихся в приложении N 4 к договору аренды лесного участка от 02.07.2015 N 166-з, взыскании задолженности по арендной плате с 2015 по 2018 годы в размере 1 528 033 руб., в том числе в части минимального размера платы - 1 018 720 руб. и в части превышения минимального размера платы - 509 313 руб (с учетом изменения исковых требований, принятого судом на основании ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2019 в удовлетворении иска Министерству природных ресурсов и экологии Республики отказано в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2019 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2019 по делу N А26-2462/2019 в части требования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью "Северный лес" о взыскании задолженности по арендной плате с 2015 по 2018 годы в размере 1 528 033 руб., в том числе в части минимального размера платы - 1 018 720 руб. и в части превышения минимального размера платы - 509 313 руб., отменено; дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия; в остальной части решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2019 по делу N А26-2462/2019 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2020 взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Северный лес" в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия 578 226 руб. задолженности по арендной плате, в том числе 386 392 руб. в части минимального размера платы, 191 834 руб. в части превышения минимального размера платы; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части взыскания с него в пользу Министерства 578 226 руб. задолженности по арендной плате, в том числе 386 392 руб. в части минимального размера платы, 191 834 руб. в части превышения минимального размера платы, а также взыскания в доход федерального бюджета 14 565 руб. государственной пошлины и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что все обязательства по оплате арендной платы при исполнении условий договора им исполнены полностью, долг по арендной плате отсутствует, арендная плата оплачена им согласно расчетов Министерства и приложений, направленных Министерством в 2015 - 2018 годах, у суда первой инстанции не было оснований для взыскания с Общества арендной платы за период с 23.04.2016 по 2018 год на основании произведенного Министерством перерасчета, который противоречит условиям заключенного на аукционе договора. По мнению подателя жалобы, уплаченная им арендная плата рассчитана с учетом обязательного ежегодного объема использования лесов, зафиксированного как в протоколе, так и в договоре, заключенном по результатам аукциона, при этом, заключенный на аукционе договор предусматривает ежегодное уточнение к арендной плате согласно характеристик лесного фонда в соответствии с постановлением Правительства N 310 от 22.05.2007, тогда как сумма перерасчета Министерства определена из расчета средних ставок, а не ставок, учитывающих характеристику лесного фонда. Кроме того, по мнению подателя жалобы, в любом случае, если отказано в признании сделки недействительной, не могут быть применены последствия признания ее недействительной.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, в том числе, ссылаясь на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.01.2020 по делу N 26-2456/2019.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражала портив удовлетворения жалобы Общества и просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.
По результатам проведения в июне 2015 года торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды находящегося в государственной собственности лесного участка площадью 25 826 га, расположенного по адресу: Республика Карелия, Калевальский национальный муниципальный район, Калевальское лесничество, Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия, которое впоследствии преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, как организатором названного аукциона оформлен протокол N 1, из которого следует, что победителем торгов по лоту N 1 признано Общество.
В качестве условий, на которых Общество вправе заключить с Министерством по природопользованию договор, в протоколе указаны: срок аренды - 25 лет; ежегодный объем использования лесов -10,2 тыс. куб. м (в том числе по хвойному хозяйству - 10,1 тыс. кбм); порядок расчета арендной платы - произведение ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5; окончательный размер платы по договору - 1 429 702 руб.
Впоследствии Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) 02.07.2015 заключили договор N 166-з аренды упомянутого лесного участка (далее - Договор) для использования в целях заготовки древесины; при этом ежегодный объем использования лесов на сдаваемом в аренду участке приведен в приложении N 3.
В пункте 2.1.1 Договора указано, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного договором ежегодного объема использования лесов на ставку платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом коэффициента для расчета начальной цены аукциона в размере 1,5.
В соответствии с пунктом 4.4.6 Договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Согласно пункту 2.1.2 Договора арендатор вносит арендную плату в следующих размерах и сроки: 15 января - 8%, 15 февраля - 10%. 15 марта - 10%. 15 апреля - 8%, 15 мая - 8%. 15 июня - 10%. 15 июля - 8%. 15 августа - 8%. 15 сентября - 8%. 15 октября - 8%.1 5 ноября - 8%, 15 декабря - 8%.
В подпункте 2.1.3 Договора его стороны указали, что они ежегодно обязуются оформлять приложение N 4 к нему, не подлежащее государственной регистрации, за исключением случаев, когда содержание данного приложения изменяет способ расчета и (или) внесения арендной платы.
В Приложение N 4 к Договору включено следующее условие, воспроизводившее приложение N 4 к проекту договора аренды лесного участка, входившему в состав аукционной документации, согласно которому уточнение размера арендной платы производится:
1) на основании объемов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310);
2) в случае подачи лесных деклараций в течение года на объем, меньший, чем установленный договором ежегодный объем использования лесов, арендная плата на незаявленный в установленном порядке объем использования лесов рассчитывается и взимается, исходя из средних ставок за 1 куб. м по хозяйствам за соответствующий год.
Согласно подпункту 2.1.4 Договора в случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер таковой может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением об этом арендатора.
В силу подпункта 4.4.4 Договора арендатор обязан осваивать установленный ежегодный объем использования лесов.
Министерство, полагая, что предусмотренное подписанными в 2015 - 2018 годах Приложениями N 4 к Договору изменение совокупного размера арендных платежей по сравнению с суммой, установленной в протоколе N 1, на основании которого впоследствии был заключен спорный Договор, противоречит положениями статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным положения об уточнении размера арендной платы, содержащегося в приложении N 4 к Договору аренды от 02.07.2015, применении последствий недействительности уточнения размера арендной платы, прекратив действие положений об уточнении размера арендной платы, содержащихся в приложении N 4 к Договору от 02.07.2015, и взыскании задолженности по арендной плате с 2015 по 2018 годы в размере 1 528 033 руб., в том числе в части минимального размера платы - 1 018 720 руб. и в части превышения минимального размера платы - 509 313 руб.
При первоначальном рассмотрении дела суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, посчитав, что Министерство обратилось в арбитражный суд с пропуском срока исковой давности.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2019 решение от 26.07.2019 в части требования Министерства к Обществу о взыскании задолженности по арендной плате с 2015 по 2018 годы в размере 1 528 033 руб., в том числе, в части минимального размера платы - 1 018 720 руб. и в части превышения минимального размера платы - 509 313 руб., отменено, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, установив, что Министерством пропущен срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной, указал на то, что судом первой инстанции не исследованы и не оценены доводы сторон о пропуске срока исковой давности в отношении требования о взыскании задолженности по арендной плате применительно к конкретным платежам за 2015-2018 годы и доводы относительно правомерности уменьшения размера арендной платы по сравнению с ценой, определенной по результатам аукциона, а также относительно наличия оснований для пересчета арендных платежей и взыскания задолженности по арендной плате.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изменение количественных и качественных характеристик лесного участка на основании проекта освоения лесов не является основанием для изменения условий Договора, и с учетом заявления Ответчика о пропуске срока исковой давности по части арендной платы применительно к конкретным платежам удовлетворил исковые требования частично: в общей сумме 578 226 руб. (в части минимального размера платы - 386 392 руб., в части превышения минимального размера платы - 191 834 руб.).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Положениями части 1 статьи 78 ЛК РФ на момент заключения рассматриваемого Договора было предусмотрено, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
В силу пункта 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ в редакции, действовавшей на дату заключения договора, извещение о проведении аукциона должно было содержать сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 названного Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Из материалов дела, в частности протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (пункта 10), положения которого впоследствии были продублированы в заключенном сторонами спустя 10 дней после проведения торгов договоре, видно, что размер арендной платы исходя из того, каким образом он рассчитывается, а именно путем произведения ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом установленных коэффициентов для расчета начальной продажной цены предмета аукциона в размере 1,5, по определению не является твердым.
Следовательно, доводы Министерства, которое полагает, что предусмотренное подписанными сторонами приложениями N 4 к Договору уточнение размера арендной платы за пользование лесным участком противоречит предусмотренному в протоколе N 1 окончательному размеру платы и влечет изменение договорного порядка определения цены по результатам торгов, не соответствуют буквальному содержанию заключенного по итогам аукциона договора, расчет арендной платы по условиям которого зависит исключительно от объема ежегодно изымаемых лесных ресурсов (не менее 10,2 тыс. куб. м) и их качественных характеристик, на которые влияет, в том числе, и местонахождение расчетных лесосек, осваиваемых в соответствующий год.
В соответствии с подпунктами 4.4.7 и 4.4.8 Договора арендатор обязан в установленном законом порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, а также ежегодно подавать лесную декларацию с приложением материалов отвода и таксации лесосек для заготовки древесины (чертежи, ведомости материально-денежной оценки, технологические карты разработки лесосек и пр.).
Размер ежегодной арендной платы, указанный в спорных приложениях N 4 к Договору, которые были составлены по форме, изначально содержавшейся в аукционной документации, и которыми руководствовалось Общество при внесении арендных платежей в бюджеты публично-правовых образований, рассчитывался, как следует из представленных самим Министерством природных ресурсов расчетов, на основе как заявленных Обществом в лесных декларациях, подаваемых им во исполнение договорных обязательств, объемов вырубки леса, так и с учетом объема недоиспользованной расчетной лесосеки. То есть арендная плата рассчитана с учетом обязательного ежегодного объема использования лесов, зафиксированного как в протоколе, так и в договоре, заключенном по результатам аукциона. Доказательств обратного, в частности недостоверности сведений лесных деклараций, что являлось бы основанием для пересчета арендной платы, суду апелляционной инстанции не представлено.
Ежегодно составлявшееся приложение N 4 "Сроки внесения арендной платы" к заключенному сторонами Договору являлось составной частью документации об аукционе по продаже права на заключение упомянутого договора.
Из пункта 10 протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, положения которого впоследствии были продублированы в п. 2.1.1. заключенного сторонами Договора от 02.07.2015, видно, что размер арендной платы устанавливается путем произведения ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5, то есть не является твердым.
Как следует из материалов дела, арендная плата была рассчитана Министерством и оплачена Обществом в полном объеме с учетом обязательного ежегодного объема использования лесов, зафиксированного как в протоколе, так и в договоре, заключенном по результатам аукциона. Данное обстоятельство дополнительно подтверждается актами взаиморасчетов по состоянию на 31.12.2019 и 31.03.2020.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, принимая во внимание обстоятельства подтверждения указанного в приложениях N 4 к Договору размера арендной платы расчетами самого Министерства, основанными на лесных декларациях Общества, данные которых Министерством надлежащим образом не оспорены, способ определения подлежащей внесению за год суммы арендных платежей, соответствующий как положениям статьи 73 ЛК РФ, так и условиям типовых договоров аренды лесных участков, приходит к выводу о недоказанности Министерством требований о взыскании задолженности по арендной плате.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права решение суда в обжалуемой части подлежит отмене.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2020 по делу N А26-2462/2019 отменить.
В удовлетворении иска о взыскании задолженности отказать.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Северный лес" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2462/2019
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Северный лес"
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16450/20
03.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13640/20
24.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2462/19
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14610/19
23.09.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28316/19
26.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2462/19