город Москва |
|
30 октября 2020 г. |
дело N А40-67081/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Вигдорчик Д.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2020
по делу N А40-67081/20
по заявлению индивидуального предпринимателя Кулагиной Л.В. (ОГРНИП 304770000252327)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным решение;
при участии:
от заявителя - Торбенко М. по доверенности от 01.06.2020;
от заинтересованного лица - Аверкиев А.В. по доверенности от 30.12.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2020 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлениями от 17.02.2020 N 77-1-71/3063/2019-1091, 1092, 1093, N 77/007/217/2019-1300, 1301, 1302 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0015005:28677, 77:07:0015005:28676, расположенных по адресу: Москва, улица Лукинская, дом 9, корп. 1 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересы заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке.
Управление Росреестра по г. Москве, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители регистрирующего органа предпринимателя поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что индивидуальному предпринимателю Кулагину Л.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0015005:28677, общей площадью 106,0 кв.м., расположенное по адресу: Москва, улица Лукинская, д. 9, корп. 1, нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0015005:28676 (условный номер 32020), общей площадью 27,1 кв.м., расположенное по адресу: Москва, улица Лукинская, дом 9, корп. 1.
28.10.2019 представитель заявителя через МФЦ района Ново-Переделкино обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлениями N 77/007/217/2019-1302, 77-0-1-71/3063/2019-1093, 77/007/217/2019-1301, 77-0-1-71/3063/2019-1092, 77/007/217/2019-1300, 77-0-1-71/3063/2019-1091 на осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, улица Лукинская, дом 9, корп. 1, в связи с объединением помещений с кадастровыми номерами 77:07:0015005:28677, 77:07:0015005:28676 в одно помещение.
15.11.2019 государственным регистратором прав направлено уведомление исх. N 77/19-157670 о приостановлении регистрационно-учетных действий.
Основанием для приостановления регистрационно-учетных действий являлось отсутствие в представленных в материалы реестрового дела акта обследования объекта капитального строительства, подтверждающее прекращение существования объекта недвижимости, противоречия в графической части технического плана. Также в уведомлении от 15.11.2019 указано, что в целях устранения причин приостановления необходимо представить в материалы дела доработанный технический план объекта недвижимости.
06.12.2019 представителем заявителя представлен компакт-диск с доработанным техническим планом с учетом замечаний государственного регистратора, а также сопроводительное письмо, в котором заявитель обосновывает отсутствие необходимости представления в материалы реестрового дела акта обследования помещения.
13.12.2019 в ответ на сопроводительное письмо от 06.12.2019 уведомлением исх. N 77/19-174946 отказано в снятии приостановления регистрационно-учетных действий.
В соответствии с данным уведомлением технический план, представленный заявителем, не соответствовал требованиям законодательства. В целях устранения причин приостановления необходимо было представить доработанный технический план.
15.01.2019 представителем заявителя, в целях устранения причин приостановления представлен в материалы реестрового дела доработанный технический план с учетом замечаний, указанных в уведомлении от 13.12.2019.
Решением от 17.02.2020, оформленным уведомлениями N 77-0-1-71/3063/2019-1091, 1092, 1093 N 77/007/217/2019-1300, 1301,1302 государственным регистратором прав отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В обоснование отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указано, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие прекращение существования здания, в заявлении указан временный статус объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0015005:28677, не представлен акт обследования объекта недвижимости.
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа об отказе осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заявитель обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорных объектов недвижимости нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно п. 1 ст. 9 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 закона и требованиям принятых в соответствии с законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу положений п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 8 - 10 ч. 5 указанной статьи;
прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. п. 1, 3, 6 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
В случае, если все помещения и машино-места в здании, сооружении находятся в собственности одного лица, такое лицо вправе обратиться с заявлением о прекращении права собственности на все помещения и машино-места с одновременной государственной регистрацией права собственности на такие здание, сооружение.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи (п. 10 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 23 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
В настоящем случае индивидуальный предприниматель Кулагина Л.В. обратилась с заявлением на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, улица Лукинская, дом 9, корп. 1 в связи с объединением помещений с кадастровыми номерами 77:07:0015005:28677, 77:07:0015005:28676 в одно помещение, а не в связи с гибелью или уничтожением здания.
Заявителем представлен технический план, который является основанием для осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при объединении нескольких помещений в одно. Заявитель не должен был предоставлять акт обследования помещения в связи с гибелью здания.
В случае подготовки технического плана помещений, конфигурация которых изменена в результате перепланировки, в том числе в результате объединения помещений, изменения их границ или раздела помещений составляется технический план (письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 03.08.2016 N 10-3553-КЛ "О рассмотрении поручения" технический план при объединении посещений).
В случае, если в обращении речь идет о нежилом помещении, то в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России, изложенным в письме от 14.04.2015 N Д23и-1578, постановка на государственный кадастровый учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их перепланировкой осуществляется в соответствии с техническим планом.
Согласно ст. 70 приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В уведомлении от 15.11.2019 исх. N 77/19-157670 указано на отсутствие акта обследования в материалах реестрового дела, а также указано на несоответствие технического плана требованиям законодательства.
В уведомлении от 13.12.2019 исх. N 77/19-174946 отсутствовало указание на необходимость предоставления акта обследования в материалы реестрового дело, а только указано на несоответствие технического плана требованиям законодательства.
Из указанных уведомлений следует, что в целях устранения причин приостановления заявителю необходимо было представить доработанный технический план. В вышеуказанных уведомлениях отсутствовали причины, которые указаны в уведомлении от 17.02.2020 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Таким образом, в уведомлениях о приостановлении регистрационно-учетных действий не указаны все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что в дальнейшем повлекло за собой отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
При этом согласно п. 6 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона.
Таким образом, решение Управления Росреестра по г. Москве, оформленное уведомлениями от 17.02.2020 N 77-1-71/3063/2019-1091, 1092, 1093, N 77/007/217/2019-1300, 1301, 1302 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0015005:28677, 77:07:0015005:28676, расположенных по адресу: Москва, улица Лукинская, дом 9, корп. 1 не соответствует Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является правомерным.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2020 по делу N А40-67081/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67081/2020
Истец: Кулагина Людмила Владимировна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4493/2021
24.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1392/2021
30.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49409/20
30.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-67081/20