г. Москва |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А41-72275/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ГЖИ МО: Федина О.Н. по доверенности от 24.07.2020, диплом о юридическом образовании;
от ООО "Красногорская коммунальная система": Пашков М.В. по доверенности от 26.08.2019, диплом о юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красногорская коммунальная система"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 ноября 2019 года по делу N А41-72275/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красногорская коммунальная система"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красногорская коммунальная система" (далее - заявитель, ООО "ККС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - административный орган, ГЖИ МО) о признании незаконным и отмене постановления от 11.07.2019 N 08ВХ/04-12558-19-15-2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2019 года по делу N А41-72275/19 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 67-69).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ККС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ККС" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель ГЖИ МО возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ККС" состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области. Основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 17.04.2015 N 128, выданной ГЖИ МО.
04 июля 2019 года на основании распоряжения от 05.06.2019 N 08Вх/04-12558-19-15-2019 ГЖИ МО произвела в отношении ООО "ККС" внеплановую документарную проверку в рамках осуществления государственного лицензионного контроля (т. 1 л. д. 38-39).
В ходе проведения проверки, административным органом установлено, что у управляющей компании (лицензиата) - ООО "ККС" при управлении многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская обл., г. Красногорск: ул. Вилора Трифонова, дома N N 1,3,4,6,7,8; ул. Светлая, дома NN: 2,3,4,5,6,7,8,9 имеется задолженность перед ресурсоснабжающей организацией (ПАО "Водоканал") за период с 01.08.2018 по 21.12.2018 в сумме 4 965 514 руб. 78 коп. Факт наличия задолженности установлен решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2019 года по делу N А41-8170/19 (т. 1 л. д. 34-37).
Результаты произведенной проверки оформлены актом проверки от 04.07.2019 N 08Вх/04-12558-19-15-2019 (т. 1 л. д. 42-44).
05 июля 2019 года в отношении ООО "ККС" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ (т. 1 л. д. 46-48).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, административным органом в отсутствие представителя общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 11.07.2019 N 08Вх/04-12558-19-15-2019, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 350 000 руб. (т. 1 л. д. 4-5).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ККС" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В статье 193 ЖК РФ установлены лицензионные требования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании предпринимательской деятельности).
В соответствии с пунктом 4 (1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований относятся:
а) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;
б) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;
в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах";
г) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
д) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;
е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;
ж) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;
з) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
В качестве объективной стороны вменяемого правонарушения обществу вменяется нарушение подпункта "д" пункта 4 (1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности, выразившееся в наличии у него перед ресурсоснабжающей организацией задолженности по оплате поставленных коммунальных услуг в размере превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.
В подтверждение наличия объективной стороны вмененного обществу правонарушения в обжалуемом постановлении от 11.07.2019 N 08ВХ/04-12558-19-15-2019 ГЖИ МО сослалась на решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2019 года по делу N А41-8170/19, которым с ООО "Красногорская коммунальная система" в пользу ПАО "Водоканал" взыскана задолженность за холодное водоснабжение и водоотведение по договору от 01.01.2014 N 1491 за период с 01.08.2018 по 21.12.2018 в сумме 4 965 514 руб. 78 коп. (т. 1 л. д. 34-37).
Однако постановлением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2019 года по делу N А41-8170/19 решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2019 года по делу N А41-8170/19 были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
В ходе нового рассмотрения дела N А41-8170/19 судом первой инстанции в иске было отказано. Решение Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2020 года по делу N А41-8170/19 было оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
Изложенное свидетельствует о том, что объективная сторона вменяемого обществу состава административного правонарушения отсутствует и обратного административным органом не доказано.
Субъектом вменяемого правонарушения могут выступать лица, ответственные за содержание многоквартирных домов.
Общество, являясь управляющей компанией многоквартирного жилого дома, обязано было своевременно оплачивать поставленные коммунальные ресурсы.
Между тем, в рассматриваемом случае в деянии общества привлекаемого к административной ответственности лица отсутствовала субъективная сторона вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, общество принимало меры по оплате задолженности за сентябрь по договору N 1491, о чем свидетельствуют платежные поручения от 06.03.2019 N 228 и 06.03.2019 N 227 (т. 1 л. д. 19, 19 оборот).
Арбитражный апелляционный суд обращает внимание на то, что с учетом специфики подлежащих оплате денежных средств и возможности их оплаты управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей, фактическая возможность погашения долга возникает лишь при полной 100% оплате полученного коммунального ресурса жителями многоквартирного дома, доказательства чего в ходе рассмотрения административного дела не устанавливались.
Из материалов дела усматривается, что со своей стороны заявитель принял все возможные и необходимые меры для соблюдения норм действующего законодательства.
Кроме того, погашение задолженности за поставленный по договору энергоресурс не является лицензионным требованием управляющей организации, которая в силу действующего законодательства обязана соблюдать лицензионные требования, которые в конкретной ситуации заключаются в оформлении договора теплоснабжения, организации и осуществление расчетов за услуги, включая ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным, согласно абзацу 4 подпункта "ж" пункта 4 Правил.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного суда Российской Федерации от 09.12.2016 N 310-КГ16-18545, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17 мая 2018 года по делу N А41-81714/17, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 марта 2017 года по делу N А29-6118/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 июня 2017 года по делу N А59-5327/2016.
Таким образом, в деянии общества отсутствует субъективная сторона вменяемого правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения юридического лица к административной ответственности.
Поскольку состав вмененного обществу административного правонарушения ГЖИ МО не доказан, то обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2019 года по делу N А41-72275/19 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 11 июля 2019 года N 08ВХ/04-12558-19-15-2019.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72275/2019
Истец: ООО "КРАСНОГОРСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ СИСТЕМА"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"