город Ростов-на-Дону |
|
03 ноября 2020 г. |
дело N А32-6072/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Д.В. Емельянова, А.Н. Стрекачёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал": представитель Назаров А.А. по доверенности от 11.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 по делу N А32-6072/2020
по заявлению Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Краснодар Водоканал" к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного приостановления деятельности по строительству объекта капитального строительства "Реконструкция самотечного канализационного коллектора диаметром 2500 мм по ул. Калинина от улицы Трубилина до здания главного корпуса КубГАУ", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина от ул. Трубилина до здания главного корпуса КубГАУ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 по делу N А32-6072/2020 общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности по строительству объекта капитального строительства "Реконструкция самотечного канализационного коллектора диаметром 2500 мм по ул. Калинина от улицы Трубилина до здания главного корпуса КубГАУ", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина от ул. Трубилина до здания главного корпуса КубГАУ, сроком на десять суток.
Не согласившись с решением суда от 07.09.2020 по делу N А32-6072/2020, ООО "Краснодар Водоканал" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции нарушил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что общество осуществляло строительство объекта, и о необходимости получения разрешения на строительство. Согласно рабочей документации, представленной в материалы дела, общество осуществляет капитальный ремонт объекта. Капитальный ремонт включает в себя устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели. Реконструкция в свою очередь включает в себя изменение планировки, возведение надстроек, встроек, пристроек, их частичную разборку, а также расширение существующих и строительство сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых. К перечню работ по капитальному ремонту водопроводно-канализационных сооружений относится частичная или полная замена антикоррозионной изоляции трубопровода, а также смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без изменения диаметра труб. Вопреки выводу суда, проводимые строительные работы являются капитальным ремонтом объекта капитального строительства. В случае капитального ремонта объектов капитального строительства, разрешение на строительство (реконструкцию) не требуется.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 по делу N А32-6072/2020 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края представителя в судебное заседание не направил, о времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент) установил на объекте капитального строительства: "Реконструкция самотечного канализационного коллектора диаметром 2500 мм по ул. Калинина от улицы Трубилина до здания главного корпуса КубГАУ", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина от ул. Трубилина до здания главного корпуса КубГАУ, факт нарушения ООО "Краснодар Водоканал" норм законодательства о градостроительной деятельности.
В результате рассмотрения информации Управления по Краснодарском краю ФСБ России о проведенных 07.02.2020 оперативно-розыскных мероприятиях было установлено, что в районе ул. Калинина/Академика Трубилина/Мичурина ведется ремонт участка муниципального самотечного канализационного коллектора диаметром 2500 мм. Работы осуществляются по заказу ООО "Краснодар "Водоканал" подрядной организацией ООО "Энергия".
В результате проведенного осмотра установлено, что по ул. Калинина по ул. Трубилина до здания главного корпуса КубГАУ осуществляется строительство новой ветки канализационного коллектора на значительном удалении от действующего коллектора (на расстоянии более 10 м), выполнена частичная отрывка котлована и частичное устройство шпунтового ограждения котлована, частично уложена труба канализационного коллектора с обратной засыпкой.
Разрешение на строительство капитального объекта отсутствует.
Таким образом, работы по реконструкции канализационного коллектора осуществлялись без полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство (реконструкцию), в нарушение статьи 51 КрК РФ.
В соответствии с требованиями статей 28.1 - 28.3, 28.5 КоАП РФ 12.02.2020 ввиду обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении ООО "Краснодар Водоканал" составлен протокол об административном правонарушении в строительстве N 09-Ю-22-АД, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в присутствии представителя ООО "Краснодар Водоканал" Логвиновского П.Е.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил заявление о привлечении лица к административной ответственности, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
Согласно части 1 статьи 205 АПК РФ о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В результате совместно проведенных с Управлением по Краснодарском краю ФСБ России оперативно-розыскных мероприятий 07.02.2020 было установлено, что в районе ул. Калинина/Академика Трубилина/Мичурина ведется ремонт участка муниципального самотечного канализационного коллектора диаметром 2500 мм, осуществлено строительство новой ветки канализационного коллектора по ул. Калинина по ул. Трубилина до здания главного корпуса КубГАУ на значительном удалении от действующего коллектора (на расстоянии более 10 м), выполнена частичная отрывка котлована и частичное устройство шпунтового ограждения котлована, частично уложена труба канализационного коллектора с обратной засыпкой. Работы осуществляются по заказу ООО "Краснодар "Водоканал" подрядной организацией ООО "Энергия".
Указанные работы выполняются без полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее -требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Фактически работы по реконструкции объекта "Реконструкция самотечного канализационного коллектора диаметром 2500 мм по ул. Калинина от улицы Трубилина до здания главного корпуса КубГАУ", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина от ул. Трубилина до здания главного корпуса КубГАУ осуществлялись без полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство (реконструкцию).
Согласно требованиям статьи 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство (часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу статьи 23.56 КоАП РФ органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статей 28.1 - 28.3, 28.5 КоАП РФ, ввиду обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" составлен протокол об административном правонарушении в строительстве от 12.02.2020 N 09-Ю-22-АД, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в присутствии представителя общества, действовавшего на основании доверенности, Логвиновского П.Е.
Правонарушение, выявленное в ходе проверки, квалифицировано по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, санкция которой предусматривает назначение наказания в отношении юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей.
При этом пункт 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5 КоАП РФ, совершенные юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Характер выявленных в ходе проверки нарушений свидетельствует о непринятии ООО "Краснодар Водоканал" всех зависящих от него мер по соблюдению требований градостроительного законодательства.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Существенных процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении административного дела, судом не установлено.
Суд при рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, при этом учитывается характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
С учетом характера совершенного ООО "Краснодар Водоканал" правонарушения, обстоятельств его совершения, суд правомерно назначил обществу административное наказание в виде административного приостановления деятельности по строительству спорного объекта капитальной строительства на срок десять суток с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Вопреки доводам апеллянта, прокладка нового объекта строительства параллельно существующей системе канализации на расстоянии более 10 м. не может быть признана капитальным ремонтом, а является реконструкцией объекта, требующей получения разрешения. Совершенное обществом правонарушение обоснованно квалифицировано судом первой инстанции по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 по делу N А32-6072/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6072/2020
Истец: Департамент по надзору в строительной сфере, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Краснодар Водоканал"