г. Челябинск |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А34-5682/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 26.08.2020 по делу N А34-5682/2020.
В судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, приняли участие:
В Арбитражном суде Курганской области:
от заявителя - Публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Ионов А.В. (предъявлен паспорт, доверенность от 31.12.2019),
от заинтересованного лица - Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Шагиахметова О.А. (предъявлен паспорт, доверенность от 20.12.2019).
Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ПАО "КГК") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление, Уральское управление Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.05.2020 N 334-851, в части пунктов 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, снижении размера административного штрафа до 100000 рублей.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 26.08.2020 (резолютивная часть решения объявлена 19.08.2020) заявленные требования удовлетворены. Постановление о назначении административного наказания от 12.05.2020 N 334-851признано незаконным в части назначения наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб. заменено на административный штраф в размере 200000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, общество "КГК" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального права, выразившееся в применении закона, не подлежащего применению. В частности, по мнению апеллянта, выводы суда о наличии оснований, позволяющих отнести магистральные трубопроводы к категории опасных производственных объектов, являются необоснованными и противоречат положениям действующего законодательства. Кроме того апеллянт указывает, что судом первой инстанции применены нормы Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), сфера действия которого не распространяется на эксплуатируемые заявителем магистральные тепловые сети.
По мнению подателя жалобы из представленных в материалы дела доказательств не следует вывод о наличии признаков опасности магистральных трубопроводов сетевой воды. Магистральные тепловые трассы "Северная", "Южная" и тепловая трасса с компенсаторами по проспекту Мостостроителей не являются оборудованием, работающим при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия. При этом в ходе рассмотрения дела административным органом не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о наличии параметров магистральных тепловых трасс, позволяющих их классифицировать как опасные производственные объекты. Все выводы Административного органа и суда первой инстанции сводятся к тому, что магистральные тепловые сети "Северная", "Южная", "тепловая трасса с компенсаторами по пр. Мостостроителей" присоединены к источнику тепловой энергии Курганская ТЭЦ, следовательно, должны быть зарегистрированы в качестве опасных производственных объектов. Однако, по мнению апеллянта, непосредственное соединение магистральных тепловых сетей с опасными производственными объектами не означает, что указанные сети также подпадают под указанную категорию объектов. Таким образом, выводы суда о наличии у объектов проверки признаков опасных производственных объектов является необоснованным и не подтвержден надлежащими доказательствами по делу.
Управление представило в материалы дела отзыв от 15.09.2020, в котором выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 16.03.2020 по 24.04.2020, на основании распоряжения заместителя руководителя Уральского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Е.В. Дроздецкого от 11.03.2020 N РП-331-851-о была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО Публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания".
Результаты проверки зафиксированы в акте Управления от 24.04.2020 N А-331-851.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено, что ранее зарегистрированные ПАО "КГК" в территориальном органе Ростехнадзора и государственном реестре опасных производственных объектов (сокращенное наименование ОПО) трубопроводы сетевой воды, предназначенные для транспортирования теплоносителя с источника тепловой энергии (ТЭЦ-1) в систему централизованного теплоснабжения г. Кургана с температурой теплоносителя более 115°С, проложенные в границах ОПО "Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ" (рег. N А55-03465-0001) и ОПО "Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ" (рег. N А55- 03465-0006) по неизвестной причине утрачивают признак опасности ("2.2" использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа, воды при температуре нагрева более 115°С) на границах (ограждениях) перечисленных ОПО.
В границах ОПО рег. N А55-03465-0001, рег. N А55-03465-0006 и за их пределами проектной документацией на расширение ТЭЦ до мощности 1560 Гкал/ч (ТОМ У1 "Выводы теплопроводов с ТЭЦ") не предусмотрены (отсутствуют) узлы смешивания (подмеса) сетевой воды (теплоносителя), охладительные установки и др. устройства, предназначенные для снижения температуры теплоносителя и обеспечения автоматического регулирования температуры теплоносителя ниже проектных значений температурного графика тепловой сети (Тсет воды = 150оС/70°С; Рсетводы = 1,6 МПа).
По указанным фактам 29.04.2020 в отношении заявителя в присутствии его представителя составлен протокол N 331-851 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного инспектора Курганского отдела по технологическому надзору Уральского Управления Ростехнадзора от 12.05.2020 N 331-851 заявитель привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности в части пунктов 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения дела пришел к выводу о доказанности в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, вместе с тем, посчитал возможным снизить назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб. до размера 200000 руб.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В статье 1 Федерального закона N 116-ФЗ определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно статье 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (часть 1). Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 2).
Исходя из приведенных норм, объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Предметом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является опасный производственный объект.
К числу опасных производственных объектов могут относиться предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий при этом не требуется.
Частью 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Приложения N 1 Закона N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
В соответствии с пунктом 5 приложения 2 к Закону N 116-ФЗ для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности:
1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;
2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Требования промышленной безопасности к объектам, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудований работающее под избыточным давлением", утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (далее - ФНП N 116).
Как указано в подпункте "б" пункта 2 Правил N 116, настоящие ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C).
В связи с этим учету в органах Ростехнадзора подлежат трубопроводы тепловых сетей в составе опасных производственных объектов III класса опасности, имеющих признак опасности, указанный в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил - на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением воды более 0,07 мегапаскаля (МПа) при температуре более 115 градусов Цельсия (°C).
Пунктом 214 Правил N 116 предусмотрено, что не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 настоящих ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением.
В силу подпункта "в" пункта 216 Правил N 116 для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов.
Согласно статье 217 Правил N 116 опасные производственные объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 5 Правил, для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект; организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования), которые обязательны для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
Согласно пунктам 3, 6 - 8, 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, настоящие требования обязательны для выполнения всеми организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (п. 3); отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями (п. 6); при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов (п. 7); при проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ в том числе проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии); технологических регламентов, спецификации установленного оборудования, документации на технические устройства, используемые на объекте (п. 8); по результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям (п. 11).
Правильность идентификации объекта проверяется Ростехнадзором при его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией (пункт 12 Требований).
Административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение вышеприведенных положений законодательства обществом "КГК" не поставлен на учет в территориальном органе Ростехнадзора, не зарегистрирован в государственном реестре ОПО подлежащий учету магистральный трубопровод сетевой воды (с параметрами теплоносителя: рабочая температура - 150 °С, рабочее давление - 1,6 МПа), предназначенный для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения г. Кургана, проложенный надземным и подземным способами прокладки по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод III очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д ул. Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до 1 микрорайона (ПСЗ-6), от тепловой камеры N 62а (сокращенное наименование - ТК-62а) до ул. Химмашевская, N 7). Протяженность данного магистрального трубопровода составляет 18471 м. Кадастровый N 45:25:000000:23534, собственник - ПАО "КГК" (согласно выписке из ЕГРН об объекте). Данный трубопровод (с рабочими параметрами теплоносителя: рабочая температура - 150.0°С. рабочее давление - 1,6 МПа) является неотъемлемой частью (продолжением) трубопроводов от источника тепловой энергии (от водогрейных котлов и подогревателей сетевой воды, используемых в границах ТЭЦ-1 г. Кургана, предназначенных для производства тепловой энергии в виде горячей воды - теплоносителя), предназначенных для транспортирования теплоносителя потребителям централизованной системы теплоснабжения г. Кургана, которые зарегистрированы в территориальном органе Ростехнадзора и государственном реестре опасных производственных объектов в границах ОПО peг. N А55-03465-0001 "Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ (ТЭЦ-1)", III класс опасности и ОПО per. N А55-03465-0006 "Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ", III класс опасности), эксплуатируемых ПАО "КГК" с регистрационными номерами: peг. N К-723-Кв (водогрейный котел ст. N 1 "ПТВМ-100", параметры теплоносителя: Р= 2,5 МПа; Т = 150°С); per. N К-743-Кв (водогрейный котел ст. N 2 "ПТВМ-100", параметры теплоносителя: Р = 2,5 МПа; Т = 150°С); peг. N К-762-Кв (водогрейный котел ст. N 3 "ПТВМ-100" параметры теплоносителя: Р= 2,5 МПа; Т = I50°C); pг. N К-1182-Кв (водогрейный котел ст. N 4 "ПТВМ-100", параметры теплоносителя: Р = 2,5 МПа; Т = 150°С); peг. N К-1394-Кв (водогрейный котел ст. N 5 "ПТВМ-100" параметры теплоносителя: Р = 2,5 МПа; Т = 150°С); per. N К-2182 (параметры теплоносителя: Р = 1,6 МПа; Т = 150°С); per. К-2263-тр (параметры теплоносителя: Р = 1,6 МПа; Т = 150°С); peг. К-2264-тр (параметры теплоносителя: - Р = 1,6 МПа; Т= 150°С); per. N К-2265-тр (параметры теплоносителя: Р = 1,6 МПа; Т =150°С); peг. N К-2266-тр (параметры теплоносителя: Р = 1,6 МПа; Т= 150°С); peг, К-2267-тр (параметры теплоносителя: Р=1,6 МПа; Т = 150°С); peг. N К-2182-тр (параметры теплоносителя: Р = 1,6 МПа; Т = 150°С).
Пунктом 218.1 Правил N 116 установлено, что при отсутствии в комплекте технической документации, прилагаемой изготовителем к оборудованию под давлением, документов (в виде разделов паспорта либо отдельных формуляров, журналов), обеспечивающих возможность внесения информации об истории эксплуатации оборудования под давлением (место и условия эксплуатации и хранения, продолжительность эксплуатации или хранения, сведения о технических освидетельствованиях, ремонтах, замене элементов, авариях и отказах оборудования под давлением), такие документы должны быть разработаны и утверждены эксплуатирующей организацией (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к настоящим ФНП). Восстановление паспорта и (или) руководства (инструкции) по эксплуатации оборудования под давлением в случае утраты, утери или невозможности дальнейшего использования по причине износа должно осуществляться в соответствии с приложением N 9 к настоящим ФНП. Паспорта и иные документы на оборудование, работающее под избыточным давлением, на которое не распространяются требования ТР ТС 032/2013, должны оформляться в соответствии с приложением N 11 к настоящим ФНП. В эксплуатирующей трубопроводы организации должны вести ремонтный журнал, в который за подписью лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, должны вносить сведения о выполненных ремонтных работах, не вызывающих необходимости внеочередного технического освидетельствования. Сведения о ремонтных работах, вызывающих необходимость проведения внеочередного освидетельствования трубопровода, о материалах, использованных при ремонте, а также сведения о качестве сварки должны быть занесены в паспорт трубопровода (пункт 345 Правил).
Между тем, Управлением установлено и материалами дела подтверждается, что у заявителя отсутствует паспорт магистрального трубопровода (кадастровый N 45:25:000000:23534, зарегистрированный по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод III очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д ул.Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до 1 микрорайона, (ПСЗ-6), от ТК-62а до ул. Химмашевская, N 7), содержащий следующую информацию: рабочая среда; рабочие параметры среды (давление и температура теплоносителя); расчетный срок службы; расчетный ресурс; расчетное число пусков; расчет трубопровода на прочность; данные о монтаже (изготовлении); сведения о сварке; сведения о трубах; сведения об основной арматуре; сведения о фланцах и крепежных деталях; чертежи, свидетельства и др. документы на изготовление и монтаж трубопровода (документы изготовителей на отдельно поставленные для применения в составе трубопровода элементы и устройства; перечень работ, проведенных при ремонте (реконструкции) трубопровода и дата их проведения); сведения о техническом освидетельствовании (диагностировании).
Кроме того, у общества "КГК" отсутствует паспорт магистрального трубопровода, эксплуатируемого ПАО "КГК" по адресу: г. Курган (тепловая трасса "Северная"): ул. Правды павильон секционных задвижек (сокращенное наименование - ПСЗ) - 4, ул. Октябрьская, ул. Отдыха, ул. Губанова, ул. Ястржембского, ул. Рабоче-Крестьянская до ПСЗ-5, ПСЗ-6Б по пр. Машиностроителей до тепловой камеры (сокращенное наименование - ТК) N 65; г. Курган (тепловая трасса "Южная"): ул. Сухэ -Батора ПК-23А, ул. Интернациональная, ул. Зорге, ул. Косая, ул. Пушкина, ул. Пролетарская до ПСЗ-6А, от ТК-39 (ул. Кирова), ул. М. Горького, ул. Новая, ул. Куйбышева N 140, от ТК-50/1 (угол ул. Пролетарская - К. Мяготина), ул. К.Мяготина, ул. Савельева до ТК-39/19 (ул. М. Горького), проложенного надземным и подземным способами прокладки, назначение: для нужд энергетики, протяженность 18875,65 м, кадастровый (или условный) номер: 000:37:401:001:010374280 (согласно свидетельству "О государственной регистрации права", выданному Управлением Федеральной службы по Курганской области 30.08.2007 серия 45 АБ 196667), субъект права: ОАО "Курганская генерирующая компания" (ИНН 4501122913, ОГРН 1064501172416), вид права: собственность), содержащий следующую информацию: рабочая среда; рабочие параметры среды (давление и температура теплоносителя); расчетный срок службы; расчетный ресурс; расчетное число пусков; расчет трубопровода на прочность; данные о монтаже (изготовлении); сведения о сварке; сведения о трубах; сведения об основной арматуре; сведения о фланцах и крепежных деталях; чертежи, свидетельства и др. документы на изготовление и монтаж трубопровода (документы изготовителей на отдельно поставленные для применения в составе трубопровода элементы и устройства); перечень работ, проведенных при ремонте (реконструкции) трубопровода и дата их проведения); сведения о техническом освидетельствовании (диагностировании). Технические характеристики данного трубопровода определены проектной документацией на расширение ТЭЦ до мощности 1560 Гкал/ч ТОМ У1 "Выводы теплопроводов с ТЭЦ" (проектный температурный график тепловой сети 150°С/70°С), представленной ПАО "КГК" в Уральское управление Ростехнадзора в период проведения внеплановой выездной проверки 20.08.2019 (письмо директора СП "Курганская ТЭЦ" исх. N 3/1487);
В соответствии с пунктом 331 Правил N 116 на рабочих местах персонала, обслуживающего трубопровод, эксплуатирующая организация должна обеспечить наличие комплекта необходимых инструкций и копии исполнительной схемы (чертежа) трубопровода.
Управлением установлено и материалами дела подтверждено, что у заявителя отсутствует исполнительная схема (чертеж) магистрального трубопровода сетевой воды (кадастровый N 45:25:000000:23534, зарегистрированный по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод 111 очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д ул.Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до I микрорайона, (ПСЗ-6), от ТК-62а до ул. Химмашевская, N 7), на которой должны быть указаны: материалы (марки, стандарты или технические условия), наружные диаметры, толщины труб и деталей из труб, длина трубопровода; расположение опор, компенсаторов, подвесок, арматуры, приборов (располагаемых непосредственно на трубопроводе), фильтров, воздушников и дренажных устройств; расположение сварных соединений (при их наличии) с раздельным обозначением сварных соединений, выполняемых при монтаже трубопровода и выполняемых в организации-изготовителе элементов трубопровода; границы (пределы) трубопровода и направление движения рабочей среды.
Кроме того, у ПАО "КГК" отсутствует исполнительная схема (чертеж) магистрального трубопровода сетевой воды (кадастровый (или условный) номер: 000:37:401:001:010374280, зарегистрированный по адресу: г. Курган (тепловая трасса "Северная"): ул. Правды павильон секционных задвижек (сокращенное наименование - ПСЗ) - 4, ул. Октябрьская, ул. Отдыха, ул. Губанова, ул. Ястржембского, ул. РабочеКрестьянская до ПСЗ-5, ПСЗ-6Б по пр. Машиностроителей до тепловой камеры (сокращенное наименование - ТК) N 65; г. Курган (тепловая трасса "Южная"): ул. Сухэ - Батора ПК-23А, ул. Интернациональная, ул. Зорге, ул. Косая, ул. Пушкина, ул. Пролетарская до ПСЗ-6А, от ТК-39 (ул. Кирова), ул. М. Горького, ул. Новая, ул. Куйбышева N 140, от ТК-50/1 (угол ул. Пролетарская - К. Мяготина), ул. К. Мяготина, ул. Савельева до ТК-39/19 (ул. М. Горького), на которой должны быть указаны: материалы (марки, стандарты или технические условия), наружные диаметры, толщины труб и деталей из труб, длина трубопровода; расположение опор, компенсаторов, подвесок, арматуры, приборов (располагаемых непосредственно на трубопроводе), фильтров, воздушников и дренажных устройств; расположение сварных соединений (при их наличии) с раздельным обозначением сварных соединений, выполняемых при монтаже трубопровода и выполняемых в организации-изготовителе элементов трубопровода; границы (пределы) трубопровода и направление движения рабочей среды
Административным органом в ходе проверки также установлено, что обществом "КГК" не обеспечены безопасные условия эксплуатации ОРПД в исправном состоянии, а именно: не проведено техническое диагностирование в рамках экспертизы промышленной безопасности (сокращенное наименование - ЭПБ) по истечении назначенного срока службы магистрального трубопровода сетевой воды (с параметрами: рабочая температура - 150 °С, рабочее давление - 1,6 МПа), предназначенного для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения г. Кургана, проложенный надземным и подземным способами прокладки по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29Л (вдоль ж/д ул.Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до I микрорайона, (ПСЗ-6), от ТК-62а до ул. Химмашевская, N 7).
Положительное заключение ЭПБ данного ОРПД, проведенной по истечении срока службы (ресурса) с целью продления срока безопасной эксплуатации (службы), в государственном реестре заключений ЭПБ не зарегистрировано. Срок безопасной эксплуатации ОРПД (трубопровода сетевой воды кадастровый N 45:25:000000:23534) до очередного технического диагностирования или утилизации не определен, условия дальнейшей безопасной эксплуатации данного ОРПД в пределах установленного по результатам ЭПБ срока безопасной эксплуатации ОРПД в ПАО "КГК" отсутствуют. Магистральный трубопровод сетевой воды (кадастровый N 45:25:000000:23534) эксплуатируется ПАО "КГК" за пределом срока службы.
Обществом также обеспечены безопасные условия эксплуатации ОРПД в исправном состоянии, а именно: не проведено техническое диагностирование в рамках экспертизы промышленной безопасности (сокращенное наименование - ЭПБ) по истечении назначенного срока службы магистрального трубопровода сетевой воды (с параметрами: рабочая температура - 150 °С, рабочее давление - 1,6 МПа), предназначенного для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения г. Кургана, проложенного надземным способом прокладки по адресу: г. Курган (тепловая трасса "Северная"): ул. Правды павильон секционных задвижек (сокращенное наименование - ПСЗ -4), ул. Октябрьская, ул. Отдыха, ул. Губанова, ул. Ястржембского, ул. Рабоче-Крестьянская до ПСЗ-5, ПСЗ-6Б по пр. Машиностроителей до тепловой камеры (сокращенное наименование - ТК) N 65; г. Курган (тепловая трасса "Южная"): ул. Сухэ -Батора ПК-23А, ул. Интернациональная, ул. Зорге, ул. Косая, ул. Пушкина, ул. Пролетарская до ПСЗ-6А, от ТК-39 (ул. Кирова), ул. М. Горького, ул. Новая, ул. Куйбышева N 140, от ТК-50/1 (угол ул. Пролетарская - К. Мяготина), ул. К. Мяготина, ул. Савельева до ТК-39/19 (ул. М. Горького), проложенного надземным и подземным способами прокладки, назначение: для нужд энергетики, протяженность 18875,65 м, кадастровый (или условный) номер: 000:37:401:001:010374280 (согласно свидетельству "О государственной регистрации права", выданному Управлением Федеральной службы по Курганской области 30.08.2007 серия 45 АБ 196667), субъект права: ОАО "Курганская генерирующая компания" (ИНН 4501122913, ОГРН 1064501172416). Ввод в эксплуатацию данного трубопровода датируется 1975 г. (срок эксплуатации ОРПД составляет 45 лет). Положительное заключение ЭПБ данного ОРПД, проведенной по истечении срока службы (ресурса) с целью продления срока безопасной эксплуатации (службы) в государственном реестре заключений ЭПБ не зарегистрировано - отсутствует. Срок безопасной эксплуатации ОРПД (трубопровода сетевой воды кадастровый (или условный) номер: 000:37:401:001:010374280) до очередного технического диагностирования или утилизации не определен, условия дальнейшей безопасной эксплуатации данного ОРПД в пределах установленного по результатам ЭПБ срока безопасной эксплуатации в ПАО "КГК" отсутствуют. Магистральный трубопровод сетевой воды кадастровый (или условный) номер: 000:37:401:001:010374280, зарегистрированный по адресу: по адресу: г. Курган (тепловая трасса "Северная"): ул. Правды павильон секционных задвижек (сокращенное наименование - ПСЗ) - 4, ул. Октябрьская, ул. Отдыха, ул. Губанова, ул. Ястржембского, ул. Рабоче-Крестьянская до ПСЗ-5, ПСЗ-6Б по пр. Машиностроителей до тепловой камеры (сокращенное наименование - ТК) N 65; г. Курган (тепловая трасса "Южная"): ул. Сухэ -Батора ПК23А, ул. Интернациональная, ул. Зорге, ул. Косая, ул. Пушкина, ул. Пролетарская до ПСЗ6А, от ТК-39 (ул. Кирова), ул. М. Горького, ул. Новая, ул. Куйбышева N 140, от ТК-50/1 (угол ул. Пролетарская - К. Мяготина), ул. К. Мяготина, ул. Савельева до ТК-39/19 (ул. М. Горького), проложенный надземным и подземным способами прокладки, назначение: для нужд энергетики, протяженность 18875,65 м) эксплуатируется ПАО "КГК" за пределом срока службы, что является нарушением части 3 статьи 7, статьи 11 Закона N 116-ФЗ, подпунктов а,и,к,л,м,н,о пункта 218, пунктов 360, 364, подпунктов б, в пункта 411, пункта 413, 414, 417 Правил N116.
В ходе проверки так же установлено, что заявителем не поставлен на учёт в территориальном органе Ростехнадзора, не зарегистрирован в государственном реестре ОПО подлежащий учету магистральный трубопровод сетевой воды (с параметрами теплоносителя: рабочая температура - 150,0°С, рабочее давление - 1,6 МПа), предназначенный для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения г. Кургана, проложенный подземным и надземным способами прокладки по адресу: г. Курган (тепловая трасса "Северная"): ул. Правды павильон секционных задвижек (сокращенное наименование - ПСЗ) - 4, ул. Октябрьская, ул. Отдыха, ул. Губанова, ул. Ястржембского, ул. Рабоче-Крестьянская до ПСЗ-5, ПСЗ-6Б по пр. Машиностроителей до тепловой камеры (сокращенное наименование - ТК) N 65; г. Курган (тепловая трасса "Южная"): ул. Сухэ -Батора ПК-23А, ул. Интернациональная, ул. Зорге, ул. Косая, ул. Пушкина, ул. Пролетарская до ПСЗ-6А, от ТК-39 (ул. Кирова), ул. М. Горького, ул. Новая, ул. Куйбышева N 140, от ТК-50/1 (угол ул. Пролетарская - К. Мяготина), ул. К. Мяготииа, ул. Савельева до ТК-39/19 (ул. М. Горького), проложенные надземным и подземным способами прокладки трубопроводов. Назначение: для нужд энергетики. Протяженность 18875,65 м. Кадастровый (или условный) номер: 000:37:401:001:010374280 (согласно свидетельству "О государственной регистрации права", выданному Управлением Федеральной службы по Курганской области 30.08.2007 серия 45 АБ 196667). Субъект права: ОАО "Курганская генерирующая компания" (ИНН 4501122913, ОГРЫ 1064501172416). Вид права: собственность.
Данный магистральный трубопровод с рабочими параметрами теплоносителя: рабочая температура - 150 °С, рабочее давление - 1,6 МПа) является неотъемлемой частью (продолжением) трубопроводов от источника тепловой энергии (от водогрейных котлов и подогревателей сетевой воды, используемых в границах ТЭЦ-1 г. Кургана, предназначенных для производства тепловой энергии в виде горячей воды - теплоносителя), предназначенных для транспортирования теплоносителя потребителям централизованной системы теплоснабжения г. Кургана, которые зарегистрированы в территориальном органе Ростехнадзора и государственном реестре опасных производственных объектов в границах ОПО peг. N А55-03465-0001 "Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ (ТЭЦ-1)", III класс опасности и ОНО per. N А55-03465-0006 "Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ", III класс опасности), эксплуатируемых ПАО "КГК" с регистрационными номерами: peг. N К-723-Кв, peг. N К-743-Кв, peг. N К-762- Кв, peг. N К-1182-Кв, peг. NК-1394-Кв, peг. N К-2182, peг. К-2263-тр, peг. К-2264-тр, peг. N К-2265-гp, peг. N К-2266-тр, peг. К-2267-тр, peг. N К-2182-тр., допущено нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ, подпункта б пункта 2, подпункта з пункта 3, пункта 214, пункта 216 Правил N116.
Помимо указанного Управлением установлено нарушение заявителем статьи 3 (4), статьи 8, статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пунктов 93, 218, 336 Правил N116, пункта 14 Правил N495, а именно в ПАО "КГК" отсутствует (утрачена, утеряна) проектная документацию (текстовая часть) подраздела "Технологические решения" теплоцентрали - ТЭЦ-1 г. Кургана: ОПО peг. N А55-03465-0001 "Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ (ТЭЦ-1)", 111 класс опасности; ОПО per. NА55-03465-0006 "Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ", III класс опасности), утвержденная в установленном порядке. В ПАО "КГК" отсутствуют: заключение соответствующей экспертизы проектной документации источника тепловой энергии - ТЭЦ-1 г. Кургана; разрешительная документация на ввод объекта в эксплуатацию, содержащая проектные параметры теплоносителя для системы централизованного теплоснабжения г. Кургана от источника тепловой энергии - ТЭЦ-1 г. Кургана.
ПАО "КГК" также не обеспечены безопасные условия эксплуатации ОРПД в исправном состоянии, а именно: не назначены приказом из числа специалистов (ИТР) ответственные(й) за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОРПД (магистральных трубопроводов сетевой воды: кадастровый N 45:25:000000:23534; кадастровый (или условный) N 000:37:401:001:010374280), эксплуатируемых ПАО "КГК" по следующим адресам: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод III очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д ул. Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до 1 микрорайона (ПСЗ-6), от тепловой камеры N 62а (сокращенное наименование - ТК-62а) до ул. Химмашевская, N 7; г. Курган (тепловая 16 А34-5682/2020 трасса "Северная"): ул. Правды павильон секционных задвижек (сокращенное наименование - ПСЗ) - 4, ул. Октябрьская, ул. Отдыха, ул. Губанова, ул. Ястржембского, ул. Рабоче-Крестьянская до ПСЗ-5, ПСЗ-6Б по пр. Машиностроителей до тепловой камеры (сокращенное наименование - ТК) N 65; г. Курган (тепловая трасса "Южная"): ул. Сухэ - Батора ПК-23А, ул. Интернациональная, ул. Зорге, ул. Косая, ул. Пушкина, ул. Пролетарская до ПСЗ-6А, от ТК-39 (ул. Кирова), ул. М. Горького, ул. Новая, ул. Куйбышева N 140, от ТК-50/1 (угол ул. Пролетарская - К. Мяготина), ул. К. Мяготина, ул. Савельева до ТК-39/19 (ул. М. Горького). Указанное свидетельствует о нарушении заявителем статьи 3 (4), статьи 8, статьи 9, статьи 11 Закона N 116-ФЗ, подпунктов б, е, и, к, л, м, о, п пункта 218, пунктов 224, 225, 226 Правил N116.
В качестве еще одного эпизода административным органом установлено, что заявителем не обеспечены безопасные условия эксплуатации ОРПД в исправном состоянии, а именно: не назначены приказом из числа специалистов (ИТР) ответственные(й) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД (магистральных трубопроводов сетевой воды: кадастровый N 45:25:000000:23534; кадастровый (или условный) N 000:37:401:001:010374280), эксплуатируемых ПАО "КГК" по следующим адресам: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод III очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д ул. Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до I микрорайона (ПСЗ-6), от тепловой камеры N 62а (сокращенное наименование - ТК-62а) до ул. Химмашевская, N 7; г. Курган (тепловая трасса "Северная"): ул. Правды павильон секционных задвижек (сокращенное наименование - ПСЗ) - 4, ул. Октябрьская, ул. Отдыха, ул. Губанова, ул. Ястржембского, ул. РабочеКрестьянская до ПСЗ-5, ПСЗ-6Б по пр. Машиностроителей до тепловой камеры (сокращенное наименование - ТК) N 65; г. Курган (тепловая трасса "Южная"): ул. Сухэ - Батора ПК-23А, ул. Интернациональная, ул. Зорге, ул. Косая, ул. Пушкина, ул. Пролетарская до ПСЗ-6А, от ТК-39 (ул. Кирова), ул. М. Горького, ул. Новая, ул. Куйбышева N 140, от ТК-50/1 (угол ул. Пролетарская - К. Мяготина), ул. К. Мяготина, ул. Савельева до ТК-39/19 (ул. М. Горького).
Факт допущенных обществом нарушений подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 24.04.2020 N А331-851, протоколом об административном правонарушении от 12.05.2020 N 331-581.
Между тем, оспаривая постановление административного органа, заявитель полагает, что вопреки выводам Управления оснований, спорные магистральные трубопроводы не относятся к категории опасных производственных объектов.
По мнению общества температура теплоносителя в спорных трубопроводах не превышает 115°С, следовательно, они не подлежат учету в Ростехнадзоре, и сведения о них не должны быть внесены в государственный реестр опасных производственных объектов.
Указанные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены на основании следующего.
Пунктом 10.7. "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети" установлено, что рабочее давление и температура теплоносителя должны приниматься едиными для всего трубопровода, независимо от его протяженности от источника теплоты до теплового пункта каждого потребителя или до установок в тепловой сети, изменяющих параметры теплоносителя (водоподогреватели, регуляторы давления и температуры, редукционноохладительные установки, насосные). После указанных установок должны приниматься параметры теплоносителя, предусмотренные для этих установок.
Температура на источниках теплоты (водогрейных котлах, подогревателях Курганской ТЭЦ-1) - 150°С, что подтверждается сведениями, характеризующими опасные производственные объекты заявителя и представленными при регистрации ОПО - Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ и Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ.
Технические характеристики магистрального трубопровода с кадастровым номером 45:25:000000:23534 определены проектной документацией на расширение ТЭЦ до мощности 1560 Гкал/ч, представленной заявителем в Управление 20.08.2019: температурный график 150/70°С.
От источников теплоты Курганской ТЭЦ-1 перегретая вода с температурой 150°С поступает в трубопровод сетевой воды на территории ТЭЦ-1.
Трубопроводы в пределах ТЭЦ-1 06.03.2020 на основании заявлений ПАО "КГК" и дубликатов паспортов (температура воды 150°С) поставлены на учёт в Управлении, что подтверждается уведомлениями Управления.
06.07.2020 сведения об этих трубопроводах внесены в государственный реестр ОПО с температурой теплоносителя 150°С.
Трубопровод (кадастровый номер N 45:25:000000:23534) является продолжением за границами ТЭЦ-1 трубопроводов от источника тепловой энергии в пределах ТЭЦ-1, поставленных на учёт в Управлении и зарегистрированных в государственном реестре ОПО.
Поскольку параметры теплоносителя являются едиными для всего магистрального трубопровода (150 °С), трубопровод (кадастровый номер N 45:25:000000:23534) должен быть поставлен на учёт в Управлении, а так же зарегистрирован в реестре ОПО.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что рамках арбитражного дела N А60-23590/2019 рассмотрены требования общества "КГК" о признании недействительным предписания Уральского управления Ростехнадзора от 18.04.2018 N К-518. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.07.2019, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды по результатам рассмотрения указанного дела пришли к выводу о том, что спорный объект соответствует критериям опасного производственного объекта, следовательно, подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности; наделение судебных решений, вступивших в законную силу, свойством преюдициальности - сфера дискреции федерального законодателя, который мог бы прибегнуть и к другим способам обеспечения непротиворечивости обязательных судебных актов в правовой системе, но не вправе не установить те или иные институты, необходимые для достижения данной цели; введение же института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой; такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения.
Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А60-23590/2019 подтвержден факт соответствия спорных объектов, принадлежащих обществу "КГК", критериям опасных производственных объектов, а также необходимость их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Поскольку обязанности, предусмотренные Правилами N 116 и Законом N 116-ФЗ обществом не выполнены, суд апелляционной инстанции признает доказанным наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вина общества "КГК" выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований промышленной безопасности, однако им не были приняты все зависящие от него меры по исполнению требований действующего законодательства и обязанностей, возложенных на общество, как на организацию, эксплуатирующую опасные производственные объекты.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вины в нарушении требований действующего законодательства.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи, с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения не истек.
В рассматриваемом случае Управлением назначен штраф в размере 300000 рублей с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ
Между тем, исследовав вопрос назначения административного наказания, суд первой инстанции установил отсутствие в рассматриваемом случае отягчающих вину обстоятельств, ввиду отсутствия доказательств предъявления заявителю требования прекратить продолжение противоправного поведения в соответствии с частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно посчитал возможным применить административное наказание, соответствующее минимальному размеру санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200000 рублей. Оснований для дальнейшего снижения суммы штрафа ниже низшего предела санкции судом апелляционной инстанции не установлено.
Оценив с учетом фактических обстоятельств дела характер и обстоятельства совершенного правонарушения, апелляционная инстанция приходит к выводу, что допущенное правонарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к установленным нормам и правилам, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с этим апелляционная инстанция приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения положений, закрепленных в статье 2.9 КоАП РФ.
Решение принято судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, выводы суда основаны на законе и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 26.08.2020 по делу N А34-5682/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5682/2020
Истец: ПАО "КУРГАНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Уральское Управление Ростехнадзора
Третье лицо: Уральское управление Ростехнадзора