гор. Самара |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А55-35679/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 октября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2020 года в зале N 7 апелляционную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020, принятое по делу N А55-35679/2019 (судья Коршикова О.В.),
по заявлению Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей", гор. Самара,
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, гор. Самара,
третьи лица:
- Администрация городского округа Самара, гор. Самара,
- Глава городского округа Самара, гор. Самара,
- Департамент градостроительства городского округа Самара, гор. Самара,
- Департамент управления имуществом городского округа Самара,
- Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара, гор. Самара,
- Администрация Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара, гор. Самара,
- Администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, гор. Самара,
- Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара, гор. Самара,
- Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара, гор. Самара,
- Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара, гор. Самара,
- Администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара, гор. Самара,
о признании незаконным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Роднова Н.А., представитель (доверенность от 26.03.2020);
от ответчика - Аксенов А.В., представитель (доверенность от 09.01.2020), Сирота Е.В., представитель (доверенность от 09.01.2020);
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным пункт 1 предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 09-243-09-19-567/2-В от 06.09.2019, об обязании Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация городского округа Самара, Глава городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара, Администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара, Администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара.
При рассмотрении дела судом первой инстанции Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара, Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара представили отзывы, в которых поддерживают заявленные требования, считают, что на тепловые сети, переданные заявителю как бесхозяйные не может быть документов, указанных в оспариваемом предписании в силу их отсутствия.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020 заявление Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" удовлетворино. Признан незаконным и отменен пункт 1 предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 09-243-09-19-567/2-В от 06.09.2019.
Суд обязал Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей".
С Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 руб.
Акционерному обществу "Предприятие тепловых сетей" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 313 руб.
Заявитель - Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 28 октября 2020 года на 16 час. 10 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представители Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении заявления Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей".
Представитель АО "ПТС" не согласился с жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просил оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.08.2019 N 3800-р Средне-Поволжским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "Предприятие тепловых сетей" с целью исполнения приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.07.2019 N 261 "О контроле хода подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимнем периоде 2019 - 2020 годов".
По результатам проверки составлен Акт проверки N 09-243-09-19-567-В от 06.09.2019.
На основании Акта проверки Акционерному обществу "Предприятие тепловых сетей" выдано Предписание N 09-243-09-19-567/2-В об устранении выявленных нарушений в срок до 06.12.2019 (т. 1 л.д. 107 - 110).
Управление Ростехнадзора в пункте 1 Предписания обязало АО "ПТС" устранить нарушение п. 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, далее - ПТЗ), пп. 5 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. Приказом Минэнврго России от 12.03.2013 N 103): при эксплуатации тепловых сетей, переданных на содержание и эксплуатацию АО "ПТС" по Постановлениям главы г.о. Самара как бесхозяйные, не хранятся и не используются в работе:
- утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки, и др.) со всеми последующими изменениями;
- акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию;
- исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей;
- технические паспорта тепловых сетей.
В обоснование своей позиции административный орган указывает следующее.
АО "ПТС" не является лицом, ответственным в соответствии с законодательством РФ за хранение или использование на бесхозяйных тепловых сетях документов, в создании которых АО "ПТС" не участвовало и которые не были переданы при закреплении за АО "ПТС" указанных сетей.
В соответствии с п.6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят данные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
На основании приказа Минэнерго России от 20.10.2014 N 755 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Самара на период с 2014 по 2029 год" АО "ПТС" присвоен статус единой теплоснабжающей организации гор. Самара.
В связи с этим на основании постановлений администрации г.о. Самара N 957 от 02.09.2015, N 578 от 06.07.2017, N 1068 от 15.12.2017, N 675 от 22.08.2018, N 481 от 26.07.2019 АО "ПТС" было определено организацией, осуществляющей содержание и обслуживание более 460 км бесхозяйных сетей в гор. Самара.
Для того чтобы исполнить предписание, по мнению Управления Ростехнадзора, необходимо хранить и использовать в работе перечисленные в Предписании документы.
Не согласившись с пунктом 1 предписания, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В силу положений статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Однако при вынесении оспариваемого пункта Предписания Управлением Ростехнадзора не учтено следующее.
Из смысла пунктов 5, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на строительство тепловых сетей, проектная документация в полном объеме подготавливаются лицом, ведущим строительство указанных сетей.
Пунктом 6.13 Свода правил "Организация строительства" (СП 48.13330.2011, утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781) установлено, что лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию, в том числе: акты освидетельствования скрытых работ; акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения; комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ; исполнительные схемы и профили участков инженерно-технического обеспечения; акты испытания и опробования технических устройств: результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Согласно пункту 6.13 СП 48.13330.2011 исполнительная документация подлежит постоянному хранению у застройщика (технического заказчика). Технический паспорт тепловой сети также составляется до ввода в эксплуатацию данной тепловой сети.
В соответствии с п. 7 Приказа Ростехнадзора N 212 от 07.04.2008 паспорт тепловой сети представляется должностному лицу органа Ростехнадзора лицом, осуществляющим обслуживание тепловой сети, для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию тепловой сети.
Как установлено судом первой инстанции и не оспорено ответчиком, у АО "ПТС" перечисленных в Предписании документов не имеется. Указанные в предписании документы не передавались в АО "ПТС" ни при закреплении за Обществом бесхозяйных сетей, ни позднее.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что АО "ПТС" не является лицом, обязанным в соответствии с законодательством составлять указанные в п. 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок документы.
Ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указаны какие конкретно документы, предусмотренные п. 2.8.1 Правил и на какие конкретно тепловые энергоустановки отсутствуют у заявителя.
Отклоняя довод Средне-Поволжского управления Ростехнадзора о том, что согласно п. 13 Распоряжения N 3800-Р, которое было заблаговременно вручено АО "ПТС", а также в первый день проверки, для достижения целей и задач запрашивалась нормативно-техническая документация, суд первой инстанции правомерно указал, что Распоряжение N 3800-Р не содержит требование о предоставлении документов, предусмотренных п. 2.8.1 Правил, в отношении именно тепловых энергоустановок.
Пункт 2.8.1 ПТЭ также не распространяется на АО "ПТС" потому, что АО "ПТС" в соответствии с ч. 6 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" осуществляет в отношении бесхозяйных сетей содержание и техническое обслуживание.
В содержание тепловых сетей в соответствии с п. 2.3. Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000, входят содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии; соблюдение режимов теплоснабжения по количеству и качеству тепловой энергии и теплоносителей, поддержание на границе эксплуатационной ответственности параметров теплоносителей; соблюдение требований промсанитарии, пожарной и экологической безопасности; соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.
Согласно п. 2.8.1. при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы:
- генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями;
- утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;
- акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию;
- акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции;
- акты приемочных комиссий;
- исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; - технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей;
- технический паспорт теплового пункта;
- инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.
При этом, ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указан перечень тепловых энергоустановок, содержащий индивидуальные сведения о каждой тепловой энергоустановки.
Также ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указаны какие конкретно документы, предусмотренные п. 2.8.1 Правил и на какие конкретно тепловые энергоустановки отсутствуют у заявителя.
Пункт 2.8.1 ПТЭ ТЭ регламентирует необходимость хранения и использования в работе утвержденной проектной документации. Её хранение и использование в работе определяется необходимостью установления изначального состояния тепловых сетей и возможности проверки соответствия фактического состояния тепловых сетей проектам.
В ходе рассмотрения дела, управлением не были представлены доказательства, опровергающие довод общества о том, что обязанность хранить проектную документацию находится в прямой взаимосвязи с ее фактическим наличием.
Также судом первой инстанции обоснованно указано, что закрепление за АО "ПТС" бесхозяйных тепловых сетей носит временный характер.
Статус Единой теплоснабжающей организации (ЕГО) присваивается на определенный срок.
После постановки органом местного самоуправления г.о. Самара сетей на учет в качестве бесхозяйных и оформления права муниципальной собственности обязанность АО "ПТС" по содержанию и техническому обслуживанию данных сетей будет прекращена в силу ч. 6 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" (орган местного самоуправления передает на содержание и техническое обслуживание бесхозяйные тепловые сети до признания права муниципальное собственности на них).
Таким образом, на АО "ПТС", осуществляющее временное (до признания права муниципальной собственности) содержание и техническое обслуживание данных сетей, неправомерно возлагаются обязанности по восстановлению исходной документации на данные тепловые сети.
АО "ПТС" не участвовало в строительстве данных тепловых сетей, в создании документации на данные тепловые сети, а именно: чертежей, схем, прочих графических и текстовых материалов, зафиксировавших точное фактическое расположение, размеры и детали трубопроводов и их составляющих в том виде, в котором они выполнены при строительстве и вводе в эксплуатацию.
Предписание Управления Ростехнадзора не отвечает признаку исполнимости, как по способу устранения нарушения, так и по объему - конкретному перечню бесхозяйных тепловых сетей, в отношении которых не хранится и не используется в работе проектная и иная документация.
Между тем Предписание как акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица, должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Недопустимо, формальное изложение нарушения ПТЭ, без указания перечня конкретных объектов - участков тепловых сетей и способа устранения нарушения. Управление Ростехнадзора ни в Распоряжении о проведении проверки N 3800-Р от 07.08.2019, ни в ходе проверки, ни письменно, ни устно не запрашивало проектную и иную документацию на бесхозяйные тепловые сети. Ни в акте проверки, ни в оспариваемом Предписании не указан перечень тепловых энергоустановок, содержащий индивидуальные сведения о каждой энергоустановке.
Отсутствие в оспариваемом Предписании определенности в указании конкретного места выявленных и подлежащих устранению нарушений и способа их устранения свидетельствует о несоответствии оспариваемого предписания критериям определенности и исполнимости властного указания государственного органа, осуществляющего контрольные функции.
Неправомерность констатации Ростехнадзором в Предписании факта нарушения вместо указания конкретного способа его устранения и отсутствия в предписании индивидуальных характеристик тепловой сети, на которую отсутствует проектная и иная документация, подтверждена вступившим в законную силу судебным актом - решением Арбитражного суда от 09.01.2020 по делу N А55-13458/2019, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции 05.03.2020 и судом кассационной инстанции 20.07.2020, между теми же сторонами.
По данному делу АО "ПТС" оспаривало законность и обоснованность Предписания Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, в котором аналогичным образом было изложено "нарушение" АО "ПТС": "при эксплуатации тепловых энергоустановок не хранится и не используется в работе утвержденная проектная документация...", без указания в Предписании конкретных участков тепловых сетей и их местонахождения.
В признанном незаконным пункте 64 предписания от 11.02.2019 N 07-050-02-19-021-В в рамках дела N А55-13458/2019 АО "ПТС" должно было устранить нарушение, заключающееся в том, что "при эксплуатации тепловых энергоустановок не хранится и не используется в работе утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями, чем нарушены требования пункта 2.8.1 ПТЭ".
В пункте 1 оспариваемого по настоящему делу Предписания АО "ПТС" также вменяется в вину отсутствие проектной и иной документации на сети, не имеющие эксплуатирующей организации, содержание и обслуживание которых на основании Постановления Администрации городского округа Самара N 957 от 02.09.2015 (с последующими изменениями и дополнениями) осуществляет единая теплоснабжающая организация АО "ПТС".
Судебными актами по делу N А55-13458/2019 данным доводам Управления Ростехнадзора дана оценка, они признаны необоснованными, а пункт 64 Предписания недействительным.
Как установил Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 20.07.2020 по делу N А55-13458/2019, "пункт 2.8.1 ПТЭ ТЭ регламентирует необходимость хранения и использования в работе утвержденной проектной документации. Её хранение и использование в работе определяется необходимостью установления изначального состояния тепловых сетей и возможности проверки соответствия фактического состояния тепловых сетей проектам. В ходе рассмотрения дела, управлением не были представлены доказательства, опровергающие довод общества о том, что обязанность хранить проектную документацию находится в прямой взаимосвязи с ее фактическим наличием".
В рамках рассматриваемого дела Управлением данный довод также не опровергнут.
Буквальное толкование Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок во взаимосвязи с Постановлениями Администрации городского округа Самара, позволяет прийти к выводу о том, что положения пункта 2.8.1 ПТЭ ТЭ, определяющего перечень документов, которые хранятся и используются в работе при эксплуатации тепловых энергоустановок, в части содержания и обслуживания тепловых сетей, указанных в приложениях к Постановлениям Администрации городского округа Самара, на АО "ПТС" не распространяется; соответственно, оспариваемый пункт предписания не основан на нормах действующего законодательства.
Довод Управления Ростехнадзора о том, что требование представления проектной и иной документации на тепловые сети и указание в качестве нарушения в Предписании на отсутствие этой документации соответствует распоряжению о проведении проверки и Правилам оценки готовности к отопительному периоду, отклоняется арбитражным апелляционным судом.
Согласно пп. 5 п. 13 Правил 103 при проверке готовности к отопительному периоду необходимо проверить функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения.
Управление Ростехнадзора со ссылкой на данный пункт утверждало, что проектная и иная указанная в пункте 1 оспариваемого Предписания документация является нормативно-технической документацией.
Данный довод не соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 2.9.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго от 24.03.2003 N 115) тепловые энергоустановки оснащаются средствами измерений в соответствии с проектной документацией и нормативно-технической документацией, действие которой распространяется на данные типы энергоустановок.
Изложение терминов "проектная документация" и "нормативно-техническая документация" через союз "и" однозначно свидетельствует о том, что это различные документы.
Проектная документация не является нормативно-технической документацией.
АО "ПТС" со ссылками на пункты Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (пункт 2.2.5 ПТЭ, согласно которому нормативно-технической документацией признаются ПТЭ, правила техники безопасности и т.д., то есть не проектная документация), на преамбулу, пункт 3.1, а также приложение 1 к Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (утв. Приказом Госстроя от 13.12.2000 N 285) правомерно указало, что под нормативно-технической документацией понимается не проектная и иная документация, описывающая порядок и условия строительства конкретных участков тепловых сетей, а нормативные документы технического характера, устанавливающие обязательные требования при работе с тепловыми сетями соответствующего вида.
Изложенное подтверждает, что проектная и иная предусмотренная разделом 2.8 документация на конкретные участки тепловых сетей не является нормативно-технической документацией.
Обеспеченность персонала эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб нормативно-технической документацией (пп. 5 п. 13 Правил готовности к отопительному сезону (Правила 103) и пункт 13 распоряжения от 07.08.2019 N 3800-р о проведении Ростехнадзором проверки означает доступ к нормативно-технической документации, то есть опубликованных установленном порядке, принятых уполномоченным органом власти обязательных технических правил, регулирующих права и обязанности неопределенного круга лиц, управляющих техническими устройствами соответствующего вида, знание ее положений и применение работниками АО "ПТС" при выполнении трудовой функции.
Таким образом, Распоряжение о проведении проверки от 07.08.2019 N 3800-р не содержит ни ссылок на пункт 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, ни перечня документов, предусмотренных пунктом 2.8.1 Правил, ни требования по предоставлению документов в отношении конкретных тепловых энергоустановок.
В связи с этим требование предоставить проектную и иную указанную в п. 2.8.1 ПТЭ документацию незаконно, как незаконно и указание в качестве нарушения отсутствие у АО "ПТС" указанной документации.
Данный вывод подтверждается судебными актами по делу N А55-13458/2019.
В рамках дела N А55-13458/2019 также признаны правомерными доводы АО "ПТС" о том, что обязанность хранить проектную документацию находится в прямой взаимосвязи с ее фактическим наличием.
В ходе судебного разбирательства по рассматриваемому делу никем из участвующих в деле лиц не оспаривалось, что проектная и иная указанная в п. 2.8.1 ПТЭ документация в АО "ПТС" при закреплении за ним бесхозяйных тепловых сетей и позднее не передавалась.
В апелляционной жалобе Управление Ростехнадзора вновь ссылается на то, что отсутствие у АО "ПТС" проектной и иной документации на бесхозяйные сети не обеспечивает надежной и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок.
Между тем, довод Управления Ростехнадзора о невозможности в связи с отсутствием проектной и иной документации оценить состояние бесхозяйных тепловых сетей, что приводит к возникновению аварийных ситуаций, опровергнут судом апелляционной инстанции в рамках подтверждения законности применения обеспечительных мер по рассматриваемому делу, как недоказанный административным органом.
В связи с этим довод Управления Ростехнадзора о правомерности в рамках проверки органом Ростехнадзора готовности АО "ПТС" к отопительному сезону истребования у проверяемого лица проектной и иной указанной в пункте 1 оспариваемого Предписания документации и указание в качестве нарушения отсутствие указанных документов не обоснован.
Соответственно, довод Ростехнадзора о невозможности, в связи с отсутствием указанной документации, оценить техническое состояние бесхозяйных тепловых сетей, также ошибочен.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает, что АО "ПТС" берет плату за содержание, обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и передачу по ним тепловой энергии, следовательно, АО "ПТС" фактически эксплуатирует данные сети. В связи с этим, по мнению Управления Ростехнадзора, к АО "ПТС" в отношении бесхозяйных тепловых сетей применяются все требования пункта 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115).
Однако, при оценке указанного довода необходимо принять во внимание следующее.
Согласно ч. 6 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации), орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
При этом тариф АО "ПТС" не позволяет покрыть расходы АО "ПТС" по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей ввиду значительного ограничения органом регулирования тарифов роста тарифа на тепловую энергию в течение нескольких лет, с целью непревышения индекса изменения платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, утверждаемого Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации").
АО "ПТС" как единая теплоснабжающая организация в отношении закрепленных за ним бесхозяйных тепловых сетей выполняет лишь содержание и обслуживание.
В содержание тепловых сетей, согласно п. 2.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (утв. Приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285) входит их поддержание в работоспособном, технически исправном состоянии; соблюдение режимов теплоснабжения по количеству и качеству тепловой энергии и теплоносителей; поддержание на границе эксплуатационной ответственности параметров теплоносителей; соблюдение требований промсанитарии, пожарной и экологической безопасности; соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.
В техническое обслуживание тепловых сетей входят операции контрольного характера (осмотр, контроль за соблюдением эксплуатационных инструкций, испытания и оценка технического состояния) и некоторые технологические операции восстановительного характера (регулирование и наладка, очистка, смазка, замена вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение мелких дефектов (п. 2.7.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭ) не содержат запрета содержания и обслуживания тепловых сетей без перечисленных в пункте 1 оспариваемого Предписания документов, поскольку их отсутствие не является препятствием для деятельности по содержанию и обслуживанию тепловых сетей.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2.4.3 и 2.4.4. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок определена необходимость наличия проектов при монтаже и реконструкции тепловых энергоустановок, а оформление актов скрытых работ - в период строительства и монтажа зданий и сооружений, промежуточной приемки узлов оборудования и сооружений.
Таким образом, использование указанной документации при содержании и обслуживании тепловых сетей, в объемы которого не входит проведение их реконструкции, строительство и монтажа, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок не регламентируют.
Следовательно, отсутствие у АО "ПТС" не переданной ему проектной и иной документации на закрепленные за ним бесхозяйные сети не препятствует их содержанию, обслуживанию и не влияет на надежность теплоснабжения.
Неправомерен довод Управления Ростехнадзора о том, что АО "ПТС" с 2015 года не предпринимает меры по обеспечению хранения и использования в работе проектной документации.
АО "ПТС" не участвовало в строительстве закрепленных за ним постановлением администрации г.о. Самара N 957 от 02.09.2015 (с последующими изменениями и дополнениями), в связи с чем не обязано и не могло хранить проектную и иную документацию, создаваемую застройщиком (пп. 5, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 6.13 Свода правил "Организация строительства (СП 48.13330.3011, утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781).
Указанная проектная и иная документация не передавалась АО "ПТС" при закреплении за ним бесхозяйных тепловых сетей, что не оспаривалось никем из участвующих в деле лиц.
Также ошибочен довод Управления Ростехнадзора о том, что доказательством эксплуатации АО "ПТС" бесхозяйных тепловых сетей является приказ АО "ПТС" N 619 от 31.07.2018 о закреплении за сетевыми районами АО "ПТС" эксплуатационной ответственности за содержание и обслуживание тепловых сетей.
Факт содержания и технического обслуживания бесхозяйной тепловой сети не означает эксплуатацию данной сети по смыслу п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и распространение на АО "ПТС" требований Правил, не связанных с содержанием и обслуживанием сетей.
В связи с этим включение заявителем бесхозяйных тепловых сетей в какой-либо свой приказ, выбор некорректной формулировки не может служить основанием для возложения на АО "ПТС" дополнительных, не предусмотренных законодательством, обязанностей. Основной целью приказа N 619 от 31.07.2018 являлось назначение ответственных лиц в сетевых районах АО "ПТС" (распределение теплосетей по географическому признаку). Единый (на собственные и бесхозяйные сети) приказ был издан для упрощения документооборота организации.
Поэтому включение АО "ПТС" в основной "эксплуатационный" приказ помимо собственных теплосетей бесхозяйные тепловые сети и назначение ответственных за содержание и обслуживание закрепленных бесхозяйных теплосетей не возложило на АО "ПТС" дополнительных обязанностей и ответственности.
Ссылка Управления Ростехнадзора на судебную практику не может быть принята арбитражным судом, поскольку судебные акты по указанным заявителем делам основаны на иных фактических обстоятельствах.
С учетом изложенных норм права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый Акционерным обществом "Предприятие тепловых сетей" пункт N 1 Предписания N 09-243-09-19-567/2-В от 06.09.2019 является недействительным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, возлагает на заявителя необоснованные и незаконные обязанности, а также создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, удовлетворившего заявление АО "ПТС" и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020, принятого по делу N А55-35679/2019 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020, принятое по делу N А55-35679/2019, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-35679/2019
Истец: АО "Предприятие тепловых сетей"
Ответчик: Средне-Поволжское упраление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Администрация Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара, Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара, Администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара, Глава городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1031/2021
05.11.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14145/20
21.08.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-35679/19
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60931/20
05.02.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22432/19