город Ростов-на-Дону |
|
05 ноября 2020 г. |
дело N А53-6615/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия: представитель Помникова О.И., по доверенности от 27.12.2019, паспорт;
от ООО "Топливно-энергетическая компания": представители Власкин Н.С., по доверенности от 22.07.2020, паспорт; Склифус Д.М., по доверенности от 04.02.2019, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.07.2020 по делу N А53-6615/2020
по иску Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия
(ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951)
к обществу с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетической компании" (ИНН 6101038273, ОГРН 1076101000304)
о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - истец, Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетической компании" (далее - ответчик, ООО "ТЭК", общество) вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей среды, в размере 7 466 700 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2020 с ООО "Топливно-энергетической компании" в пользу Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия взыскан вред причиненный почве, как объекту охраны окружающей среды, в сумме 7 466 700 руб. С ООО "Топливно-энергетической компании" в доход Федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 60 334 рублей. Решение мотивировано тем, что ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им обязательств по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду, а имеющимися в деле документами доказан факт наличия задолженности у общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭК" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в исковых требованиях отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что оспариваемый земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:718 загрязнен ранее 2014 года, до начала разработки проекта рекультивации объекта размещения ТБО, расположенного в границах Кагальницкого сельского поселения Азовского района.
ООО "ТЭК" арендует земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:718 с 27.12.2017 на основании заключенного с комитетом имущественных отношений Администрации Азовского района договора аренды от 27.12.2017 N 11/6.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Топливно-энергетическая компания" доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании решения Прокуратуры Ростовской области о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 11.06.2019 N 7/3-11/222-2019, приказа Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу от 10.06.2019 N 205/КНД "О проведении внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания" в период с 17.06.2019 по 12.07.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ТЭК".
В ходе проверки установлено, что ООО "ТЭК" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвре-живанию и размещению отходов I-IV класса опасности серии 061 N 00088/П от 04.03.2014. Видами работ (услуг), выполняемыми (оказываемыми) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" у ООО "ТЭК" являются: сбор отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности. При этом, на земельном участке с кадастровым номером 61:010600004:718, который эксплуатируется ООО "ТЭК" на основании договора аренды земельного участка от 27.12.2017 N 11/6, заключенного с Комитетом имущественных отношений Азовского района, фактически не являющимся полигоном ТКО, произведено размещение принимаемых отходов.
На момент осмотра территории проводилась фотофиксация с использованием цифрового фотоаппарата марки Sony Corp модель: DSC - H70N4465575 (инвентарный N 01100400425). Определение точек координат проводилось с использованием GPS навигатора марки Garmm DAKOTA 10, инвентарный N 0011040408.
Специалистами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО - ЦЛАТИ по Ростовской области" совместно с сотрудниками Департамента в присутствии генерального директора ООО "ТЭК" Власкина Н.С. 05.07.2019 осуществлен отбор проб отходов, размещенных на территории земельного участка с кадастровым N 61:010600004:718 и почвы, подвергшейся негативному воздействия вследствие размещения отходов, на основании заявки на проведение лабораторных исследований от 04.07.2019 N 04-14/392-КНД и N 04-14/393-КНД.
Согласно экспертному заключению ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 16.07.2019 N 5 установлено, что отходы, размещенные на земельном участке с кадастровым номером 61:010600004:718, имеют IV класс опасности (малоопасный). На основании данного экспертного заключения установлено, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом (далее - ФККО) отходу "ТКО составная" может быть присвоен код 7 30 000 00 00 0 и наименование отхода - отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению.
В соответствии с представленным на экспертизу протоколом биотестирования отхода от 15.07.2019 N 194, образец отхода, отобранный на пробной площадке 2x2 м с координатами 47°05'32" с.ш., 39°21'34" в.д., является токсичным. Следовательно, происходит токсичное влияние не санкционированно размещенных отходов на почву.
Согласно сведениям, представленным Азовской межрайонной прокуратурой Ростовской области (исх. от 07.05.2019 N 7-35-2019), площадь участка, на котором обнаружена порча почв, составляет 24 889 м2.
В адрес ООО "ТЭК" направлена претензия от 08.11.2019 N 03-05/961 "О добровольном возмещении ущерба за вред, причиненный почвам как компонентам окружающей среды" с предложением в добровольном порядке возместить ущерб, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, что подтверждается почтовым уведомлением от 15.11.2019. Данная претензия получена, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении от 25.11.2019.
Срок для добровольной оплаты установлен один месяц с даты получения претензии. До настоящего времени сумма причиненного вреда в добровольном порядке уплачена не была, что послужило основанием для обращения управления в Арбитражный суд Ростовской области.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды эксплуатация объектов капитального строительства должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе должны проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Довод ООО "ТЭК" о том, что общество не является лицом, причинившем вред земельному участку с кадастровым номером 61:01:0600004:718, так как пользование данным земельным участком общество осуществляет с 2017 года, судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
Согласно подпунктам 1, 7 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Пунктами 1.19, 1.25 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996, предусмотрено, что хозяйственная зона проектируется для размещения: административно-бытового корпуса, контрольно-пропускного пункта совместно с пунктом стационарного радиометрического контроля; весовой; гаража и площадки с навесами и мастерскими для стоянки и ремонта машин и механизмов; склада горюче-смазочных материалов; складов для хранения энергоресурсов, строительных материалов, спецодежды, хозяйственного инвентаря и др.; объектов и линий электроснабжения и других сооружений. Территория хозяйственной зоны должна иметь твердое покрытие, освещение и въезд со стороны полигона. По периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение. Ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более 2 м, вал высотой более 3 м. В ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота или шлагбаум.
В соответствии с положениями пунктом 6.9 СанПиН 320.1325800.2017 "Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация", утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя РФ от 17.11.2017 N 1555/пр, территория полигона должна быть огорожена.
Также согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322-03" при временном хранении отходов в нестационарных складах, на от-крытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негермитичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
Таким образом, сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на окружающую среду, объекты природопользования, здоровье населения и является нарушением статей 11, 39, 51 Закона об охране окружающей среды, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Закона об отходах производства и потребления, СанПиН 2.1.7.1322-03, СанПиН 320.1325800.2017, Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что загрязнение земельного участка произошло по вине ООО "ТЭК" в связи с тем, что, имея вид разрешенного использования - полигон ТБО, земельный участок эксплуатировался в нарушение установленных законодательством норм, регулирующих правила обустройства объекта размещения отходов и обращения с отходами.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество арендует земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:718 с 27.12.2017, а загрязнен он ранее 2014 года, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку приняв на себя права и обязанности по указанному договору, общество как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, как следует из п.1.1 договора аренды земельного участка от 27.12.2017 N 11/6 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером: 61:01:0600004:718, площадью 49004 кв. м., местоположение: Ростовская область, р-н Азовский, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером 61:01:0600004:14, с разрешенным использованием - полигоны ТБО, на основании постановления Администрации Азовского района от 14.12.2017 N 1238 "О предоставлении ООО "ТЭК" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, р-н Азовский, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером 61:01:0600004:14" (т. 2 л.д. 66).
Довод общества о том, что судом первой инстанции не установлены общие условия применения гражданско-правовой ответственности, которыми является состав правонарушения, включающий противоправное поведение причинителя вреда, наступления вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы обязательств, возникающих вследствие причинения вреда.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Частью 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды вред окружаю-щей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загряз-нения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
На основании статьи 77 Закона об охране окружающей среды - юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязне-ния, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как определено статьей 77 Закона об охране окружающей среды под вредом понимается загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных природных ландшафтов и иного нарушения законодательства, то естьлюбое негативное воздействие на окружающую среду, а в нашем случае конкретно на почву.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7 запрещает размещать отходы I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Запрет, установленный законодателем, связан с негативным воздействием, которое оказывают отходы на окружающую среду.
При этом, негативное воздействие отходов является обусловленным, поскольку каждому отходу присвоен класс опасности, и они внесены в федеральные классификационные каталоги отходов (ФККО).
Статья 4.1 Закона об отходах производства и потребления, указывает на то, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Следовательно, независимо от степени и класса опасности (1-5 класс) все отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, деятельность ООО "ТЭК", связанная с размещением отходов, оказывает негативное воздействие на почву, как на компонент окружающей среды и приводит к ее негативным изменениям (деградации).
На основании данных, полученных в результате проведения проверки в от-ношении ООО "ТЭК", Управлением произведен расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в соответствии с Приказом Министерства при-родных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (далее - Методика).
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными) рассчитывается в соответствии с пунктом 10 Методики по формуле:
УЩперекр = S x Kr x Kисп x Тх, (5), где:
- УЩперекр - размер вреда (руб.);
- S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);
- Kr - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
- Kисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
- Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).
Показатель S - Площадь загрязненного участка составляет: S= 24 889 м2 (согласно сведениям, представленным Азовской межрайонной прокуратурой Ростов-ской области, исх. от 07.05.2019 N 7-35-2019).
Показатель Кг - Показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), определяется в соответствии с пунктом 7 Методики, следовательно, Кг=0,5.
Показатель Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 Методики.
Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), равна:
- для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность - 2;
- для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,9;
- для водоохранных зон в составе земель всех категорий - 1,8;
- для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,6;
- для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса - 1,5;
- для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, - 1,3;
- для земель остальных категорий и видов разрешенного использования -1,0.
В соответствии с публичной кадастровой картой, находящейся в свободном доступе в сети Интернет, земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:718, на котором произошло загрязнение, относится к категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Следовательно, Кисп=1,0.
Показатель Тх. Такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к Методике (руб./кв. м).
В соответствии с приказом Минприроды России от 18.08.2014 N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации" участок, на котором произошло загрязнение, относится к степной зоне (приложение к приказу, п.6 таблицы Перечень лесорасти-тельных зон Российской Федерации).
Следовательно, Тх=600 руб/кв.м.
Размер вреда, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, при размещении отходов составляет:
УЩперекр =24 889 х 0,5 х 1 х 600 = 7 466 700 рублей.
Таким образом, сумма к предъявлению ущерба составляет 7 466 700 рублей 00 копеек (семь миллионов четыреста шестьдесят шесть тысяч семьсот рублей).
Проверив расчет, суд апелляционной инстанции признает его арифметически и методологически верным.
В апелляционной жалобе ООО "ТЭК" указывает, что при расчете ущерба, причиненного почве, управлением неверно указан размер площади загрязненного участка с кадастровым номером 61:01:0600004:718, соответственно, и сумма ущерба рассчитана неверно.
Данный довод не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку согласно сведениям, представленным Азовской межрайонной прокуратурой Ростовской области (исх. от 07.05.2019 N 7-35-2019) площадь загрязненного участка с кадастровым номером 61:01:0600004:718 составляет 24 889 м2. Данные прокуратуры по площади земельного участка подтверждаются письмом Муниципального предприятия г. Азова "Городской центр технической инвентаризации, архитектуры и строительства" от 12.03.2019 N 221. В соответствии с указанным письмом замеры проводились 05.03.2019 в присутствии представителя межрайонной прокуратуры - Гаджиева P.P., с использованием спутникового GPS приемника Triumph-VS.
При этом, общество не указывает размер площади загрязненною участка и не представляет подтверждающих доказательств.
Кроме того, в апелляционной жалобе ООО "ТЭК" указывает, что земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:718 имеет площадь размером 4,19 Га, то есть общество указывает больший размер, чем тот, который использован управлением при расчете.
В апелляционной жалобе ООО "ТЭК" ссылается на решения Азовского городского суда, считая, что, установленные данными судебными актами обстоятельства, имеющими значение для разрешения спора. Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод по следующим основаниям.
Решением Азовского городского суда по делу от 28.05.2019 N 2-77/2019 исковые требования к ООО "ТЭК" предъявлены Азовским межрайонным прокурором на основании тех документов, которые представлены прокуратурой. Соответственно, управление не являлось истцом по данному делу. Прокуратурой указанное решение обжаловано не было.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Азовским городским судом удовлетворено одно из требований прокуратуры, которое обязывает запретить ООО "ТЭК" размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 61:01:0600004:718 до приведения участка в соответствие с требованиями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем РФ от 02.11.1996, и внесения соответствующих изменений в части использования указанного земельного участка в государственный реестр объектов размещения отходов.
Управлением в отношении ООО "ТЭК" вынесено постановление о назначении административного наказания от 23.08.2019 N 0203/14/3394/3382/3406/205-КНД/ПР/2019, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ. Постановление обществом не обжаловалось. Сумма штрафа оплачена в добровольном порядке.
Решением Азовского городского суда по делу N 12-298/2018 об административном правонарушении, за которое предусмотрена ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ и по делу N 12-301/2018 за аналогичное административное правонарушение: общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ не управлением.
Материалами дела установлены загрязнения, а, следовательно, и причинения ответчиком вреда окружающей среде. Таким образом, под причинителем понимается лицо, действия которого причинили вред окружающей среде, независимо от его вины.
Под действиями (или бездействиями) лица соответственно понимается вид деятельности (например, водоснабжение, водоотведение и т.д.) которую осуществляет организация.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования Управления по взысканию с общества с ограниченной ответственностью "ТЭК" суммы ущерба в размере 7 466 700 руб. являются обоснованными.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2020 по делу N А53-6615/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6615/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Ответчик: ООО "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9406/2023
26.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11473/20
05.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14135/20
21.07.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-6615/20