г. Пермь |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гуляевой Е.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.,
при участии:
от истца - первого заместителя прокурора Пермского края в интересах муниципального образования "Верещагинский городской округ Пермского края": Корякина В.Г., предъявлено удостоверение;
от третьего лица - акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь": Ощепкова М.А., предъявлен паспорт, доверенность от 29.04.2020;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь",
на решение Арбитражного суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре
от 04 августа 2020 года
по делу N А50П-254/2020
по иску первого заместителя прокурора Пермского края в интересах муниципального образования "Верещагинский городской округ Пермского края"
к Администрации Верещагинского городского округа Пермского края, акционерному обществу "ГазЛизингТэк" (ОГРН 1037722038441, ИНН 7722297466),
третьи лица: акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь" (ОГРН 1025900512670, ИНН 5902183841), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании недействительным (ничтожным) договора N 1 купли-продажи муниципального имущества и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Пермского края в интересах муниципального образования "Верещагинский городской округ Пермского края" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с иском к Администрации Верещагинского городского округа Пермского края и акционерному обществу "ГазЛизингТэк" (далее - АО "ГазЛизингТэк") о признании недействительным (ничтожным) договора N 1 купли-продажи муниципального имущества от 19.06.2017, заключенного между Администрацией Зюкайского сельского поселения и закрытым акционерным обществом "ГазЛизингТэк", применении последствий недействительности ничтожной сделки путем: обязания АО "ГазЛизингТэк" возвратить Администрации Верещагинского городского округа распределительный газопровод по ул. Матросова, Фрунзе, Победы, Гагарина, Трудовая в п. Зюкайка Верещагинского муниципального района Пермского края, назначение: нежилое, протяженность 4085 м, инв.N 30333, адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, Верещагинский район, Зюкайское сельское поселение, п. Зюкайка, кадастровый номер 59:16:0000000:3874; обязания Администрации Верещагинского городского округа возвратить акционерному обществу "ГазЛизингТэк" денежные средства в сумме 1 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ст.51 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 04 августа 2020 года (резолютивная часть от 30.07.2020) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, третье лицо акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь" обжаловало решение в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что положения части 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ не регулируют отношения, связанные с приватизацией муниципальных объектов энергетики, находящихся в казне. Считает, что спорный договор купли-продажи соответствует нормам действующего законодательства, так как газопровод, несмотря на то, что он предназначен для обслуживания жителей с. Зюкайка, не входил в состав имущественного комплекса унитарного предприятия, а находился обособленно в казне поселения как отдельный объект (на газопровод было оформлено свидетельство о государственной регистрации права). Указывает, что газоснабжение потребителей с. Зюкайка посредством эксплуатации приватизированного газопровода осуществляется организацией АО "Газпром газораспределение Пермь" бесперебойно, права потребителей газа не нарушены и не поставлены под угрозу нарушения. Присутствующий в судебном заседании представитель третьего лица на доводах жалобы настаивал, требования жалобы поддержал.
Прокуратура Пермского края направила отзыв на апелляционную жалобу, в котором приведены доводы о нарушении публичных интересов в результате совершения оспариваемой сделки; в судебном заседании представитель истца просил решение оставить без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.
Управлением Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указаны сведения о зарегистрированных правах в отношении объекта газопровода протяженностью 4085 м, а также просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Управления.
Судом рассмотрено заявление Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 19.06.2017 между Администрацией Зюкайского сельского поселения (продавец) и ЗАО "ГазЛизингТэк" (покупатель) заключен договор купли-продажи имущества муниципальной собственности МО "Зюкайское сельское поселение" N 1, по условиям пункта 1 которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить имущество, составляющее казну муниципального образования "Зюкайское сельское поселение Верещагинского муниципального района Пермского края": распределительный газопровод по ул. Матросова, Фрунзе, Победы, Гагарина, Трудовая в п. Зюкайка Верещагинского муниципального района Пермского края, назначение: нежилое, протяженность 4085 м, инв.N 30333, адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, Верещагинский район, Зюкайское сельское поселение, п. Зюкайка ул. Матросова, Фрунзе, Победы, Гагарина, Трудовая, кадастровый номер: 59-59-03/028/2012-552 по цене без учета НДС - 1000 рублей.
Согласно п. 1.2 договора имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Зюкайское сельское поселение Верещагинского муниципального района Пермского края", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 59-59-03/028/2012-552, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2012 N 59-БГ N 485668.
Пунктом 1.5 договора предусмотрено ограничение по использованию имущества: сохранение его назначения (подача газа) в течение 5 лет с момента приватизации.
Цена имущества определена по результатам торгов, проведенных 13.06.2017, и составляет 1180 руб., в том числе НДС - 180 руб. Соглашение о цене является существенным условием договора (п.2.1 договора).
Оплата имущества произведена платежным поручением от 23.06.2017 N 1243 в общей сумме 1000 руб.
22.08.2017 проведена государственная регистрация права собственности ЗАО "ГазЛизингТэк" на приобретенное имущество.
Полагая, что договор купли-продажи недвижимости N 1 от 19.06.2017, заключенный между Администрацией Зюкайского сельского поселения и ЗАО "ГазЛизингТэк" является недействительной (ничтожной) сделкой, заместитель прокурора Пермского края обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности материально-правовых требований прокурора о наличии оснований для признания сделки недействительной в связи с нарушением оспариваемой сделкой требований закона и при этом посягающей на публичные интересы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ст. 168 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего.
При этом в силу разъяснений п. 75 указанного Постановления Пленума применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Требования прокурора о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности мотивированы нарушением положений ст. 168 ГК РФ и законодательства о приватизации при ее совершении.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Пунктом 1 статьи 30 Закона 178-ФЗ установлено, что объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством (п. 2 ст. 30 ФЗ N 178-ФЗ).
Таким образом, указанной нормой права установлен запрет на приватизацию используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
В соответствии с пунктами 7 и 9 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" объекты топливно-энергетического комплекса - это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. К линейным объектам топливно-энергетического комплекса относится система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Материалами дела подтверждено, что переданные по договору купли-продажи муниципального имущества объекты относятся к объектам энергетики и предназначены для обслуживания жителей п. Зюкайка, в том числе индивидуальных жилых домов населения (абонентов) и коммерческих предприятий (потребителей).
Иного материалы дела не содержат.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, установив, что переданные по договору купли-продажи муниципального имущества объекты относятся к объектам энергетики и предназначены для обслуживания жителей п. Зюкайка, при этом иной газопровод, по которому может осуществляться транспортировка газа населению, отсутствует, а согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесены к вопросам местного значения, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о несоответствии оспариваемой сделки требованиям законодательства в связи с наличием запрета на приватизацию спорного имущества по причине возможности его нахождения только в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку договор купли-продажи от 19.06.2017 N 1 является недействительной (ничтожной) сделкой, заключением оспариваемой сделки нарушены права и охраняемые законом публичные интересы, права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц, судом применены последствия недействительности сделки в виде возврата ее сторонами друг другу полученного по сделке.
Доводы апелляционной жалобы относительно недоказанности несоответствия сделки законодательству судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с положениями абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Системное толкование статьи 30 Закона о приватизации дает основания полагать, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения делятся на две группы:
- объекты, оборот которых запрещен (не подлежащие приватизации), такие объекты могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
- объекты, ограниченные в гражданском обороте, то есть не изъятые из оборота полностью, а такие, которые могут быть предметом отчуждения, но с соблюдением предусмотренных законодательством условий и процедур.
Учитывая, что возможность приватизации объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, ограничена в силу прямого запрета закона о приватизации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования прокурора, признав договор недействительным на основании статей 166, 167, 168 ГК РФ. Данный правовой подход соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 07.09.2017 N 308-ЭС17-11970.
Поскольку из материалов дела не следует возможность газификации населенного пункта альтернативным путем, с использованием иных газопроводов, по которым может осуществляться транспортировка газа, при этом в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесены к вопросам местного значения, заинтересованность муниципального образования, а равно нарушение в результате совершения оспариваемой сделки публичных интересов представляется доказанным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 04 августа 2020 года по делу N А50П-254/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Е. И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-254/2020
Истец: Заместитель прокурора Пермского края
Ответчик: Администрация Верещагинского городского округа, АО "Газлизингтэк"
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Пермь", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд