г. Санкт-Петербург |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А42-2495/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новосёловой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22357/2020) конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Кольского района "Лавна" Судьи Светланы Николаевны на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.07.2020 по делу N А42-2495/2020 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Кольского района "Лавна" Судьи Светланы Николаевны
к Прокуратуре Кольского района Мурманской области
третьи лица: 1) Голян Олег Владимирович; 2) Прокуратура Мурманской области
об оспаривании определения от 31.01.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия Кольского района "Лавна" Судья Светлана Николаевна (далее - заявитель, Конкурсный управляющий) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании определения Прокуратуры Кольского района Мурманской области (далее - Прокуратура) от 31.01.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении директора ООО "Кольский вычислительный центр" (далее - ООО "КВЦ", Общество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: директор ООО "КВЦ" Голян Олег Владимирович и Прокуратура Мурманской области.
Решением суда от 17.07.2020 в удовлетворении заявленных Конкурсным управляющим требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 17.07.2020, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что ООО "КВЦ" осуществляло в период ведения МУП "Лавна" хозяйственной деятельности сопровождение расчетов МУП "Лавна" с физическими лицами - потребителями, в том числе по договору N 5/18 от 01.01.2019 (расторгнут 31.10.2019). Податель жалобы указывает на то, что непредставление ООО "КВЦ" испрашиваемой Конкурсным управляющим письмом от 15.11.2019 информации о задолженности потребителей (с указанием развернутых сведений о периодах и суммах задолженности в разрезе лицевых счетов) создает препятствия для принятия Конкурсным управляющим необходимых мер, направленных на взыскание задолженности за предоставленные МУП "Лавна" жилищно-коммунальные услуги, составляющие 50% всей дебиторской задолженности должника, учитывая, что непредставление такой информации исключает возможность обращения в суд с заявлениями о взыскании соответствующей задолженности. Таким образом, по мнению подателя жалобы, непредставление Обществом информации в испрашиваемом Конкурсным управляющим виде образует событие правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.2018 по делу N А42-8846/2017 МУП "Лавна" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим должника утвержден Шкодин Виталий Витальевич.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 08.11.2018 по делу N А42-8846/2017 Шкодин Виталий Витальевич освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника; конкурсным управляющим МУП "Лавна" утверждена арбитражный управляющий Судья Светлана Николаевна, член саморегулируемой организации "Ассоциация арбитражных управляющих "Паритет".
Сославшись на осуществление ООО "КВЦ" в период ведения МУП "Лавна" хозяйственной деятельности сопровождения расчетов с физическими лицами - потребителями за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в рамках договора N 5/18 от 01.01.2019, ведение базы данных расчетов с потребителями, Конкурсным управляющим на основании статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) был направлен в адрес ООО "КВЦ" запрос N 508 от 15.11.2019 о представлении сведений о задолженности по каждому лицевому счету потребителя в отдельности на дату расторжения договора на бумажном носителе в форме "Расчета задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг" с удостоверением подписью и печатью ответственного лица по прилагаемой форме. К запросу приложен образец предоставления сведений о задолженности (Расчет задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг), оформленный в виде таблицы, в котором указан номер лицевого счета, принадлежащий физическому лицу (с указанием ФИО), согласно занимаемого помещения и приведены следующие сведения: дата начала периода; долг на начало периода; начислено; перерасчет; оплачено; долг на конец периода; выделен долг (в указанных графах подлежат указанию суммы в рублях). Вышеуказанный запрос получен ООО "КВЦ" 19.11.2019.
Во исполнение запроса Конкурсного управляющего ООО "КВЦ" за подписью директора Голян О.В. направлен список задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг (муниципальное и приватизированное жилье), содержащий раскрытие информации в табличном формате с указанием населенного пункта, улицы, дома, лицевого счета, данных нанимателя (с указанием ФИО), номером квартиры, суммы долга и пени (в рублях), общей суммы задолженности и неустойки.
Поскольку информация была представлена Обществом не в соответствии с приложенным к запросу образцу, Конкурсный управляющий, посчитав, что ООО "КВЦ" уклоняется от передачи сведений и документов, необходимых для исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей, обратилась в Прокуратуру с жалобой, в которой просила привлечь директора ООО "КВЦ" Голян О.В. к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ.
Определением Прокуратуры Кольского района от 31.01.2020 отказано в возбуждении в отношении директора ООО "КВЦ" Голян О.В. дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Полагая неправомерным отказ Прокуратуры в возбуждении дела об административном правонарушении, Конкурсный управляющий обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 17.07.2020 в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи и достаточных данных. указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Как правомерно указал суд первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрена безусловная обязанность соответствующего административного органа возбуждать дело об административном правонарушении при наличии какого-либо из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, поскольку для возбуждения дела об административном правонарушении требуется наличие достаточных сведений, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2015 N 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ должно быть мотивированным и требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений.
Следовательно, Прокуратура при поступлении заявления Конкурсного управляющего обязана была проверить содержащиеся в поступившем от заявителя обращении сведения о наличии события и состава административного правонарушения и принять соответствующее процессуальное решение.
Частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну;
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Как усматривается из материалов дела, ООО "КВЦ" осуществляет деятельность в сфере управления недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, а также иную, предусмотренную уставом Общества деятельность.
Сославшись на осуществление ООО "КВЦ" сопровождения расчетов МУП "Лавна" с физическими лицами - потребителями жилищно-коммунальных услуг в рамках договора N 5/18 от 01.01.2019, ведение базы данных расчетов с потребителями, Конкурсным управляющим на основании статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ был направлен в адрес ООО "КВЦ" запрос N 508 от 15.11.2019 о представлении сведений о задолженности по каждому лицевому счету потребителей в отдельности на дату расторжения договора на бумажном носителе в форме "Расчета задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг" с удостоверением подписью и печатью ответственного лица по прилагаемой форме.
К запросу от 15.11.2019 был приложен образец предоставления сведений о задолженности (Расчет задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг), оформленный в виде таблицы, в котором указан номер лицевого счета, принадлежащий физическому лицу (с указанием ФИО), согласно занимаемого помещения и приведены следующие сведения: дата начала периода; долг на начало периода; начислено; перерасчет; оплачено; долг на конец периода; выделен долг (в указанных графах подлежат указанию суммы в рублях).
При этом в обоснование необходимости предоставления сведений именно по форме, приведенной в качестве образца, приложенного к запросу от 15.11.2019, заявитель ссылается на то, что в рамках договора N 5/18 от 01.01.2019 ООО "КВЦ" предоставлялись сведения по форме, разработанной Обществом и приложенной Конкурсным управляющим в качестве образца к запросу о предоставлении информации.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, в запросе от 15.11.2019 Конкурсный управляющий просила предоставить информацию о задолженности по каждому лицевому счету потребителей в отдельности на дату расторжения договора на бумажном носителе в форме "Расчета задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг" с удостоверением подписью и печать ответственного лица по прилагаемой форме.
Приложенный образец предоставления информации о задолженности "Расчет задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг", оформлен в виде таблицы, в котором указан номер лицевого счета, принадлежащий физическому лицу (с указанием ФИО), согласно занимаемого помещения и приведены следующие сведения: дата начала периода; долг на начало периода; начислено; перерасчет; оплачено; долг на конец периода; выделен долг (в указанных графах подлежат указанию суммы в рублях).
Как установлено Прокуратурой во исполнение запроса ООО "КВЦ" 22.11.2019 направило Конкурсному управляющему соглашение о расторжении агентского договора с приложением акта приема-передачи информации, в который включен список задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг и пени, содержащий раскрытие информации в табличном формате с указанием населенного пункта, улицы, дома, лицевого счета, данных нанимателя (с указанием ФИО), номера квартиры, суммы долга и пени (в рублях), общей суммы задолженности и неустойки по состоянию на 01.07.2019, 01.08.2019, 01.09.2019, 01.10.2019, 01.11.2019 на бумажном носителе и в электронном виде.
Указанные документы получены Конкурсным управляющим 25.11.2019, однако расценены как непредставление истребуемой информации в связи с несоблюдением формы, приложенной Конкурсным управляющим к запросу от 15.11.2019, что, по мнению заявителя, исключает возможность обращения с заявлениями о взыскании задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в судебном порядке.
Вместе с тем, как правомерно указано судом первой инстанции, форма приложенного к запросу от 15.11.2019 образца предоставления сведений не установлена нормами действующего законодательства и не является обязательной. При этом, в тексте запроса от 15.11.2019 не указывается на необходимость представления информации о задолженности помесячно с указанием каких-либо промежуточных периодов, а лишь на необходимость представления сведений о задолженности на дату расторжения договора по каждому лицевому счету в отдельности.
Во исполнение запроса Конкурсного управляющего от 15.11.2019 ООО "КВЦ" представило сведения в отношении каждого лицевого счета в отдельности о наличии размера основного долга и пени по состоянию 01.07.2019, 01.08.2019, 01.09.2019, 01.10.2019, 01.11.2019, в срок, установленный пунктом 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ.
Наличие ранее действующих договорных правоотношений между должником и ООО "КВЦ" не имеет правового значения при предоставлении запрашиваемых Конкурсным управляющим сведений в порядке статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ.
Направление Конкурсным управляющим запроса о предоставлении информации в порядке статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ не свидетельствует о возложении на ООО "КВЦ" обязанности по предоставлению сведений в соответствии с условиями ранее действующего агентского договора N 5/18 от 01.01.2019 (расторгнут 31.10.2019), согласно образцу, являющемуся приложением к расторгнутому договору. Понуждение заявителем исполнения Обществом обязательств по предоставлению информации, вытекающих из договора N 5/18 от 01.01.2019 и действующих до момента его расторжения, не свидетельствует о наличии события правонарушения по изложенным Конкурсным управляющим в заявлении обстоятельствам.
Как правомерно указал суд первой инстанции, для установления наличия события правонарушения по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ в действиях (бездействии) должностного лица - директора ООО "КВЦ", необходимо установить, факт незаконного воспрепятствования деятельности, в рассматриваемом случае конкурсного управляющего, в том числе путем несвоевременного предоставления, уклонения или отказа от передачи конкурсному управляющему сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, а также то, что такие действия (бездействие) послужили препятствием в осуществлении возложенных на конкурсного управляющего функций.
Вместе с тем, полученный Обществом 19.11.2020 запрос Конкурсного управляющего от 15.11.2019 был исполнен посредством своевременного направления отчета содержащего в полном объеме истребуемую информацию о задолженности в табличном формате с указанием населенного пункта, улицы, дома, квартиры, лицевого счета, данных нанимателя (с указанием ФИО), суммы долга и пени (в рублях), общей суммы задолженности и неустойки по состоянию на 01.07.2019, 01.08.2019, 01.09.2019, 01.10.2019, 01.11.2019
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что какие-либо дополнительные запросы о невозможности использования предоставленной Обществом информации при взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги с физических лиц ввиду ее недостаточности, Конкурсным управляющим в адрес ООО "КВЦ" не направлялись.
Доказательств отсутствия реальной возможности взыскания данной задолженности, с учетом ранее представляемой Обществом информации в рамках агентского договора, а также с учетом информации представленной ООО "КВЦ" по запросу от 15.11.2019, заявителем не представлено ни в Прокуратуру, ни в материалы арбитражного дела.
Сам факт того, что ООО "КВЦ" располагает возможностью предоставления, в результате исполнения договорных обязательств, информации и сведений, необходимых для взыскания задолженности, не свидетельствует о непредставлении Обществом истребуемых Конкурсным управляющим сведений и незаконном воспрепятствовании осуществлению Конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.
При таких обстоятельствах Прокуратура и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в данном случае в действиях ООО "КВЦ" нарушения требований пункта 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ, которое образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ. Таким образом, Прокуратура правомерно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отказала в возбуждении в отношении директора ООО "КВЦ" Голян О.В. дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ на основании заявления Конкурсного управляющего, указав на отсутствие события административного правонарушения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Конкурсным управляющим требований.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 17.07.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Конкурсного управляющего не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17 июля 2020 года по делу N А42-2495/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Кольского района "Лавна" Судьи Светланы Николаевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2495/2020
Истец: МУП СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЕ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЛАВНА"
Ответчик: Прокуратура Кольского района Мурманской области
Третье лицо: Голян Олег Владимирович, Прокуратура Мурманской области, Судья Светлана Николаевна