г. Ростов-на-Дону |
|
04 ноября 2020 г. |
дело N А53-20080/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии: от Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3: представитель Фатеева И.Н., по доверенности от 28.08.2020, паспорт; от ООО "МБ-СтройСервис": представитель Кривохлябов М.П., по доверенности от 06.07.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А53-20080/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МБ-СтройСервис" (ИНН 6165197261, ОГРН 1156196069809)
к Государственному учреждению - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 (ИНН: 6165019614, ОГРН: 1026103268311)
о признании незаконным уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование; об обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МБ-СтройСервис" (далее - заявитель, ООО "МБ-СтройСервис", общество) обратилось в суд с заявлением к Государственному учреждению - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-Ростовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, фонд) о признании недействительным уведомления филиала от 20.05.2020 N 3 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, адресованного обществу с ограниченной ответственностью "МБ-СтройСервис".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 суд признал недействительным уведомление Государственного учреждения-Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) от 20.05.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, адресованного общества с ограниченной ответственностью "МБ-СтройСервис". Суд обязал Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части установления обществу с ограниченной ответственностью "МБ-СтройСервис" страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с основным видом экономической деятельности ОКВЭД 62.09.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что у фонда отсутствует обязанность устанавливать именно фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска. Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности на основании данных из ЕГРЮЛ. В филиале N 3 ГУ-Ростовского РО ФСС РФ на момент направления ООО "МБ-СтройСервис" уведомления о размере страхового тарифа отсутствовали документы, подтверждающие осуществление страхователем в 2019 году основного вида экономической деятельности согласно страховому тарифу 0,2%.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "МБ-СтройСервис" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "МБ-СтройСервис" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "МБ-СтройСервис" зарегистрировано и состоит на учете в филиале N 3 Фонда соцстраха в качестве страхователя с 11.11.2015.
С момента начала деятельности и по настоящее время основным видом деятельности общества является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, код по ОКВЭД 62.02, что отражено в Едином государственном реестре юридических лиц.
По указанному виду деятельности в соответствии с установленным порядком обществу определен тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2 % от начисленных работникам сумм.
25.05.2020 Фонд соцстраха направил обществу уведомление от 20.05.2020, согласно которому заявителю как страховщику на 2020 год установлен тариф страховых взносов по виду деятельности, хоть и указанному в качестве дополнительного, но по которому деятельность фактически не осуществляется: деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях, код ОКВЭД 71.1, который в 5 раз превышает тариф, ранее установленный обществу.
Полагая, что вынесенное Фондом соцстраха уведомление является недействительным, воспользовавшись правом на обжалование, предоставленным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "МБ-СтройСервис" обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан, в том числе правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статьи 21-22 Закона N 125-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ класс профессионального риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
В статье 4 Закона N 125-ФЗ среди основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний значится дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами (пункт 8 Правил).
В пункте 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), предусмотрено, что основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и его подразделения относятся к основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка).
Таким образом, при отнесении общества к классу профессионального риска при определении страхового тарифа значение имеет тот вид экономической деятельности коммерческой организации, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции.
В пункте 5 Порядка указано на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой обществом деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о фактически осуществляемых видах экономической деятельности данного страхователя.
Апелляционная коллегия не принимает довод учреждения о том, что у фонда отсутствует обязанность устанавливать именно фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, фактически размер страхового тарифа определен Фондом соцстраха исходя из вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ, который имеет наибольший класс профессионального риска, в отсутствие доказательств фактического осуществления страхователем такой деятельности.
Между тем, Фонд соцстраха имеет право выбрать наиболее высокий класс профессионального риска не произвольно из числа видов профессиональной деятельности, заявленных при регистрации организации и отраженных в Едином государственном реестре юридических лиц, а из видов деятельности, фактически осуществляемых страхователем в отчетном периоде.
По общему правилу, коммерческие организации обладают универсальной правосубъектностью, в связи с чем, они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности осуществляются.
В подтверждение деятельности, фактически осуществляемой в отчетном периоде, обществом в Фонд соцстраха представлены расчет по начисленным страховым взносам на 2019 год по форме 4-ФСС, в котором указано на то, что общество осуществляло деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий код по ОКВЭД 62.09; 25.05.2020 в адрес Фонда соцстраха обществом направлено письмо, к которому приложено заявление о подтверждении страхового тарифа за 2019 год, а также справка-подтверждение основного вида деятельности -деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий код по ОКВЭД 62.09.
Фондом соцстраха не представлены доказательства, на основании которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой обществом деятельностью является деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях код ОКВЭД 71.1, что позволило ему назначить повышенный размер страхового тарифа.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности на основании данных из ЕГРЮЛ. В филиале N 3 ГУ-Ростовского РО ФСС РФ на момент направления ООО "МБ-СтройСервис" уведомления о размере страхового тарифа отсутствовали документы, подтверждающие осуществление страхователем в 2019 году основного вида экономической деятельности согласно страховому тарифу 0,2%, следовательно, уведомление выдано обоснованно.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Общество в срок, установленный в пункте 5 Порядка N 55, не представило документы, в связи с чем, Фонд установил Обществу страховой тариф в размере 1 процента по виду деятельности в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях код ОКВЭД 71.1.
Однако, общество направляло письмо в адрес фонда N 1/120 от 25.05.2020, из которого следует, что в связи с неблагоприятной обстановкой, связанной с распространением короновирусной инфекции и самоизоляции, организация не смогла представить справку о подтверждении основного вида деятельности организации в установленные сроки. Общество просило не увеличивать тариф и принять подтверждающие документы об основном виде деятельности (л.д.15-19).
Вместе с тем страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Данная правовая позиция сформулирована в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2020 N 301-ЭС20-12436 по N А 82-14611/2019, 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 29.11.2016 N 310-КГ16-16005 по делу N А36-8629/2015, от 02.09.2016 N 305-КГ16-11553 по делу N А40-163554/2015, от 11.09.2018 N309-КГ18-7926 по делу NА76-21618/2017 в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10 по делу N А10-1360/2010.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для установления плательщику максимального тарифа.
Таким образом, оспариваемое уведомление правомерно судом признано недействительным, поскольку данное уведомление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "МБ-СтройСервис".
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, при этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание предмет спора и установленные по делу обстоятельства, в целях восстановления нарушенных прав ООО "МБ-СтройСервис" суд первой инстанции правомерно возложил на Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части установления обществу с ограниченной ответственностью "МБ-СтройСервис" ИНН 6165197261, ОГРН 1156196069809 страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с основным видом экономической деятельности ОКВЭД 62.09.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции также учитывает определение суда первой инстанции от 05.11.2020 об исправлении описок и опечаток.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А53-20080/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20080/2020
Истец: ООО "МБ-СТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: ГУ РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N3