г. Самара |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А55-36444/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.11.2020.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Деминой Е.Г., Морозова В.А
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мулиновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 29.10.2020 апелляционную жалобу Акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2020 по делу N А55-36444/2019 (судья Копункин В.А.) по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании 56 710 руб. 88 коп.,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Акционерное общество "Центр аварийно-спасательных и экологических операций"
при участии в заседании:
от истца - Лактионова С.Д., паспорт, доверенность от 13.11.2019, диплом от 10.07.2008,
от иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании убытков в размере 56 710 руб. 88 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 14.02.2020 суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Акционерное общество "РН-Транс" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2020, в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 апелляционная жалоба оставлена без движения. Впоследствии определением от 05.10.2020 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 29.10.2020.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылался на пропуск истцом срока исковой давности; на отсутствие вины ответчика в течи груза, возникшей в пути следования, указывая, что вагон был осмотрен истцом и принят к перевозке в технически исправном состоянии.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, который в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2020. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно железнодорожной накладной N ЭЯ973670 грузоотправителем АО "РН-Транс" в вагоне N57204331 от станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги до станции назначения Туапсе-сортировочная-эксп. Северо-Кавказской железной дороги был отправлен груз газолин (бензин газовый стабильный).
В пути следования 14.02.2017 на станции Сызрань Куйбышевской железной дороги в вагоне N 57204331 обнаружена течь груза.
По факту обнаружения течи в соответствии со ст. 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее по тексту - УЖТ РФ), разделом 3 "Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом" (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45), п. 6.4. Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума" (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 25) составлены акты общей формы N63560-4-91/313 от 14.02.2017, N7/656 от 14.02.2017, N8/477 от 14.02.2017, N8/487 от 16.02.2017.
При проведении осмотра установлено, что на пятом пути приемоотправочного парка в 09-20 у вагона проливание груза из-под фланца шиберной заслонки нижнего сливного прибора непрерывными тонкими струйками.
В соответствии с ч. 2. ст. 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ч. 1. ст. 18 УЖТ РФ грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическая безопасность.
Статьей 20 УЖТ РФ обязанность по подготовке под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, не принадлежащих перевозчику, а также обязанность по проверке технической исправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн возложена на грузоотправителя. Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении вагонов грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими.
Согласно пункту 3.1.1 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах цистернах, утвержденных протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств от 21 - 22 мая 2009 года N 50 (Приложение N 14 к Протоколу), перевозка жидких грузов наливом осуществляется только в технически исправных и предназначенных для этих грузов вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа.
В силу пункта 2.1.1 Правил N 15 опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренной стандартами или техническими условиями на продукцию, а также соответствующей требованиям Типовых правил ООН или ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка" с учетом национального законодательства. Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.
В соответствии с пунктом 2.1.20 Правил N 15 подаваемые под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры должны быть исправны и очищены от ранее перевозимых грузов и мусора. Пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителя ми. Техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, корпусов контейнеров, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель.
В соответствии с п. 2.1.20 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, протокол от 05.04.1996 N 15) перед каждой погрузкой опасного груза в собственный или арендованный вагон, контейнер-цистерну грузоотправитель обязан предъявить работникам железной дороги свидетельство о техническом состоянии вагона или контейнера-цистерны, включая его арматуру и оборудование, гарантирующее безопасность перевозки этого груза.
Перед подачей под налив грузоотправитель АО "РН-Транс" предъявил истцу свидетельство N 1066 от 11.02.2017 о техническом состоянии вагона-цистерны N 57204331 для перевозки опасного груза, гарантирующее исправность котла, арматуры, универсального сливного механизма (включая рабочее и конструктивное оборудование) и безопасную перевозку груза - бензин газовый стабильный до станции Туапсе-Сортировочная (т.е. до станции назначения).
Однако до прибытия на станцию назначения возникла течь груза в вагоне.
Для устранения аварийной ситуации, вызванной течью опасного груза и угрожающей безопасности движения, перевозчиком были произведены необходимые действия в соответствии с предписаниями "Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам" (утв. МЧС РФ 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС РФ 25.11.1996 N ЦМ-407).
Перевозчиком также произведены маневровые операции, перекачка груза в исправную цистерну и на основании договора N 2270460 от 31.01.2017 привлечено Самарский центр ЭКОСПАС - филиал АО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций", которым были проведены работы по разведке района ЧС, обозначению и расчистке зоны работ, распылению сорбента, сбора загрязненного сорбента, погрузка мешков с сорбентом, утилизация сорбента с газолином.
Расходы, понесенные истцом в связи с оплатой работы Самарского центра ЭКОСПАС, составили 56 710, 88 руб. (без НДС), что подтверждается копией платежного поручения N 27611 от 21.04.2017, копией акта о выполненных работах (оказанных услугах) N1809 от 01.03.2017, копией расчета стоимости выполненных работ по ликвидации ЧС, копией промежуточного акта учета отработанного времени и выполненных работ от 15.02.2017.
В целях досудебного урегулирования спора ответчику направлена претензия N 5185/КБШТЦФ от 16.04.2018, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно в силу ст.ст. 393, 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно отсутствия вины ответчика суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку ответчик, представляя перевозчику вышеуказанное свидетельство о техническом состоянии вагона-цистерны, гарантировал в техническом отношении исправное состояние котла, арматуры, универсального сливного прибора, включая рабочее и конструктивное оборудование, а также гарантировал безопасную перевозку груза на всем пути следования до станции назначения, включая этап выдачи груза.
Учитывая данное обстоятельство, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответственность за техническое состояние вагона-цистерны на всем пути следования в соответствии с положениями статей 19, 20 УЖДТ РФ лежит на АО "РН-Транс", следовательно, оно обязано возместить расходы истца на основании ст.ст. 15, 393 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции подтверждаются судебной практикой рассмотрения аналогичных споров (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2017 по делу N А55-24143/2015).
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены им, поскольку в рассматриваемом случае заявлено требование о взыскании реальных убытков, к которому подлежит применению общий срок исковой давности.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы направлены на их переоценку с целью установления иных обстоятельств, которые опровергаются материалами дела. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2020 является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на ответчика и понесены им при предъявлении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2020 по делу N А55-36444/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Колодина |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-36444/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "РН-Транс"
Третье лицо: АО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций", ОАО "РЖД"