г. Санкт-Петербург |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А56-4067/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Лисина И.Ю. - доверенность от 15.07.2020
от заинтересованного лица: Васильев А.О. - доверенность от 28.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22553/2020) Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2020 по делу N А56-4067/2020 (судья Катарыгина В.И.), принятое
по заявлению Акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области"
к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области
об оспаривании постановления от 05.12.2019 N 2775
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (ОГРН: 1044700565172, далее - Общество, АО "ЛОЭСК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (ОГРН: 1024701479186, далее - Администрация) от 05.12.2019 N 2775 о возложении обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства "О возложении обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства".
Решением суда от 14.07.2020 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме, постановление Администрации от 05.12.2019 N 2775 признано недействительным.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда первой инстанции от 14.07.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Податель жалобы ссылается на то, что оспариваемое постановление от 05.12.2019 N 2775 было вынесено Администрацией во исполнение положений статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Как указывает податель жалобы, орган местного самоуправления, как орган власти, на который возложена обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства. Возложение обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на Общество является способом организации управления таким бесхозяйным имуществом. Податель жалобы также указывает на то, что в силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. Таким образом, поскольку бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возлагается на эксплуатирующие организации, то по мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление от 05.12.2019 N 2775 направлено на персонализацию лица ответственного за содержание имущества. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что Общество признало факт того, что трансформаторная подстанция ТП-83 имеет технологическое присоединение к электрическим сетям АО "ЛОЭСК". Кроме того, Администрация не может заключить с Обществом гражданско-правовой договор на управление спорной ТП, поскольку данная ТП не является муниципальной собственностью, а право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество не может возникнуть ранее одного года с момента постановки его на учет, в качестве бесхозяйного.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, АО "ЛОЭСК" является территориальной сетевой организацией на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих на праве собственности или ином законном праве электросетевых объектов. В соответствии с пунктом 3.3 Устава АО "ЛОЭСК" также осуществляет деятельность по эксплуатации оборудования и сооружения для передачи электрической энергии.
Администрацией вынесено постановление от 05.12.2019 N 2775 "О возложении обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства", согласно которому в целях обеспечения надежности электроснабжения потребителей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 28, статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", на основании уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 04.10.2019 Администрация возложила на АО "ЛОЭСК" обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозяйного недвижимого имущества - трансформаторной подстанции ТП-83, кадастровый номер 47:27:0702004:820, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, пр. Победы, район д. 18 (далее - ТП-83).
Общество полагая, что указанное постановление Администрации от 05.12.2019 N 2775 не соответствует пунктам 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункту 4 статьи 28, статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и незаконно возлагает на Общество не предусмотренные действующим законодательством обязанности, обратилось с арбитражным с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительным постановление Администрации от 05.12.2019 N 2775.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда от 14.07.2020 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация в границах городского округа электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно пунктам 4 и 5 части 6 статьи 14 Закона N 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия, в том числе, по:
- выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
- организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений статьи 225 ГК РФ, пунктов 4 и 5 части 6 статьи 14 Закона N 261-ФЗ и пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения.
Таким образом, после оформления права муниципальной собственности на спорную ТП-83, Администрация в целях решения вопросов местного значения по организации электроснабжения муниципального образования вправе распорядиться муниципальным имуществом по своему усмотрению с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе передать имущество во временное пользование и владение иному лицу.
О оспариваемом постановлении от 05.12.2019 N 2775 "О возложении обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства" Администрация ссылается на пункт 4 статьи 28 и статью 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).,
В силу пункта 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Пунктом 4 статьи 28 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, данные нормы Закона N 35-ФЗ не предусматривают возможность возложения на сетевую организацию обязанностей по содержанию и обслуживанию бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в материалы дела Администрацией не представлены доказательства того, что спорный бесхозяйный объект электросетевого хозяйства (трансформаторная подстанция ТП-83, кадастровый номер 47:27:0702004:820, расположенная по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, пр. Победы, район д. 18) эксплуатируется Обществом либо имеет технологическое присоединение к электрическим сетям Общества. Как указывает Общество, на территории муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области осуществляют деятельность, помимо АО "ЛОЭСК" иные сетевые организации; данное обстоятельство заявителем не опровергнуто. Документы о наличии технологического присоединения спорной ТП-83 к сетям Общества либо доказательства эксплуатации Обществом ТП-83 в материалы дела не представлены, ходатайства об истребовании документов, подтверждающих технологическое присоединение ТП-83 к сетям Общества, Администрацией в суде первой инстанции не заявлено.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При таких обстоятельствах, Администрацией не доказано наличие правовых и фактических обоснований для вынесения постановления от 05.12.2019 N 2775 и возложения на АО "ЛОЭСК" обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства - трансформаторной подстанции ТП-83, кадастровый номер 47:27:0702004:820, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, пр. Победы, район д. 18.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительным постановления Администрации от 05.12.2019 N 2775.
При вынесении решения судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, не допущено нарушения норм процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда от 14.07.2020 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 июля 2020 по делу N А56-4067/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4067/2020
Истец: АО "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области
Третье лицо: АО "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"