город Ростов-на-Дону |
|
06 ноября 2020 г. |
дело N А53-10284/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.08.2020 по делу N А53-10284/2020 по исковому заявлению Ростовской таможни к обществу с ограниченной ответственностью "Промметалл" о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени,
УСТАНОВИЛ:
Ростовская таможня обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промметалл" (далее - ООО "Промметалл") о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей в размере 1 145 197,16 руб., пени в размере 330 529,36 руб.
Решением от 24.08.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных таможней требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд сделал необоснованный вывод о незаконности направления уведомления об уплате таможенных платежей. Таможня указывает, что срок камеральной проверки составляет три года. В соответствии с положениями пункта 7 статьи 310, подпункта 2 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС по ДТ N 10011010/161116/0000444 сроки проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении задекларированных в указанной декларации товаров истекают 06.12.2019 (по истечении 3-х лет со дня фактического вывоза товаров). Корректировка декларации на товары N 10011010/161116/0000444/06 сформирована Инкерманским таможенным постом Севастопольской таможни 03.12.2019 также в пределах срока проведения таможенного контроля. Предусмотренный пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, трехлетний срок применения мер взыскания таможенных платежей распространяется только в отношении мер взыскания, принимаемых таможенным органом в соответствии со статьей 68 ТК ЕАЭС и частью 3 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, перечень которых не включает в себя взыскание задолженности в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 16.11.2016 ООО "Промметалл" в регионе деятельности Севастопольской таможни в соответствии с таможенной процедурой "экспорт" задекларированы товары "отходы и лом черных металлов... " по ДТ N N 10011010/161116/0000444, 10011010/040517/0000107, классифицируемые в товарных подсубпозициях 7204 49 900 0 и 7204 49 300 0 ТН ВЭД ТС/ЕАЭС.
Согласно сведениям, заявленным декларантом в графе 44 "Дополнительная информация/представляемые документы" ДТ N 10011010/161116/0000444, поставка товаров осуществлялась в счет исполнения контракта от 04.11.2016 N 3-16.
Контракт от 04.11.2016 N 3-16 заключен между ООО "Промметалл" (Продавец) и компанией "SCIENTIA CONSULT LP" (Великобритания) (Покупатель). Согласно условиями данного договора продавец продал, а покупатель купил лом черных металлов согласно ГОСТ 2787-75 в количестве 3 300 мт. +5/-5% по цене 180 (сто восемьдесят) долл. США за 1 мт., страной назначения при отправке товаров является Турецкая Республика. Согласно контракту от 04.11.2016 N 3-16 поставка лома черных металлов осуществляется на условиях поставки FOB Севастопольский морской порт (Крым).
Севастопольской таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО "Промметалл", в результате которой установлено нарушение п. 3 ст. 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и п. 4 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавших до 31.12.2017, в части документального подтверждения сведений, относящихся к определению таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10011010/161116/0000444, повлекшее уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Согласно акту камеральной проверки 10322000/210/071019/А000013 от 07.10.2019 таможенным органом сделан вывод, что в нарушение требований, установленных п. 3 ст. 2 Соглашения, а также п.п. 7, 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191, действовавших в период рассматриваемой поставки, ООО "Промметалл" при декларировании товаров по ДТ N 10011010/161116/0000444 представлены недостоверные (недействительные) документы, содержащие недостоверные сведения о цене сделки и ее условиях.
На основании подпункта "л" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, принято Решение от 29.11.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10011 010/161116/0000444.
На основании указанного решения Инкерманским таможенным постом Севастопольской таможни сформирована корректировка декларации на товары от 03.12.2019 N 10011010/161116/0000444/06, доначислена вывозная таможенная пошлина в размере 1 145 197,16 руб.
В соответствии с приказом N 2095 и Порядком на основании созданного Севастопольской таможней в АПС "Задолженность" паспорта задолженности (по КДТ к ДТ N 10011010/161116/0000444) Ростовской таможней как таможней взыскания сформировано и направлено через личный кабинет ООО "Промметалл" в виде электронного документа уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 04.12.2019 N10313000/У2019/0000704 (далее - уведомление) в размере 1 431 035,20 руб., в том числе: таможенные платежи - 1 145 197,16 руб., пени - 285 838,04 руб., которое не исполнено в установленный частью 19 статьи 73 Закона о таможенном регулировании срок - 25.12.2019.
При таких обстоятельствах, таможня обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением о взыскании обязательных платежей.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ, Закон о таможенном регулировании) уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, направление уведомления в случае установления факта нарушения таможенного законодательства является формой реагирования на выявленные правонарушения и является обязанностью таможенного органа.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 68 ТК ЕАЭС меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случае, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 71 Закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что суд сделал необоснованный вывод о незаконности направления уведомления об уплате таможенных платежей.
Таможня также указала в жалобе, что срок камеральной проверки составляет три года. В соответствии с положениями пункта 7 статьи 310, подпункта 2 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС по ДТ N 10011010/161116/0000444 сроки проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении задекларированных в указанной декларации товаров истекают 06.12.2019 (по истечении 3-х лет со дня фактического вывоза товаров). Корректировка декларации на товары N 10011010/161116/0000444/06 сформирована Инкерманским таможенным постом Севастопольской таможни 03.12.2019 также в пределах срока проведения таможенного контроля.
Приведенные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 141 ТК ЕАЭС обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Таким образом, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты в пределах трех лет со дня регистрации таможенным органом декларации на товары.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта по ДТ N 10011010/161116/0000444 осуществлен 17.11.2016, таким образом, уведомление от 04.12.2019 N 10313000/У2019/0000704 об уплате таможенных платежей выставлено с нарушением трехлетнего срока, установленного п. 1 ч. 8 ст. 71 Закона N289-ФЗ.
Уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей не могут быть выставлены за пределами трехлетнего пресекательного срока независимо от того соблюден ли таможенными органами срок оформления корректировки декларации на товары или нет.
Соответственно, нормативно установленный срок проведения камеральной таможенной проверки, как и фактическая дата проведения камеральной проверки, не влияет на исчисление трехлетнего срока со дня, когда должны были быть уплачены таможенные платежи и, соответственно, на срок, в течение которого могут быть взысканы таможенные платежи.
Согласно позиции таможни предусмотренный пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, трехлетний срок применения мер взыскания таможенных платежей распространяется только в отношении мер взыскания, принимаемых таможенным органом в соответствии со статьей 68 ТК ЕАЭС и частью 3 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, перечень которых не включает в себя взыскание задолженности в судебном порядке.
Статья 71 Закона N 289-ФЗ расположена в главе 12 "Взыскание таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы" и регламентирует общие правила взыскания таможенных платежей и иных платежей, взыскание которых возложено на таможенные органы.
Таким образом, доводы таможни основаны на ошибочном толковании таможенного законодательства.
При обращении в суд таможней не было заявлено ходатайства о восстановлении трехлетнего срока и не представлено обоснований причин уважительности причин пропуска срока, наличия объективных препятствий для совершения действий по взысканию в пределах установленного пресекательного срока.
Таким образом, судом не установлено оснований для удовлетворения требований таможни.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 24.08.2020 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2020 по делу N А53-10284/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10284/2020
Истец: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ПРОММЕТАЛЛ"