г. Москва |
|
04 ноября 2020 г. |
Дело N А40-65440/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2020 по делу N А40-65440/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
о признании незаконным решения, об обязании устранить
при участии:
от заявителя: |
Хабаров Д.С. по доверенности от 12.05.2020; |
от заинтересованного лица: |
Аверкиев А.В. по доверенности от 30.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-65440/20 от 17.07.2020 оставлено без удовлетворения заявление Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление), изложенное в письме от 06.03.2020 N 77/20-27471 об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:17:0120316:17008, расположенного по адресу: г.Москва, пос. Сосенское, п. Коммунарка (далее - объект недвижимости).
Решением суда оставлено без удовлетворения заявление департамента о возложении на управление обязанности устранить допущенные нарушения прав департамента путём осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объекта
Не согласившись с решением суда, департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании апелляционного суда представитель департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель управления поддержал решение суда.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п.13 ч.2 ст.271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
Согласно материалам дела, 23.11.2019 департаментом в адрес управления были поданы заявления об осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества.
Заявления департамента оставлены управлением без удовлетворения.
По мнению управления, при подаче заявлений департаментом нарушены положения Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке) (далее - Требования).
Нарушение Требований заключается в несоответствии акта обследования по форме и по содержанию требованиям Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 86l "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее -Требования). В составе акта не представлены проект работ по сносу объекта недвижимости, сведения об уведомлении о завершении сноса объекта недвижимости.
Соглашаясь с правомерностью позиции управления, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с п. 7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ(далее - Закон о регистрации), одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в связи с прекращением существования объекта недвижимости является, в том числе, акт обследования.
В силу п. 1 ст. 23 Закона о регистрации акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Согласно п.3 Требований акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Указанные документы за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
В случае отсутствия в составе приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
В материалы регистрационного дела к акту обследования департаментом были приложены следующие документы, подтверждающие прекращение существования объекта: распоряжение Правительства Москвы от 20.11.20l8 N 789-РП "О сносе недвижимого имущества", постановление Правительства Москвы от 09.10.20l8 N l233-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 20l 8-2021 годы", проектная документация N ИМ-l6-13-П-1.2Э-ПОС от 14.12.2017, N ИМ-16-1З-П-1.2Э-ПЭС от 01.11.2017, разработанная АО "Мосинжпроект", в которой предусмотрены работы по демонтажу объекта недвижимости; положительное заключение экспертизы от 09.02.2018 N 77-1-1-3-0409-18, выданное ГАУ города Москвы "Московская государственная экспертиза";разрешение на строительство от 24.10.2018 N 77-245000-017862-2018, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы; письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.12.2018 N 14-13485/18 по вопросу снятия объектов недвижимости с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности; уведомления о завершении сноса объектов капитального строительства, представленные в адрес Комитета государственного строительного надзора города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы.
По мнению апелляционного суда, Требованиями не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
Абзац 2 п.3 Требований допускает составление акта обследования без приложения каких-либо документов.
В связи с чем свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе "Заключение кадастрового инженера" является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости.
Такой вывод подтверждается постановлениями Арбитражного суда Московского округа от 23.07.2018 по делу N А40-175549/2017 и от 14.02.2019 по делу N А40- 129369/2018), письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.12.2018 N 14-13485/18.
В письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.12.2018 N 14-13485/18 сказано, что Законом о государственной регистрации и Требованиями не предусмотрена обязанность органа регистрации прав осуществлять проверку соблюдения установленного в субъекте Российской Федерации порядка проведения работ по сносу (демонтажу)объектов недвижимости; представленный в орган регистрации прав акт обследования должен подтверждать факт сноса (демонтажа) объекта недвижимости, в том числе в разделе "Заключение кадастрового инженера" акта обследования должна содержаться соответствующая информация при ее наличии.
Дополнительно в разделе "Заключение кадастрового инженера" акта обследования, представленного департаментом в управление, указано, что в соответствии с ч.8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) положения настоящей главы (главы 6.4 "Снос объектов капительного строительства") не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Снос объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном главой 6 ГрК РФ для строительства объектов капитального строительства.
Положения главы 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат требований о направлении уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, и размещении этого уведомления в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомлении об этом органа регионального государственного строительного надзора.
В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 48 ГрК РФ проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства).
В представленном департаментом в адрес управления заключении кадастрового инженера сказано, что в соответствии с постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123 подготовительные работы по организации стройплощадки, освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений, перекладка коммуникаций) могут производиться до начала строительства объекта на основе решений, содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.).
Работы по сносу (демонтажу) предусмотрены как в текстовых, так и в графических документах проекта.
Об этом свидетельствует положительное заключение экспертизы от 09.02.2018 N 77-1-1-3-0409-18, выданное ГАУ города Москвы "Московская государственная экспертиза" на стр. 32: Проектная документация по объекту "Проектирование и строительство улично-дорожной сети на территории Административно-делового центра в пос. Коммунарка (I этап). 1.2 этап: "Улично-дорожная сеть участок 1-1соответствует требованиям к содержанию разделов проектной документации, технических регламентов, нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий".
Из вышеизложенного следует, что, учитывая включение в приложение к акту обследования проектной документации, в которой предусмотрены работы по демонтажу объекта, и указание в разделе "Заключение кадастрового инженера" на отсутствие необходимости направления уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства, департаментом в материалы регистрационного дела представлены все необходимые для осуществления учетно-регистрационных действий документы.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме(семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст. 8 Закона о регистрации).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании п. 7 ч. 4 ст. 8 Закона о регистрации отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. l ст. 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимости вносятся сведениях о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно, в том числе и в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрировано в ЕГРН.
Следовательно, в случае сноса (демонтажа) объектов недвижимости, прекратить зарегистрированное право на них невозможно без одновременного снятия с кадастрового учета таких объектов.
Таким образом, отсутствие в ЕГРН сведений о прекращении существования объекта недвижимости и даты снятия с государственного кадастрового учета, а равно и наличие в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности на снесенный объект приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п.2 ст. 1 Закона о регистрации.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч.1 ст.268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
На основании изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2020 по делу N А40-65440/20 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в письме от 06.03.2020 N 77/20-27471 об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:17:0120316:17008, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, п. Коммунарка.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав Департамента городского имущества города Москвы путём осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:17:0120316:17008, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, п. Коммунарка.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65440/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ