г. Санкт-Петербург |
|
08 ноября 2020 г. |
Дело N А56-42898/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24549/2020) ООО "ПетербургГаз" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2020 по делу N А56-42898/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "ПетербургГаз"
к УФАС по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" (ОГРН: 1047833005406, адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб.р. Фонтанки, д. 90, корп. 1, лит. А; далее - заявитель, Общество, ООО "ПетербургГаз") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.04.2020 о назначении административного наказания по делу N 078/04/9.21-46/2020 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 30.07.2020 суд первой инстанции изменить постановление УФАС от 21.04.2020 о назначении административного наказания по делу N 078/04/9.21-46/2020 в части административного наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "ПетербургГаз" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Определением апелляционного суда от 07.09.2020 апелляционная жалоба Общества принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в Управление поступило заявление гр. Петуховой Г.Ю. б/д б/н (вх. N 29450-ЭП/19 от 02.10.2019) в отношении действий ООО "ПетербургГаз" при технологическом присоединении объекта заявителя, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, садоводство "Отрада", участок 39 (далее - Объект), к сетям газораспределения, выразившихся в навязывании заявителю дополнительных услуг и обязательств по заключенному договору NТП1С-335-2-2019 от 22.04.2019 (далее - Договор).
В приложении N 1 к Договору о подключении (технологическом присоединении) содержатся технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения Петуховой Г.Ю.
В заявлении Петухова Г.Ю. ссылается на то, что договор о подключении содержит навязанные условия, а именно: разработку проектной документации и согласование проектной документации с ООО "ПетербургГаз", подготовку Петуховой Г.Ю. исполнительной документации и ее согласование с ООО "ПетербурггГаз", заключение с ООО "ПетербургГаз" договора на выполнение работ (оказание услуг) N СП-1263-19 от 14.08.2019.
Управлением установлено, что на этапе выполнения Петуховой Г.Ю. мероприятий, установленных в технических условиях по договору о подключении, ООО "ПетербургГаз" письмом от 26.09.2019 N 10246/19 обязало Петухову Г.Ю. разработать проектную документацию, отправить ее на согласование в адрес газораспределительной организации, заключить договор на оказание услуг по проверке проектной документации и оплатить данную услугу в размере 7000 руб. (включая НДС).
При этом Петуховой Г.Ю. разработана проектная документация и отправлена на согласование в адрес ООО "ПетербургГаз".
Петухова Г.Ю. уведомлена ООО "ПетербургГаз" о том, что результаты проверки проектной документации могут быть выданы ей только после заключения договора и оплаты услуги.
Также Петухова Г.Ю. уведомила Управление о том, что на середину декабря 2019 года технологическое присоединение не осуществлено, так как со стороны ООО "ПетербургГаз" не подписан акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта. Договор Петуховой Г.Ю не заключен и не оплачен, поскольку в проектной документации ООО "ПетербургГаз" выявлен ряд несоответствий подлежащих устранению.
Усматривая в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, определением от 31.12.2019 N 78/43764/19 в отношении ООО "ПетербургГаз" возбуждено производство по делу N 078/04/9.21-46/2020 об административном правонарушении.
Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2020 исх. N 05/5797/20.
По результатам рассмотрения дела, 21.04.2020 Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 078/04/9.21-46/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества нарушения пункта 104 Правил N 1314, что образует событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 50 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
В пункте 3 Правил определен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения: направление заявителем исполнителю (газораспределительной организации) запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (подпункт а); выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий (подпункт б); заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении (подпункт в); выполнение заявителем и исполнителем технических условий (подпункт г); составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (подпункт д); осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (подпункт е).
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Пункт 60 Правил N 1314 устанавливает, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Пунктом 62 Правил N 1314 предусмотрено, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Для заключения договора о подключении потребитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию с указанием сведений и документов в соответствии с пунктами 65-71 Правил N 1314.
Пунктом 69 Правил N 1314 утвержден перечень документов, направляемых в составе заявки на подключение (технологическое присоединение). Указанный перечень является исчерпывающим.
Пунктом 75 Правил N 1314 предусмотрено, что технические условия содержат следующую информацию: а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько); в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
В подпункте "б" пункта 97 Правил закреплено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Исходя из содержания подпункта "б" статьи 100 Правил также следует, что утвержденная в установленном порядке проектная документация представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, как это предусмотрено частью 3 статьи 48 ГрК РФ, договор и технические условия не могут содержать условия о разработке и представлении проекта газоснабжения.
В данном случае подключение к сети газораспределения требовалось в отношении объекта ИЖС, разработка проектной документации на который в силу вышеприведенных положений ГрК РФ не требовалась.
Кроме того, пунктом 98 Правил N 1314 к обязанностям исполнителя отнесено:
а) осуществление действий по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществление мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
в) осуществление действий по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта);
г) направление заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (не позднее 10 дней после запроса заявителя);
д) уведомление заявителя об окончании срока действия договора о подключении (не позднее 20 рабочих дней до даты подключения).
В соответствии с пунктом 100 Правил N 1314 Заявитель обязан:
а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил N 1314 представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);
в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;
г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;
д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.
Таким образом, осуществление газораспределительной организацией мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении является одним из этапов подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения (следующим после этапа по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения к сетям газопотребления заявителя).
Указанный этап завершается составлением акта, подтверждающего готовность сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), без которого газораспределительная организация не вправе согласно подпункту "в" пункта 98 Правил N 1314 осуществить действия по фактическому подключению (технологическому присоединению) объектов заявителя.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что заключение спорного договора по согласованию проектной документации имеет добровольный характер и не носит обязательный характер.
Однако, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на обращение заявителя Общество в своем письме от 26.06.2019 N 10246/19 указало следующее: "На текущий момент к предоставленной на проверку проектной документации подготовлены замечания и могут быть выданы при условии заключения Договора СП и оплаты работ/услуг в соответствии с его условиями".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество принудило потребителя разработать проект газоснабжения объекта под условием навязывания заключения договора и оплату услуг за согласование проекта, что не соответствует пункту 104 Правил N 1314, запрещающему навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами N 1314.
Факт совершения Обществом административного правонарушения установлен судом и подтверждается материалами дела, в том числе: заявлением на согласование проектной документации; Договором от 14.08.2019; письмом от 26.06.2019 N 10246/19; протоколом об административном правонарушении от 27.02.2020 исх. N 05/5797/20.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 1314, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 1314 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 50 000 руб. (1/2 минимального размера санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ).
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июля 2020 года по делу N А56-42898/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42898/2020
Истец: ООО "ПЕТЕРБУРГГАЗ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу