г. Москва |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А40-21068/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "СТАТУС ГРУПП"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 июля 2020 г. по делу N А40-21068/20(148-108)
по заявлению ООО "СТАТУС ГРУПП" (ИНН 5018156960, ОГРН 1135018004604)
к 1) ФАС России, 2) УФАС по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо - АО "Авиакомпания" "Полярные авиалинии"
о признании незаконным заключения N РНП-223-10/19 от 30.12.2019 г
при участии:
от заявителя: |
Гумарова Л.А. по дов. от 24.04.2020; |
от ответчиков: |
1) Скирда Л.Н. по дов. от 16.09.2020; 2) не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТАТУС ГРУПП" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным заключения ФАС России (далее - антимонопольный орган) N РНП-223-10/19 от 30.12.2019 г., о признании незаконным приказа N 41/20 от 22.01.2020 г. о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением от 24 июля 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
АО "Авиакомпания" "Полярные авиалинии" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель ФАС России поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание УФАС по Республике Саха (Якутия), а также АО "Авиакомпания" "Полярные авиалинии" своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru).
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию ответчика и заявителя, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ФАС России поступило заключение по делу от 30.12.2019 N РНП-223-10/19 Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), о включении сведений в отношении ООО "СТАТУС ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) как поставщика, уклонившегося от заключения договора.
На основании указанного Заключения ФАС России издала Приказ от 22.01.2020 N 41/20, пунктом 1 которого решила включить сведения об ООО "СТАТУС ГРУПП" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора сроком на два года на основании уклонения от заключения договора с АО "Авиакомпания "Полярные Авиалинии" на поставку авиатоплива ТС-1 для выполнения пассажирских авиаперевозок в Республике Саха (Якутия) на 2019 год (извещение N 31908394953).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Арбитражный суд, всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, не установил совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО "СТАТУС ГРУПП" требований.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
Из материалов дела усматривается, АО "Авиакомпания "Полярные Авиалинии" (далее - Заказчик) 14.10.2019 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку авиатоплива ТС-1 для выполнения пассажирских авиаперевозок в Республике Саха (Якутия) на 2019 год (склад ГСМ Аэропорт "Олекминск" 100 тонн), для нужд АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии"" (реестровый N 31908394953) (далее - Закупка).
Начальная (максимальная) цена договора составляет 7 500 000,00 рублей.
Протоколом от 23.10.2019 N 25-19 ЗК рассмотрения и оценки котировочных заявок в соответствии с п. 17.16 ст. 17 Положения о закупке товаров, работ, услуг для ужд АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии" победителем было признано ООО "Статус групп", котировочная заявка которого, отвечают всем требованиям, установленным в извещении и конкурсной документации о проведении запроса ценовых котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров (работ, услуг): 7 109 600 рублей 00 копеек, с учетом НДС 20%.
В соответствии с частью 15 статьи 3.2 ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Аналогичное требование предусмотрено пунктом 22.1 Документации запроса котировок.
25.10.2019 Заказчиком в Единой информационной системе (далее -ЕИС) был размещен Итоговый протокол N 31908394953-02.
Учитывая вышеизложенное, договор по результатам закупки должен быть заключен не ранее 04.11.2019 и не позднее 14.11.2019.
05.11.2019 Заказчиком в адрес ООО "СТАТУС ГРУПП" был направлен договор б/н поставки нефтепродуктов.
08.11.2019 ООО "СТАТУС ГРУПП" разместил в ЕИС протокол разногласий N 1 по договору б/н поставки нефтепродуктов, с внесением изменений в части сроков оплаты.
14.11.2019 г. Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ, согласно которому отклонили протокол разногласий.
15.11.2019 г. ООО "СТАТУС ГРУПП" разместил в ЕИС протокол разногласий N 2 по договору б/н поставки нефтепродуктов, с внесением изменением в части сроков оплаты и доставки, а так же с изменением юридического адреса.
27.11.2019 г. Заказчик разместил в единой информационной системе протокол об уклонении победителя от заключения договора по итогам запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 4 ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчик при осуществлении конкурентной закупки обязан размещать в ЕИС следующую информацию о закупке: извещение об осуществлении конкурентной закупки; документацию о конкурентной закупке; проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Договор с поставщиком заключается на условиях, предусмотренных извещением, документацией, проектом договора, заявкой участника, протоколом подведения итогов закупки, положением о закупке.
Согласно пункту 28 статьи 3.4 Закона о закупках, договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика.
В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.
Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программноаппаратных средств электронной площадки.
Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
Положением о закупке АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии" предусмотрено, что участник должен составлять заявку по форме, установленной в закупочной документации.
Из текста заявки должно ясно следовать, что ее подача является принятием (акцептом) всех условий заказчика (организатора закупки), в том числе согласием исполнять обязанности участника. Иные требования к участникам закупочных процедур устанавливаются закупочной документацией и законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Информационной карты запроса котировок оплата за оказанные услуги производится в соответствии с проектом договора.
Пунктом 3.5. Договора установлено, что Покупатель оплачивает товар партиями в течении 5-и рабочих дней после оформления Акта приема -передач.
ООО "СТАТУС ГРУПП" положения Документации запроса котировок на этапе подачи заявки на участие в запросе котировок не оспаривались.
Реализуя свое право на участие в закупочной процедуре, ООО "СТАТУС ГРУПП", подало соответствующую котировочную заявку, в которой выразило согласие оказать услуги в соответствии с требованиями Документации запроса котировок и исполнить условия договора, указанные в проекте договора, прилагаемом к Извещению о проведении запроса котировок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заключение договора является обязанностью, исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что ООО "СТАТУС ГРУПП" не вправе отказываться от заключения договора из-за того, что заказчик не учел его правки в проекте договора.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" установлены правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
В соответствии с пунктом 4 указанного выше Постановления, ведение Реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по оборонному заказу. Включение информации в реестр осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
В соответствии с положениями, содержащимся в статье 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемых ненормативные акта антимонопольных органов полностью соответствуют требованиям законодательства, и не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что необходимо к доказыванию со стороны Заявителя в контексте ст. ст. 198, 200, 201 АПК РФ.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 июля 2020 г. по делу N А40-21068/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21068/2020
Истец: ООО "СТАТУС ГРУПП"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ), ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: АО "АВИАКОМПАНИЯ "ПОЛЯРНЫЕ АВИАЛИНИИ"
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7889/20
05.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45968/20
24.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-21068/20
23.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30120/20