г. Санкт-Петербург |
|
09 ноября 2020 г. |
Дело N А42-741/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пряхиной Ю.В.
судей Масенковой И.В., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания: Ю.Г. Баленковой,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: посредством онлайн-заседания представитель Н.В. Клюшкин по доверенности от 30.12.2019;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев дело N А42-741/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Секьюрикоп-Охрана Север"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
третье лицо: ликвидатор Сергеева О.В.
о признании незаконными действий налогового органа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Секьюрикоп - Охрана Север" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее - ответчик) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2195190177444 о прекращении деятельности ООО "Лира" и обязании налогового органа в течение пяти дней с даты принятия решения устранить допущенные нарушения прав ООО "Охранное предприятие "Секьюрикоп - Охрана Север" путем внесения сведений о признании недействительной записи N 2195190177444.
Решением от 04.03.2020 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Секьюрикоп - Охрана Север" отказано; с общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Секьюрикоп - Охрана Север" взыскано в доход федерального бюджета 3000 руб. госпошлины.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований по изложенным в жалобе основаниям.
Согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Определением суда от 16.07.2020 произведен переход к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ликвидатор ООО "ЛИРА" Сергеева О.В.
Определением от 10.09.2020 суд апелляционной инстанции запросил у Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Мурманской области сведения о месте нахождения Сергеевой Ольги Викторовны, 04.09.1974 г.р., м.р - г. Мурманск, паспорт 47 14 467673, выдан 27.09.2014 Отделом УФМС РФ по Мурманской области в Ленинградском административном округе г. Мурманска, к/п 510-001; последнее известное место регистрации - 183040, Мурманск, ул. Аскольдовцев, д. 30, корп. 1, кв. 88.
21.10.2020 от Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Мурманской области поступили испрашиваемые сведения о месте нахождения Сергеевой Ольги Викторовны, которое совпадает с последним известным суду местом регистрации, по которому третье лицо извещалось, следовательно, Сергеева Ольга Викторовна является надлежащим образом извещенной о судебном процессе.
Ответчик в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.
Как следует из материалов дела, ООО "Лира" (ОГРН: 1025100804156) зарегистрировано в качестве юридического лица 14.12.2001, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 19.03.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025100804156.
10.06.2019 единственным участником Общества Равчеевой Л.В. было принято решение от 10.06.2019 о ликвидации Общества и назначении ликвидатором Сергееву О.В.
18.06.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора Общества, запись за ГРН 2195190138284.
В Вестнике государственной регистрации N 25 (902) от 26.06.2019 были опубликованы сведения о начале ликвидации общества; в публикации содержалась информация о порядке и сроке заявления требований кредиторов.
27.08.2019 ликвидатором Сергеевой О.В. (вх. N 4388А) в Инспекцию представлено уведомление формы N Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
03.09.2019 регистратором в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Лира" в связи с ликвидацией юридического лица по решению участника за государственным регистрационным номером 2195190177444.
Полагая, ликвидацию ООО "Лира" неправомерной, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В обоснование своих доводов заявитель сослался на наличие со стороны ООО "Лира" неисполненных обязательств по оплате задолженности, установленной в рамках дела N А42-3256/2019.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 04.06.2019 N А42-3256/2019 в виде резолютивной части с ООО "Лира" в пользу ООО "ОП "Секьюрикоп-Охрана Север" взыскано 16193,55 руб. долга, 742,50 руб. пеней, 1014,76 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 2000 руб. расходов по уплате госпошлины.
Соответственно, на момент ликвидации у Общества перед истцом имелась задолженность, которая не была оплачена в полном размере по результатам рассмотрения указанного дела в ходе исполнительного производства.
Кредитор не уведомлялся ликвидатором о предстоящей ликвидации. У ООО "Лира" на момент составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса имелась задолженность перед ООО "ОП "Секьюрикоп-Охрана Север" в сумме 7193,55 руб., которую ликвидатор не отразил в балансах. Сведений о погашении долга, о его отсутствии, в деле не имеется.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, включая случаи регистрации прекращения их деятельности, урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 2 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией установлен главой VII Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).
Статьей 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2).
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.01.2013 N 11925/12, от 05.03.2013 N 14449/12, от 13.05.2014 N 127/14, при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, письменно не уведомленным о ликвидации должника.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9).
На основании пункта 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В силу положений пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а"), неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ и со статьей 7.1 данного Федерального закона (подпункт "т").
При этом необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Для осуществления государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ необходимо не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой указанного Федерального закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Государственная регистрация признается действительной, если она проведена на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений.
Поскольку одним из оснований для отказа в государственной регистрации является неисполнение юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ (подпункт "т" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ), то в условиях предусмотренного пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ ограниченного пакета документов, которые необходимо представить для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, данные обстоятельства в соответствии с пунктом 4 статьи 51 ГК РФ являются основанием для проведения проверки достоверности сведений в порядке и сроки, определенные пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Отсутствие в представленном пакете документов доказательств соблюдения пункта 1 статьи 63 ГК РФ является безусловным основанием для сомнения в достоверности содержащихся в заявлении по форме Р16001 сведений о том, что ликвидационной комиссией или ликвидатором соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с кредиторами завершены.
В целях обеспечения внесения в ЕГРЮЛ достоверных сведений регистрирующий орган обязан инициировать, в частности: получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; и/или получение сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки.
Как подтверждается материалами дела, инспекция в нарушение указанных требований законодательства, проигнорировала то обстоятельство, что ликвидатором к заявлению не были приложены доказательства, подтверждающие принятие ликвидатором необходимых мер об уведомлении в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица, тем самым налоговая инспекция устранилась от выяснения наличия/отсутствия предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ оснований для отказа в такой государственной регистрации применительно к поступившему заявлению по форме N Р16001.
В нарушение требований статьи 63 ГК РФ ликвидатор не направил в адрес кредитора уведомление о начале процедуре ликвидации общества.
С учетом изложенного, в результате неосуществления расчетов с заявителем по имеющейся задолженности у ликвидатора отсутствовали правовые основания для составления и утверждения в соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ ликвидационного баланса с показателями, в которых отсутствовала спорная задолженность перед заявителем.
То обстоятельство, что сообщение о ликвидации ООО "Лира" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 25 (902) от 26.06.2019, а сведения ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными, по мнению апелляционной коллегии, не свидетельствует об исполнении ликвидатором обязанности по уведомлению кредитора о предстоящей ликвидации.
Сам по себе факт публикации в органах печати информации о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, а также внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ сведений о начале ликвидационной процедуры, не свидетельствуют о соблюдении ликвидатором установленного законом порядка ликвидации.
Публикация сведений о ликвидации не может считаться таким действием в смысле абзаца 2 пункта 1 статьи 63 ГК РФ, поскольку из содержания данной нормы однозначно следует разделение обязанности по публикации и по выявлению кредиторов.
Кроме того, ликвидатор был назначен решением единственного участника Общества, который на момент 10.06.2019 не мог не знать о наличии задолженности перед заявителем, установленной решением Арбитражного суда Мурманской области от 04.06.2019 по делу N А42-3256/2019.
Следовательно, в силу пункта 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия налогового органа, а именно: о ликвидации ООО "Лира" нарушают права и законные интересы заявителя, не соответствуют закону, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым признать незаконными действия ИФНС РФ по г. Мурманску по внесению в ЕГРН записи N 2195190177444 от 03.09.2019 о прекращении деятельности ООО "Лира" ОГРН: 1025100804156, с возложением на налоговый орган (ИФНС РФ по г. Мурманску) обязанности устранить нарушения прав заявителя путем аннулирования соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в связи с существенными процессуальными нарушениями, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований ООО "ОП "Секьюрикоп-Охрана Север". Расходы по оплате госпошлины по первой и апелляционной инстанциям распределены судом в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.03.2020 по делу N А42-741/2020 отменить.
Признать незаконными действия ИФНС РФ по г. Мурманску по внесению в ЕГРН записи N 2195190177444 от 03.09.2019 о прекращении деятельности ООО "Лира" ОГРН: 1025100804156.
Обязать ИФНС РФ по г. Мурманску устранить нарушение прав и законных интересов ООО "ОП "Секьюрикоп-Охрана Север" путем аннулирования данной записи.
Взыскать с ИФНС РФ по г. Мурманску в пользу ООО "ОП "Секьюрикоп-Охрана Север" 6000 руб. расходов по оплате госпошлины по первой и апелляционной инстанциям.
Возвратить ООО "ОП "Секьюрикоп-Охрана Север" из федерального бюджета 3000 руб. излишне оплаченной госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Пряхина |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-741/2020
Истец: ООО "Охранное предприятие "Секьюрикоп-Охрана Север"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МУРМАНСКУ
Третье лицо: Сергеева О.В., ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по Мурманской области