11 ноября 2020 г. |
Дело N А84-567/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 11 ноября 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Кравченко В.Е.
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии: представителя ПК "Сервисный морской центр "Аврора" - Боцыка Андрея Анатольевича, доверенность от 04.09.2020 N 04/09; представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - Ступицкой Юлии Сергеевны, доверенность от 09.01.2020 б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского кооператива "Сервисный морской центр "Аврора" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 июля 2020 года по делу N А84-567/2020, принятое по заявлению Потребительского кооператива "Сервисный морской центр "Аврора" об оспаривании решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
потребительский кооператив "Сервисный морской центр "Аврора" (далее - ПК "Сервисный морской центр "Аврора", Кооператив, Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Заинтересованное лицо, Севреестр), в котором просил: признать незаконным Решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 12.11.2019 N 91/001/038/2018-258 об отказе в государственной регистрации; обязать Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя устранить допущенное нарушение путем осуществления государственной регистрации права на объект недвижимого имущества расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Рубежная, д. 5/1 (Площадь набережная, КН/УН: 91:02:004003:2735) по заявлению потребительского кооператива "Сервисный морской центр "Аврора".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.07.2020, в удовлетворении заявленных требований ПК "Сервисный морской центр "Аврора", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПК "Сервисный морской центр "Аврора" обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.07.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Кооператива в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности имеющих значение для дела обстоятельствам, которые суд считал установленными; несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права, а также норм процессуального права. Также, апеллянт указывает на то, что для регистрации ранее возникшего права не требуется предоставление документов в отношении земельного участка. Также, по мнению Кооператива, не требуется доказывать, что данный объект относится к гидротехническим сооружениям.
В судебном заседании, состоявшемся 27.10.2020, был объявлен перерыв, до 03.11.2020.
После окончания перерыва, представитель ПК "Сервисный морской центр "Аврора" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.07.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Кооператива в полном объеме.
Представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что государственным регистратором было принято законное и обоснованное решение об отказе в государственной регистрации объекта недвижимости, поскольку Кооперативом не были устранены недостатки, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 13.08.2019 N 91/001/038/2018-258.
Законность и обоснованность решения от 20 июля 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ПК "СМЦ "Аврора" на праве собственности принадлежало недвижимое имущество - Яхт-клуб (спортивный комплекс) в бухте Казачья с причальной стеной, причалами и КПП, расположенное по адресу: по адресу: г. Севастополь, ул. Рубежная, д. 5/1-А, что подтверждается свидетельством от 13.06.2013, индексный номер 4801519. Запись о государственной регистрации права была внесена в государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (номер записи 1285210).
В Свидетельстве от 13.06.2013 индексный номер 4801519, также были указаны сведения о составных частях объекта недвижимого имущества, а именно номер, литера: А, сторожка, общей площадью 28,8 кв. м, номер, литера: 4, площадь набережная, общей площадью 2041,2 кв. м.
Указанное выше недвижимое имущество было введено в эксплуатацию на основании Декларации о готовности объекта к эксплуатации от 20.05.2013 N СТ143131190147, в которой имеется описание объекта: несущие конструкции - железобетонные, ограждающие конструкции - камень ракушечника, фасад - декоративная штукатурка, перечень инженерного оборудования: холодное водоснабжение, водоотведение, отопление от отдельных индивидуальных отопительных установок (газовый котел), общая площадь строения: Лит. "А" - 28,8 кв. м, площадь набережной - 2041,2 кв. м.
Яхт-клуб (спортивный комплекс) в бухте Казачья с причальной стеной, причалами и КПП, расположенный по адресу: по адресу: г. Севастополь, ул. Рубежная, д. 5/1-А имеет технический паспорт от 16.11.2012.
19.12.2018 ПК "СМЦ "Аврора" обратилось в Севреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - площадь набережная, КН/УН: 91:02:004003:2735, общей площадью 2041,2 кв. м, по адресу: г. Севастополь, ул. Рубежная, д. 5/1-А.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 13.08.2019 N 91/001/038/2018-258, Севреестр уведомил Кооператив о приостановлении государственной регистрации начиная с 13.08.2018, поскольку площадь набережная как объект (сооружение) не имеет самостоятельного функционального назначения и не может являться самостоятельным объектом гражданских прав, так как данное железобетонное замощение является обычным благоустройством земельного участка, то есть составной частью земельного участка. Осуществление действий по регистрации права собственности было приостановлено до 12.11.2018.
В дальнейшем, Заявитель представил пояснительную записку, в которой указал, что набережная не является мощением, а выполняет основную функцию, свойственную исключительно гидротехническим сооружениям по берегоукреплению, предотвращению негативного воздействия вод, используется для стоянки судов. Также Кооператив со ссылкой на положения Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" полагает, что набережная с кадастровым номером 91:02:004003:2735 является гидротехническим сооружением и самостоятельным объектом прав, которое может быть зарегистрировано за ПК "СМЦ "Аврора".
Сообщением от 12.11.2019 N 91/001/038/2018-258 ПК "СМЦ "Аврора" было отказано в государственной регистрации права на сооружение - площадь набережная, КН/УН: 91:02:004003:2735, общей площадью 2041,2 кв. м, по адресу: г. Севастополь, ул. Рубежная, д. 5/1-А, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на данный объект, невозможностью определения на каком земельном участке находится данный объект, нахождение объекта на территории общего пользования.
Не согласившись с решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 12.11.2019 N 91/001/038/2018-258, ПК "СМЦ "Аврора" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого ему было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Часть 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Основанием для включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости является предоставление документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости, о чем указано в пункте 3 части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), до 01.01.2023 на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
Частью 4 статьи 7 Закона N 46-ЗС установлено, что в случае обращения заявителя с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости и (или) государственной регистрации ранее возникшего права исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием для государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, и (или) реквизиты документов, являвшихся основанием для возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, осуществляет внесение сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости и (или) государственную регистрацию ранее возникшего права в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Представление заявителями указанных документов требуется только в случае, если они отсутствуют в указанных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестрового дела соответствующего ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости.
Часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ устанавливает, что государственный кадастровый учет на созданное здание (строение), осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В свою очередь, из материалов дела следует, что Кооперативом в Севреестр для проведения государственной регистрации было представлено Свидетельство о регистрации права от 13.06.2013 индексный номер 4801519, извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, копия декларации о готовности объекта к эксплуатации от 20.05.2013 N СТ143131190147, технический паспорт от 16.11.2012 для подтверждения права собственности на объект недвижимости - площадь набережная, КН/УН: 91:02:004003:2735, общей площадью 2041,2 кв. м, по адресу: г. Севастополь, ул. Рубежная, д. 5/1-А.
Кроме того, Заявителем в материалы дела был представлен договор о совместной деятельности (простого товарищества) от 08.11.2012, заключенный ПК "СМЦ "Аврора" с обслуживающим кооперативом "Яхт-клуб "Казачья бухта", для создания и эксплуатации спортивно-оздоровительного комплекса строений и сооружений, объектов благоустройства - яхт-клуба "Казачья бухта" на земельном участке площадью 1,0 га, кадастровый номер 853640004000222, расположенного в г. Севастополе на западном берегу бухты Казачья. В договоре указано, что земельный участок принадлежит ОК "Яхт-клуб "Казачья бухта" на основании договора субаренды земельного участка от 16.09.2010, заключенного между ОО "Яхт-клуб "Казачья бухта" и ОК "Яхт-клуб "Казачья бухта".
В техническом паспорте от 16.11.2012 на здания, сооружения яхт-клуба, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Рубежная, д. 5/1, указано, что на участке расположены: здание сторожки (литер А), ограждения (N 1,2), прочие сооружения (N 3,4), далее имеется техническое описание и оценка внутридворовых сооружений: ворота (N 1), забор (N 2), лестница (N 3) и набережная (N 4).
В декларации о готовности объекта к эксплуатации от 20.05.2013 N СТ143131190147, имеется описание объекта - Яхт-клуба (спортивный комплекс) в бухте Казачья с причальной стеной, причалами и КПП в г. Севастополе, 1 очередь строительства (ПК-3): несущие конструкции - железобетонные, ограждающие конструкции - камень ракушечника, фасад - декоративная штукатурка, перечень инженерного оборудования: холодное водоснабжение, водоотведение, отопление от отдельных индивидуальных отопительных установок (газовый котел), общая площадь строения: Лит. "А" - 28,8 кв. м, площадь набережной - 2041,2 кв. м.
Также, Кооперативом в суд первой инстанции в дело был представлен паспорт портового гидротехнического сооружения - причала N 243 В, набережная с корневыми частями пирса N 2, плавпричалов NN 1,3 с наклонной площадкой 2020 года, акт технического осмотра конструкций причала N 243В в составе набережной с корневыми частями пирса N 2, плавпричалов NN 1,3 и наклонной площадкой от 27.03.2020.
Коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что вышеназванные документы не подтверждают как наличия у площади набережной с КН/УН: 91:02:004003:2735, общей площадью 2041,2 кв. м, по адресу: г. Севастополь, ул. Рубежная, д. 5/1, статуса гидротехнического сооружения, так и наличия у данного объекта, признаков объекта недвижимости, являющегося самостоятельным объектом прав.
Так, в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08, была выражена правовая позиция относительно того, что вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных технических характеристик.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
По смыслу указанных положений право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13).
В силу названной нормы, понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Вещи, обладающие таким признаком, как физическая связь с землей, могут быть признаны недвижимостью, лишь в случае, если они созданы как объекты недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил.
Более того, помимо неразрывной связи с землей, объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.09.2013 N 1160/13, требования о государственной регистрации прав, установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права; если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Кроме того, проведение в отношении объектов технического и кадастрового учета, не может служить основанием для признания объекта недвижимостью, поскольку, кадастровый паспорт содержит характеристики объекта недвижимости, предназначен для информационного обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Документы кадастрового и технического учета не относятся к правоустанавливающим; их составление является следствием, а не причиной распространения на конкретный объект, правового режима недвижимого имущества.
Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, как правило, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, используемую для прохода и проезда, но при этом не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Твердое покрытие (мощение) земельного участка имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс, в том числе земельному участку, на котором оно расположено.
Между тем, из материалов дела следует, что правоустанавливающие документы на земельный участок у Заявителя отсутствуют.
Из представленных сторонами документов, следует, что набережная площадь не является самостоятельным объектом прав гражданского оборота, либо берегоукрепительным сооружением, так как является составной частью Яхт-клуб (спортивный комплекс) в бухте Казачья с причальной стеной, причалами и КПП (по декларации о готовности объекта к эксплуатации от 20.05.2013 N СТ143131190147) или частью причала N 243В (паспорт портового гидротехнического сооружения, 2020 год).
В этой связи следует признать, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу относительно того, что Кооперативом в дело не было представлено надлежащих доказательств того, что имущество, на государственную регистрацию которого, было подано заявление в Севреестр, является самостоятельным обособленным объектом недвижимого имущества.
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что Решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 12.11.2019 N 91/001/038/2018-258 является законным и обоснованным. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно отказал Кооперативу в удовлетворении его требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 июля 2020 года по делу N А84-567/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу потребительского кооператива "Сервисный морской центр "Аврора" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-567/2020
Истец: "Сервисный морской центр "Аврора"
Третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра