г. Пермь |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А60-25404/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л.Х.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N 5)
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 05 августа 2020 года по делу N А60-25404/2020,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Каменского районного потребительского общества (райпо) (ИНН
6643000664, ОГРН 1026602037780)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 5) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
о признании незаконным решения N 489 от 16.03.2020 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в размере
27 018 руб. 25 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Каменское районное потребительское общество (райпо) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решений Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N 5) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 16.03.2020 N 489, об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности Кононовой Т.И. в сумме 27 018 руб. 25 коп.
Решением Арбитражного суда, Свердловской области от 05.08.2020, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения признаны недействительными и на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя по делу.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, листок нетрудоспособности оформлен с ошибками: дату окончания освобождения от работы следовало указать 13.11.2019, дата направления в бюро МСЭ - 19.11.2019 указана неверно, поскольку не может быть позднее даты регистрации документов в МСЭ (14.11.2019), неверно заполнена строка "иное" (указана дата 19.11.2019, в то время как следовало указать 14.11.2019). В связи с этим, по мнению подателя апелляционной жалобы, расходы заявителя, произведенные по листку нетрудоспособности, оформленному с нарушением установленного порядка, не подлежали принятию к зачету в счет уплаты страховых взносов.
В срок, установленный определением суда от 14.09.2020 (до 22.10.2020), заявитель представил отзыв с возражениями на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, Филиалом N 5 ГУ - Свердловского ФСС РФ проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении страхователя Каменского районного потребительского общества (райпо) за период с 01.10.2019 по 31.12.2019.
Результаты камеральной проверки отражены в акте от 20.02.2020 N 489.
Решением от 16.03.2020 N 489 страхователю выделено 130 489,15 руб. на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения. В выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения в размере 27 018,25 руб. (пособие по временной нетрудоспособности работнице Кононовой Т. И.), отказано.
Решением от 16.03.2020 N 489 расходы страхователя на выплату пособия по временной нетрудоспособности Кононовой Т.И. в размере 27 018,25 руб. не приняты к зачету в счет уплаты страховых взносов.
По результатам проверки Каменского райпо территориальным органом Фонда установлено, что расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пособие по временной нетрудоспособности Кононовой Т. И. в размере 27 018,25 руб.) произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а именно, на основании неправильно оформленных документов.
Не согласившись с решениями фонда N 489 от 16.03.2020 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности, произведенные Каменским районным потребительским обществом (райпо) в сумме 27018 руб. 25 коп., N489 от 16.03.2020 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальном страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, понесенных Каменским районным потребительским обществом (райпо) в сумме 27018 руб. 25 коп., заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения приняты в отсутствие законных оснований и нарушают права и законные интересы заявителя.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий 4 (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или
Согласно статье 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ закреплено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения; не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 4 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ закреплено, что страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (статья 15.1 Закона N 255-ФЗ).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен положениями статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N624н).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 624н выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
То есть, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
В части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки Каменского райпо установлено, что работнику Кононовой Т. И. выплачено пособие за счет средств Фонда социального страхования по неправильно оформленному финансовому документу - листку нетрудоспособности N 351282205127.
Согласно представленному к проверке листку нетрудоспособности N 351282205127, дата направления Кононовой Т. И. в бюро МСЭ - 19.11.2019, дата регистрации документов в бюро МСЭ - 14.11.2019 (подтверждено справкой МСЭ), дата установления инвалидности - 19.11.2019.
Листок нетрудоспособности, как финансовый документ, служащий основанием для выплаты пособия по обязательному социальному страхованию, оформлен с ошибками: дату окончания освобождения от работы следовало указать 13.11.2019, дата направления в бюро МСЭ - 19.11.2019 г. - также указана неверно (она не может быть позднее даты регистрации документов в МСЭ -14.11.2019), неверно заполнена строка "иное" (указана дата 19.11.2019, следовало указать 14.11.2019).
Как указывает заявитель, указанные ошибки допущены медицинским учреждением, являются незначительными и носят устранимый характер. При этом фактов недостоверности спорных листов нетрудоспособности, либо их выдачи при отсутствии заболеваний у работников Каменского райпо, либо без освидетельствования медицинским работником Фондом в ходе проведения проверки выявлено не было.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, определения от 16.11.2006 N 467-О, от 20.03.2007 N 209-О-О, от 18.01.2011 N 8-О-П).
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, при наличии факта наступления страхового случая отдельные недостатки в документах не могут препятствовать выплате страхового обеспечения и являться достаточным основания для непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату нормативно предусмотренного пособия.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности медицинским учреждением, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов; определяющее значение имеет факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности; с учетом пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями нормативных требований возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения Порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Представленными заявителем документами подтверждается факт наступления страхового случая в виде временной утраты трудоспособности застрахованного лица, что не опровергнуто заинтересованным лицом (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Помимо этого, при рассмотрении настоящего дела следует учесть, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявления исков непосредственно к медицинским организациям о возмещении расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, правовых оснований для непринятия спорных сумм расходов у заинтересованного лица не имелось.
Учитывая изложенное, на момент выплаты работодателем пособия по временной нетрудоспособности заявитель обосновано руководствовался сведениями, указанными в больничном листе о периоде нетрудоспособности работника.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Таким образом, вынесенное судом первой инстанции решение апелляционный суд считает законным, обоснованным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 августа 2020 года по делу N А60-25404/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N 5) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25404/2020
Истец: КАМЕНСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ответчик: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ