11 ноября 2020 г. |
Дело N А83-13848/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 11 ноября 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой В.Е.,
при участии: представителя Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Информ-Ресурсы" - конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Информ-Ресурсы" Коваленко Николая Владимировича; представителя Министерства внутренних дел по Республике Крым - Рудяка Дениса Михайловича, доверенность от 07.10.2019 N 246;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Информ-Ресурсы" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 июля 2020 года по делу N А83-13848/2019, принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Информ-Ресурсы" к Отделению N1 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым о признании недействительным отказа, при участии заинтересованного лица Министерства внутренних дел по Республике Крым, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства транспорта Республики Крым, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым, Совета министров Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Информ-Ресурсы" (далее - ГУП РК "Информ-Ресурсы", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованием к Отделению N 1 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым (далее - Отделение N 1 МРЭО УГИБДД МВД по Республике Крым, Отделение, Регистрационный орган) о признании недействительным отказа в проведении регистрационных действий от 17.05.2019 N 40750642 и понуждении провести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.07.2020, в удовлетворении требований ГУП РК "Информ-Ресурсы", было отказано. Этим же решением с ГУП РК "Информ-Ресурсы" в доход федерального бюджета была взыскана государственная пошлина в размере 3 000 рублей за подачу заявления в суд, отсрочка по уплате которой, предоставлялась Заявителю судом.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГУП РК "Информ-Ресурсы" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.07.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предприятия в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным, поскольку было вынесено судом первой инстанции при неполном выяснении обстоятельствам, имеющих значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Также, апеллянт указывает на то, что конкурсным управляющим Отделению были предоставлены все необходимые документы для перерегистрации транспортного средства.
В судебном заседании, состоявшемся 27.10.2020, объявлялся перерыв до 03.11.2020.
После окончания перерыва конкурсный управляющий ГУП РК "Информ-Ресурсы" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.07.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предприятия в полном объеме.
Представитель Министерства внутренних дел по Республике Крым возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что при обращении в Отделение N 1 МРЭО УГИБДД МВД по Республике Крым, Предприятием не были представлены регистрационные документы на транспортное средство, что противоречит п. 15 Административного регламента, а также отсутствуют сведения о предыдущем собственнике и дате регистрации.
Конкурсным управляющим ГУП РК "Информ-Ресурсы" Коваленко Н.В. было заявлено ходатайство о приобщении в дело оригинала свидетельства о регистрации транспортного средства (регистрационный номер АА 6359 АО) и его нотариально заверенной копии с переводом на русский язык.
Представитель Министерства внутренних дел по Республике Крым возражал относительно заявленного ходатайства.
Суд апелляционной инстанции на основании ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимая во внимание пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", отказал конкурсному управляющему ГУП РК "Информ-Ресурсы", Коваленко Н.В., в удовлетворении ходатайства о приобщении в дело нового доказательства - оригинала свидетельства о регистрации транспортного средства (регистрационный номер АА 6359 АО) и нотариально заверенной копии с переводом на русский язык, в связи с непредставлением им доказательств, обосновывающих невозможность предоставления вышеназванного документа в суд первой инстанции. Вышеназванные документы были возвращены в судебном заседании конкурсному управляющему ГУП РК "Информ-Ресурсы", Коваленко Н.В.
В судебное заседание представители Министерства внутренних дел по Республике Крым, Министерство транспорта Республики Крым, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, Совет министров Республики Крым, не явились, признаны судом апелляционной инстанции надлежаще извещенными о месте и времени судебного разбирательства, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 02 июля 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.09.2017 по делу N А83-7791/2017, ГУП РК "Информ-Ресурсы" было признано несостоятельным (банкротом), с открытием конкурсного производства; конкурсным управляющим был утвержден Коваленко Н.В.
Транспортное средство "Рено Дастер" 2013 г.в. (VINVF1HSRAVN 49490791), регистрационный знак АА6359АО было закреплено за ГУП РК "Информ-Ресурсы" на праве хозяйственного ведения, на основании Распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.09.2015 N 883-р "О закреплении имущества" (п. 5 приложения N 1), а также Приказа Министерства внутренней политики от 28.09.2015 N 240.
В дальнейшем, на основании Акта приема-передачи от 01.10.2015 N 00ИР-000067, транспортное средство - "Рено Дастер" 2013 г.в. (VINVF1HSRAVN 49490791), регистрационный знак АА6359АО было принято на баланс Предприятия.
17.05.2019 Конкурсный управляющий ГУП РК "Информ-Ресурсы" обратился в Отделение N 1 МРЭО УГИБДД МВД по Республике Крым с заявлением N 40750642 о проведении регистрационных действий вышеназванного транспортного средства
По результатам осмотра автомобиля и проверки документов, 17.05.2019 старшим госинспектором Отделения N 1 МРЭО УГИБДД МВД по Республике Крым, майором полиции Браславским С.Ю., было отказано в осуществлении его государственной регистрации на основании пункта 3 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 26.07.2018 N 399 "О порядке регистрации транспортных средств", с изменениями, внесенными Приказом МВД России от 20.03.2017 N 139 (далее - Правила регистрации). Отказ был обоснован тем, что не подлежат регистрации в Госавгоинспекции транспортные средства в случае, если представлены документы и (или) сведения, не соответствуют требованиям законодательства, а также содержат недостоверную информацию.
Не согласившись с вышеназванным отказом в регистрации транспортного средства, ГУП РК "Информ-Ресурсы" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Предприятием требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Отделения N 1 МРЭО УГИБДД МВД по Республике Крым, правовых и фактических оснований для регистрации автомобиля, ввиду отсутствия у него паспорта транспортного средства, выдаваемого таможенными органами Российской Федерации, по результатам прохождения определенных действующим законодательством таможенного оформления.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Регистрация транспортных средств подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.08 N 1001 (далее - Правила регистрации) и "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент) (действовавших на момент обращения Предприятия).
Пунктом 2 Правил регистрации установлено, что Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 3 указанных выше Правил регистрации, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в отношении которых представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
При этом Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативно-правовыми актами для предоставления государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.
Так, к обязательным документам на транспортные средства, предоставляемым заявителями для совершения регистрационных действий, пункт 15.4.1 Административного регламента относит паспорт транспортного средства, регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака.
Пунктом 15.5. Административного регламента установлено, что документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. В представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица - ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат и т.д.
Согласно пункту 19 Правил регистрации, транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 20 Правил регистрации предусмотрено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (действавшем на момент возникновения правоотношений) установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2014, внесены изменения в Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ), в соответствии с которыми, данный закон дополнен статьей 19.
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или настоящим пунктом.
Указанные в пункте 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202 ГК РФ) становится право Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что при обращении в Отделение N 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым представителем ГУП РК "Информ-Ресурсы", Коваленко Н.В., регистрационные документы на транспортное средство "Рено Дастер", государственный регистрационный знак АА6359АО (VINVF1HSRAVN 49490791), не предоставлены; сведения о предыдущем собственнике, дате регистрации автомобиля отсутствуют. Указанное транспортное средство в органах Госавтоинспекции Крыма регистрацию не проходило. Согласно буквенному обозначению номерного знака "АА" местом регистрации его собственника является г. Киев, Украина.
Кроме того, при обращении в отделение, в качестве документа, подтверждающего право собственности, Коваленко Н.В. был предоставлен Перечень автотранспортных средств, закрепляемых за ГУП РК "Информ-Ресурсы" на праве хозяйственного ведения (приложение к Приказу Министерства внутренней политики от 28.09.2015 N 240 без обязательных реквизитов - номера приказа и его даты).
При этом, отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств, обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию в частности.
Между тем, приобретение права собственности на транспортное средство автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его, учитывая что регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка, в том числе с представлением определенного перечня документов. Причем, в данном случае речь идет не о лишении собственника приобретенного им имущества, а о необходимости соблюдения специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Соответственно, следует признать факт того, что регистрирующий орган правомерно принял решение об отказе в проведении регистрационного действия по заявлению ГУП РК "Информ-Ресурсы".
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал Предприятию в удовлетворении его требований.
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 июля 2020 года по делу N А83-13848/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Информ-Ресурсы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13848/2019
Истец: ГУП Конкурсный управляющий РК "Информ-Ресурсы" Коваленко Н.В.
Ответчик: Отделение N 1 МРЭО ГИБДД по Республике Крым
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ, ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-262/2021
14.12.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2142/20
11.11.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2142/20
02.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13848/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13848/19