город Москва |
|
11 ноября 2020 г. |
дело N А40-98720/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 11.11.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Вигдорчик Д.Г., Титова И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2020 по делу N А40-98720/20
по заявлению Частного учреждения образовательной организации высшего образования "Университет "Реавиз" (ОГРН: 1156313026539, ИНН: 6315004151)
к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (ОГРН: 1047796344111) о признании незаконным приказа;
при участии:
от заявителя - Коленков А.А. по доверенности от 01.09.2020;
от заинтересованного лица - Леонова Е.В. по доверенности от 10.12.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2020 признан незаконным приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.03.2020 N 295 и на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки возложена обязанность в 10-дневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Частного учреждения образовательной организации высшего образования "Университет "Реавиз" в установленном законом порядке.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители контрольного органа и учреждения в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 19.12.2019 Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Университет "Реавиз" обратилось с заявлением в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) о проведении государственной аккредитации образовательных программ по специальностям: 31.05.01 - лечебное дело; 31.05.03 - стоматология.
24.01.2020 Рособрнадзором издано распоряжение от 24.01.2020 N 82-06 о проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых университетом, согласно которому для проведения данной экспертизы создана экспертная группа и в период с 10.02.2020 по 10.03.2020 проведена экспертиза.
28.02.2020 ректором университета по адресу электронной почты prof.khayrullin@gmail.com получено уведомление руководителя экспертной группы о выявленных несоответствиях содержания и (или) качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Согласно данному уведомлению, по мнению экспертов, имеется несоответствие заявленным к государственной аккредитации образовательным программам требованиям ФГОС: по специальностям: 31.05.01 - лечебное дело; 31.05.03 - стоматология: 1.1. электронная информационно-образовательная база университета не обеспечивает доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик; по специальности: 31.05.03 - стоматология: 2.1. при разработке программы специалитета образовательная организация не обеспечивает выпускнику формирование профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа специалитета, в полном объеме; 2.2. квалификация научно-педагогических работников организации не соответствует профессиональному стандарту "педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н.
04.03.2020 сопроводительным письмом средствами электронной почты на адреса kurator@obrnadzor.gov.ru, ovkalmin@gmail.com, a.burilina@msk.nica.ru заявителем направлен в Рособрнадзор ответ на уведомление руководителя экспертной группы с указанием на отсутствие нарушений и несоответствий представленных к государственной аккредитации образовательных программ ФГОСам с приложением подтверждающих документов и ссылок на официальный сайт университета, согласно которым документы (информация) имеются в полном объеме в свободном доступе.
10.03.2020 по результатам аккредитационной экспертизы составлено заключение экспертов, из содержания которого следует, что не устраненным осталось одно из трех замечаний, касающееся специальности 31.05.03 - стоматология, а именно: "квалификация научно-педагогических работников организации не соответствует профессиональному стандарту "педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н, что, по мнению эксперта, является нарушением п. п. 7.1.5, 7.2.1 ФГОС".
13.03.2020 Рособрнадзором на основании указанного заключения издан обжалуемый приказ, который размещен на сайте Рособрнадзора 16.03.2020 по адресу: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/index.php.
Не согласившись с приказом, учреждением обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого приказа фактическим обстоятельствам и нарушения прав и законных интересов заявителя.
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает на то, что обжалуемый приказ нарушает право университета выдавать по результатам образовательной деятельности по программам высшего образования документы об обучении (дипломы) по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации, то есть документы об образовании государственного образца, что ограничивает право университета на заключение договоров об оказании платных образовательных услуг с гражданами призывного возраста, поскольку согласно абз. 7 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета. Таким образом, обжалуемый приказ нарушает имущественные права университета на привлечение денежных средств от обучения указанного контингента граждан. Кроме того, заявитель указывает на то, что нарушение имущественных прав усматривается в ограничении возможностей университета на привлечение к обучению на возмездных условиях иностранных граждан, так как согласно абз. 1 п. 7 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции от 01.03.2020) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации. Таким образом, в отсутствие государственной аккредитации университет не может обучать по очной форме обучения иностранных граждан, так как они не могут продлевать срок временного пребывания на территории Российской Федерации до окончания обучения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. 7 ст. 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.
В соответствии с ч. 11 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.
В силу ч. 12 ст. 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
В соответствии с ч. 4 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании" к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 9 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение 30 дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
Из материалов дела следует, что в заключении экспертов, составленном по результатам аккредитационной экспертизы, содержится один отрицательный вывод в отношении одной из двух заявленных к государственной аккредитации специальностей, а именно: специальности 31.05.03 стоматология.
По результатам аккредитационной экспертизы образовательных программам по специальности: 31.05.01 - лечебное дело - заключение экспертизы, является положительным.
В заключении (стр. 3) содержится вывод о том, что по результатам аккредитационной экспертизы в отношении основной образовательной программы высшего образования: уровень специалитета 31.00.00 клиническая медицина, 31.05.01 лечебное дело содержание и качестве подготовки обучающихся соответствует ФГОС.
По мнению заявителя, обжалуемый приказ в части отказа в государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении основной образовательной программы высшего образования: уровень специалитета 31.00.00 клиническая медицина, 31.05.01 лечебное дело не соответствует ч. 23 ст. 92 Закона об образовании, так как не соотносится с основаниями отказа в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам. Вывод, содержащийся в заключении экспертов по образовательной программе по специальности 31.05.03 стоматология, сформулирован как - квалификация научно-педагогических работников организации не соответствует профессиональному стандарту "педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н, что является нарушением п. п. 7.1.5, 7.2.1 ФГОС.
Вместе с тем, в соответствии с п. 7.1.5 ФГОС по специальности 31.05.03 стоматология (уровень специалитета), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 N 96, квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.03.2011, регистрационный номер 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
В организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, квалификационные характеристики должностей руководителей и научно-педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7.2.1 ФГОС реализация программы специалитета в образовательной организации обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
В соответствии с п. 3.9 Профессионального стандарта "педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н преподавание по программам специалитета осуществляется преподавателями, замечающими должности доцентов, которым присвоен уровень квалификации N 8. Такой же уровень квалификации присвоен педагогическим работникам, занимающим должность профессора (п. 3.10 профессионального стандарта).
В соответствии с ч. 3 ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации правом разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов наделен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Министерство труда Российской Федерации (п. 1 Положения о Минтруде России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610).
Из разъяснений Министерства труда Российской Федерации (http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/prevent_measures/) следует, что лица, замещающим должности профессора могут преподавать по программам специалитета.
Согласно справке о кадровом обеспечении образовательной программы высшего образования - программы специалитета, 31.05.03 стоматология, справке о квалификации руководящих и научно-педагогических работниках образовательной организации, реализующей образовательные программы, которые представлены в составе сопроводительного письма университета от 04.03.2020 на уведомление руководителя экспертной группы от 28.02.2020, преподавание по программе специалитета 31.05.03 стоматология осуществляется 42 преподавателями, из которых: 28 доцентов (по должности); 8 профессоров (по должности); 4 заведующих кафедрами; 2 преподавателя, привлеченных по договорам гражданско-правового характера. Итого, из числа научно-педагогических кадров преподавание по программе специалитета 31.05.03 стоматология осуществляется 36 преподавателями, замещающими должности доцентов и профессоров.
Согласно квалификационным характеристикам должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н, для должности доцента установлены требования к квалификации: высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).
Квалификационными характеристиками для должности профессора установлены требования к квалификации: высшее профессиональное образование, ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.
Из представленных комиссии справок квалификация научно-педагогических работников университета "Реавиз" следует, что преподавательский состав соответствует профессиональному стандарту "педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н.
В связи с этим у экспертной группы отсутствовали основания для вывода о том, что квалификация научно-педагогических работников организации не соответствует профессиональному стандарту "педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н.
С учетом изложенного, признавая, что со стороны Частного учреждения образовательной организации высшего образования "Университет "Реавиз" отсутствовали нарушения законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к вывод о том, что права и законные интересы заявителя нарушены, у Рособрнадзора отсутствовали правовые основания для отказа университету в государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении основной образовательной программы высшего образования: уровень специалитета 31.00.00 клиническая медицина, 31.05.03 стоматология, поскольку учреждением соблюден установленный порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Вместе с тем, при проведении аккредитационной экспертизы сведения о наличии у данных педагогических работников указанной профессиональной переподготовки, а равно прохождения обучения и проверку знаний и навыков в области охраны труда не истребовались.
Согласно п. 39 (1) Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 N 1039, в случае если при проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, экспертом выявлено несоответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, он должен проинформировать о выявленном несоответствии руководителя экспертной группы. Руководитель экспертной группы информирует о выявленном несоответствии содержания и (или) качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо уполномоченного представителя.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет право в течение 5 дней со дня получения информации о выявленном несоответствии содержания и (или) качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов принять меры по устранению выявленного несоответствия и представить экспертной группе документы, подтверждающие устранение указанного несоответствия, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из фактических обстоятельств следует, что 28.02.2020 ректором университета по адресу электронной почты prof.khayrullin@gmail.com получено уведомление руководителя экспертной группы о выявленных несоответствиях содержания и (или) качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), согласно которому квалификация отдельных научно-педагогических работников организации не соответствует профессиональному стандарту "педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н".
Данный вывод имеет общий характер и не содержит указания на имена и фамилии педагогов, указанных в отчете эксперта Ф.В. Логвина, который университету не предоставлялся.
При проведении аккредитации организацией представлена информация о преподавательском составе (42 преподавателей), которые привлечены для преподавания по программе специалитета 31.05.03 стоматология.
Таким образом, указание в уведомлении экспертной группы на несоответствие квалификации "отдельных" преподавателей требованиям ФГОС по существу является неустранимым замечанием.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что действия университета в ходе проверки не содержат признаков нарушения положений Федерального закона N 273-ФЗ и представителем Рособрнадзора в судебном заседании не конкретизированы нарушения.
Фактические условия осуществления университетом образовательной деятельности соответствуют сведениям, изложенным в заявлении и прилагаемых к нему документах.
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов образовательного учреждения на основании п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции правомерно возложена на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу в установленном законом порядке.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2020 по делу N А40-98720/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98720/2020
Истец: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "УНИВЕРСИТЕТ "РЕАВИЗ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ