г. Саратов |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А12-10082/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Лыткиной,
судей - Н.А. Клочковой, Т.Н. Телегиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 2 сентября 2020 года по делу N А12-10082/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда", г. Волгоград, (ОГРН 1133443026441, ИНН 3459005520),
к обществу с ограниченной ответственностью "Флагман", г. Волгоград, (ОГРН 1063459023682, ИНН 3442082100),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Возрождение ЖКХ Волгоградской области" Потапов Никита Сергеевич, г. Москва, Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, г. Волгоград,
об обязании передать техническую и иную документацию,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда" (далее - ООО "УО г. Волгограда", истец, ранее наименование истца - ООО "МУК", изменено на основании решение единственного участника ООО "МУК" от 20.02.2020, запись за ГРН 2203400028478) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - ООО "Флагман", ответчик) с исковым заявлением об обязании передать следующую техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу; г. Волгоград, ул. им. Дзержинского д. 15;
1. Документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
2. Документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
3. Технический паспорт на МКД N 15 по ул. им. Дзержинского г. Волгограда.
4. Акты осмотра, проверки состояния (испытания) на соответствие их эксплуатационных качеств обязательным требованиям безопасности, акты поверки:
Инженерных коммуникаций.
Коллективных (общедомовых) приборов учета.
Индивидуальных приборов учета.
Механического оборудования.
Электрического оборудования.
Санитарно-технического оборудования.
Системы вентиляции, дымоходных каналов и вентиляционных шахт.
Лифтового оборудования.
Иного обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме
оборудования.
Отдельных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыши* ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного. дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других элементов общего имущества).
5. Акты по промывке и опрессовке систем отопления, включая теплообменники (оригиналы).
6. Акты на материальные ценности, относящиеся к общему имуществу (пожарные шланги, светильники, кожухи, аншлаги, номерные знаки, почтовые ящики и пр.).
7. Акты устранения замечаний и нарушений по выданным предписаниям за последние 3 месяца, предшествующие передаче многоквартирного дома, другой управляющей организации.
8. Протоколы измерений системы вентиляции, протоколы проверки дымоходных каналов и вентиляционных шахт.
9. Кадастровая карта (план) земельного участка.
10. Градостроительный план земельного участка.
11. План участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем.
12. Документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) что государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута). Документы, подтверждающие государственную регистрацию сервитута в ЕГРП.
13. Проектная и исполнительная документация на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома.
14. Акты освидетельствования скрытых работ.
15. Акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома.
16. Распоряжение о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома (правовой акт органа исполнительной власти).
17. Протокол измерения шума и вибрации.
18. Разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации.
19. Отчеты (протоколы) о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы "ноль".
20. Исполнительные чертежи контуров заземления.
21. Чертежи и схемы инженерных коммуникаций.
22. Схемы механического оборудования.
23. Схемы электрического оборудования, в том числе однолинейная схема электрических сетей.
24. Схемы санитарно-технического оборудования.
25. Схемы иного оборудования, обслуживающего более одного помещения.
26. Акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями.
27. Акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, схемы их установки.
28. Акты об установке и вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
29. Копии письменных заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания общего имущества в доме и предоставления коммунальных услуг актуальные на дату передачи.
30. Выписки из журналов (книг) учета заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания общего имущества в доме и предоставления коммунальных услуг актуальные на дату передачи.
31. Выписка из ЕГРП содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом.
32. Иные связанные с управлением многоквартирным домом документы:
Копии договоров на аренду или на др. право на нежилые помещения в доме, кроме собственности.
Копии договоров социального найма.
Списки собственников помещений, информация о количестве зарегистрированных граждан в каждом жилом помещении.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 2 сентября 2020 года по делу N А12-10082/2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С общества с ограниченной ответственностью "Флагман" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда" взыскано судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции не учел, что не было законных оснований для обращения истца с иском, апеллянт полагает, что отсутствие технических документов в связи с их не передачей предыдущей управляющей организацией освобождает ответчика от её передачи истцу.
Представители сторон в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 3 ноября 2020 года произведена замена председательствующего судьи В.А. Камериловой на судью О.В. Лыткину.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, согласно информации, представленной инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области (исх. N 04-01-06-06/510 от 03.08.2020). В соответствии со сведениями, размещенными в реестре лицензий Волгоградской области, в период с 30.04.2015 по 31.03.2018 управление многоквартирным домом N 15 по ул. им. Дзержинского в г. Волгограде осуществляла управляющая организация ООО "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖКХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (ИНН 3459007550).
В период с 01.04.2018 по 31.10.2019 управление многоквартирным домом N 15 по ул. им. Дзержинского в г. Волгограде осуществляла управляющая организация ООО "Флагман" (ИНН 3442082100).
С 01.11.2019 по настоящее время управление многоквартирным домом N 15 по ул. им. Дзержинского в г. Волгограде осуществляет управляющая организация ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА" (ИНН 3459005520) (сокращенное наименование ООО "УО города Волгограда".
Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что 20.11.2019 в адрес ООО "Флагман" было направлено уведомления о выборе собственниками новой управляющей компании с просьбой передать всю документацию по дому N 15 по ул. Дзержинского г. Волгограда. Техническая документация до настоящего времени не передана.
Указанные обстоятельства послужи основаниями для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отношения по поводу учета жилищного фонда регулируются жилищным законодательством, к которому, в том числе относятся и постановления Правительства Российской Федерации (статья 5).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть избран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу пункту 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила 491), в порядке, установленном указанными Правилами, а также их актуализация и восстановление.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае - управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом, а также вносить необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил N 491).
Согласно пункту 22 правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Апеллянт полагает, т.к. на момент обращения истца в суд первой инстанции ответчику не были переданы технические документы предыдущей управляющей организацией, у ООО "Флагман" не возникло обязательств по передачи этих документов последующей.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать (п. 22 Правил N 416):
- сведения о дате и месте его составления;
- перечень конкретных документов, передаваемых организации, которую собственники выбрали для управления домом (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.09.2016 N Ф08-6194/16).
В акте отражаются разногласия сторон по количественному и качественному составу передаваемых документов.
Акт составляется в 2 экземплярах (по одному каждой стороне), подписывается уполномоченным представителем управляющей организации.
Копия акта приема-передачи в течение трех дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами направляется в ГЖИ и орган муниципального жилищного контроля (п. 23 Правил N 416).
В акте отражаются все имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на МКД и иных документов, технических средств и оборудования подлежащих передаче.
Если отсутствуют один или несколько документов из документации на МКД, то в течение трех месяцев со дня получения уведомления о представлении документации управляющая организация должна принять меры к ее восстановлению. Восстановленные документы передаются по отдельному акту приема-передачи (п. 21 Правил N 416).
Президиум ВАС РФ указал: "Отсутствие или утрата документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица" (Постановление от 30.03.2010 N 17074/09).
Эти выводы подтверждены судебной практикой (решение Арбитражного суда Омской области от 13.04.2016 по делу N А67-43/2016, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 по делу N А05-13551/2017).
Верховный Суд РФ в своем Определении от 13.08.2018 N 304-ЭС18-11030 указал на необходимость наличия полного состава технической документации у действующей управляющей организации и обязанности прежней компании в предоставлении таковой в случае "законодательной потери" права управления МКД: "Судебные инстанции верно указали, что без истребуемой документации эксплуатация многоквартирного дома была бы невозможна, техническая документация на многоквартирный дом должна была храниться у ответчика, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения обязанности по передаче документации, перечень которой нормативно установлен, при получении комплекта документации на дом от своего предшественника, ответчик должен был принять исчерпывающие меры к получению всех необходимых документов..."
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, соответствуют нормам права и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы ответчика, что истец не является управляющей организацией правомерно признаны несостоятельными.
Изначально 30.09.2013 была зарегистрирована управляющая организация - ООО "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда", поставлена на налоговый учет 13.04.2015. В последствии данная управляющая организация была переименована дважды, а именно, в октябре 2018 - на ООО "МУК", а в январе 2020 ООО "МУК" было переименовано в ООО "УО г. Волгограда".
С 16.07.2019 по 26.07.2019 собственниками МКД N 15 по ул. Дзержинского проведено общее собрание собственников помещений в очно-заочной форме. По результатам данного собрания было принято решение о расторжении договора управления с ООО "Флагман" и выборе новой управляющей организации ООО "МУК".
27.01.2020 налоговым органом внесены изменения в наименовании управляющей организации, а именно, вместо "ООО "МУК"" наименование поменялось на "ООО "УО г. Волгограда"".
Соответствующие документы представлены в материалы дела в отношении ООО "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда", ООО "МУК" и ООО "УО г. Волгограда".
Из данных документов просматривается, что ОГРН у ООО "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда", ООО "МУК и ООО "УО г. Волгограда" идентичные.
В свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе в отношении ООО "УО г. Волгограда" указана дата постановки на учет 13.04.2015, поскольку эта дата первоначально образованного юридического лица (ООО "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда").
Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и действует бессрочно.
Основания переоформления лицензии определены в ст. ст. 18, 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Часть 1 ст. 18 указанного Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает следующие основания для переоформления лицензии:
- реорганизация юридического лица в форме преобразования;
- изменение наименования юридического лица;
- изменение адреса места нахождения юридического лица;
- изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
- изменение имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя;
- изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
- изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц);
- изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
- изменение в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
По общему правилу до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности. Вместе с тем в ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяются следующие случаи, при которых не допускается осуществление лицензируемого вида деятельности до переоформления лицензии:
- осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии; или
- по истечении срока, определенного ч. 5 ст. 18 указанного Федерального закона (15 рабочих дней со дня внесения изменений в ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица в форме преобразования);
и (или) - выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Законодатель не устанавливает срок, в течение которого лицензиат должен обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии.
На основании вышеизложенного следует, что судом первой инстанции истец был идентифицирован как управляющая организация, в связи с чем отклоняется довод апеллянта как несостоятельный.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман" следует оставить без удовлетворения.
Оплату государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает на апеллянта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 2 сентября 2020 года по делу N А12-10082/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Флагман" (ОГРН 1063459023682, ИНН 3442082100) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10082/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА"
Ответчик: ООО "ФЛАГМАН"
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖКХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", Потапов Никита Серегеевич