г. Пермь |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А60-28978/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Лихачевой А.Н.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "ОМЕГА ПЛЮС-2",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 августа 2020 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-28978/2020
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к обществу с ограниченной ответственностью "ОМЕГА ПЛЮС-2" (ОГРН 1086658005345, ИНН 6658302393)
о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная Автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ОМЕГА ПЛЮС-2" (далее - ответчик, ООО "ОМЕГА ПЛЮС-2") о взыскании 493 236 руб. 70 коп. задолженности за оказанные услуги по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по март 2020 года, а также 81 руб. 50 коп. почтовых расходов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 августа 2020 года (резолютивная часть от 11 августа 2020 года (судья М.Г. Усова)) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление в его адрес проекта договора. Представленная суду справка не может являться доказательством, поскольку не содержит описи вложения, в связи с чем невозможно установить, какие именно документы отправлял истец. Так же ссылается на отсутствие в деле первичных документов, указывает, что акты сверки составлены в одностороннем порядке, не содержат подписи ответчика.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил письменный отзыв, в соответствии с которым против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Как следует из материалов дела, период с января 2019 года по март 2020, ЕМУП "Спецавтобаза" оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обществу с ограниченной ответственностью "ОМЕГА ПЛЮС-2".
Согласно пункту 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. К 641" (далее - ПП РФ N 1156) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Потребитель в течение 15 рабочих дней направляет региональному оператору заявку о заключении договора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Сведения на официальном сайте ЕМУП "Спецавтобаза" с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликованы 07.12.2018 года (https://sab-ekb.ru/2018/12/07/7-12-2018-g-predlozhenie-o-zakliuchenii-dogovora-sregionalnvrn-operatorom/).
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами заключение публичного договора является обязательным для регионального оператора и потребителя.
Таким образом, на условиях типового договора, утвержденного ПП РФ N 1156, между ЕМУП "Спецавтобаза" и общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА ПЛЮС-2" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 317762 от 01.01.2019.
Как указал истец, ЕМУП "Спецавтобаза" надлежащим образом исполнило свои обязанности в течение расчетных периодов 2019 года, 2020 года принимало твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления и обеспечивало их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями настоящего Договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем в нарушение условий Договора Должник не оплатил оказанные услуги за период с 01.01.2019 по 31.03.2020, в размере 493 236 рублей 70 копеек.
Оказание услуг ответчику подтверждается выставлением счетов-фактур, направлением актов оказанных услуг.
В целях досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 24.04.2020 с требованием оплаты задолженности. Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, задолженность не погашена, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 779, 781 ГК РФ и исходил из того, что факт вывоза ТКО и оказания услуг региональным оператором подтвержден материалами дела, доказательства оплаты долга ответчиком не представлены.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Подписанный сторонами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в материалы настоящего дела не представлен.
В то же время, действующим законодательством установлена обязанность ответчика заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (части 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил (пункт 5 Правил N 1156).
В пункте 8 (4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исходя из материалов дела, сведения на официальном сайте ЕМУП "СПЕЦАВТОБАЗА" с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликованы 07.12.2018.
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами заключение публичного договора является обязательным для регионального оператора и потребителя.
Таким образом, между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по муниципальному образованию г. Екатеринбург, по условиям которого региональный оператор является единственным поставщиком и обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
При этом закон предусматривает процедуру заключения, поскольку заявки от потребителя не поступало, договор заключен на условиях типового договора, согласно действующему законодательству.
ЕМУП "Спецавтобаза" надлежащим образом исполнило свои обязательства в течение расчетных периодов, а именно с января 2019 года по март 2019 года, принимало ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления и обеспечивало их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с положениями договора N 317762 от 01.01.2019 потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10- го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем в нарушение условий договора ответчик не оплатил оказанные услуги за период с 01.01.2019 г. по 31.03.2020 г., в размере 493 236 четыреста девяносто три тысячи двести тридцать шесть) рублей 70 копеек.
Истцом представлены документы в обоснование оказания услуг ответчику, а именно выставленные счета-фактуры, направленные акты оказанных услуг, а также отчеты, сформированные по данным навигации. В отчетах указано: наименование объекта, информация о транспортном средстве, время и дата прохождения маршрута. Данные отчеты и акты в совокупности подтверждают оказание истцом услуг по обращению с ТКО ответчику (ст.71 АПК РФ).
Возражения ответчика сводятся к доводам об отсутствии первичных документов, которые применительно к составленным истцом отчетам по объемам не обоснованы, само по себе отсутствие в деле первичных документов, на что указывает ответчик в жалобе, о недействительности и недостоверности отчетов истца, исходя из условий договора, не свидетельствует; конкретные, аргументированные возражения относительно качества и объема оказанных услуг не заявлены, относимых доказательств, опровергающих указанные в отчетах сведения, ответчик не представил (ст. 67, 68, 65, 9 АПК РФ).
Иные обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются. Отсутствие описи вложения в почтовые отправления факт направления истцом ответчику указанных документов не опровергает, действуя разумно и добросовестно, ответчик при необходимости мог получить счета на оплату и акты самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика в полном объеме в сумме 12 865 руб.
Истцом также заявлено требование о взыскании судебных издержек, в виде почтовых расходов в сумме 81 руб. 50 коп.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В подтверждение того, что истцом понесены почтовые расходы последним, в материалы дела представлены почтовые квитанции, подтверждающие направление почтовых отправлений на сумму 81 руб. 50 коп.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме, требование истца о возмещении ему судебных издержек в виде почтовых расходов правомерно признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению на основании статьей 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, представленные доказательства исследованы и оценены судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства, нормы материального права применены правильно.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 августа 2020 года (резолютивная часть от 11 августа 2020 года) по делу N А60-28978/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28978/2020
Истец: МУП Екатеринбургское "Специализированная автобаза"
Ответчик: ООО "ОМЕГА ПЛЮС-2"