г. Воронеж |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А48-464/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алфёровой Е.Е., |
судей |
Письменного С.И., |
|
Коровушкиной Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Джеваловой К.Б.,
при участии:
от Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя Прасолова Игоря Александровича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя Терешина Сергея Николаевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.07.2020 по делу N А48-464/2020 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Прасолова Игоря Александровича (ИНН 570500005157, ОГРНИП 307574121500025) к Управлению городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла (ИНН 5753064330, ОГРН 1165749051368) и индивидуальному предпринимателю Терешину Сергею Николаевичу (ОГРНИП 304575222500090, ИНН 575100556046) о признании недействительным муниципального контракта N101, заключенного 31.12.2019 между Управлением городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла с индивидуальным предпринимателем Терешиным Сергеем Николаевичем на выполнение работы по осуществлению регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N16 "Ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз", по маршруту регулярных перевозок N2 "Ул. Планерная - ул. Гайдара",
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Прасолов Игорь Александрович (далее - ИП Прасолов И.А., истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла (далее - Управление, ответчик 1) и индивидуальному предпринимателю Терешину Сергею Николаевичу (далее - ИП Терешин С.Н., ответчик 2,) о признании недействительным муниципального контракта N 101 от 31.12.2019, заключенного между Управлением городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла с индивидуальным предпринимателем Терешиным Сергеем Николаевичем на выполнение работы по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам и транспортными средствами согласно приложению N 1 к настоящему контракту в количестве 7 единиц (графики N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) по маршруту регулярных перевозок N 16 "Ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз", в количестве 2-х единиц (графики N N 3, 4) по маршруту регулярных перевозок N 2 "Ул. Планерная - ул. Гайдара" в соответствии с паспортами маршрутов; признании недействительным муниципального контракта N102 от 31.12.2019, заключенного между Управлением городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла с индивидуальным предпринимателем Терешиным Сергеем Николаевичем на выполнение работы по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам и транспортными средствами согласно приложению N1 к настоящему контракту в количестве 7 единиц (графики NN8, 9, 10, 11, 12, 13, 14) по маршруту регулярных перевозок N16 "Ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз", в соответствии с паспортами маршрутов (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 08.07.2020 исковые требования удовлетворены.
Признан недействительным муниципальный контракт N 101 от 31.12.2019 заключенный между Управлением городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла с индивидуальным предпринимателем Терешиным Сергеем Николаевичем на выполнение работы по осуществлению регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам и транспортными средствами согласно приложению N 1 к настоящему контракту в количестве 7 единиц по маршруту регулярных перевозок N 16 "Ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз", в количестве 2-х единиц по маршруту регулярных перевозок N 2 "Ул. Планерная - ул. Гайдара" в соответствии с паспортами маршрутов" (с учетом Определения об исправлении опечатки от 13.10.2020).
Прекращено производство по требованию о признании недействительным муниципального контракта N 102 от 31.12.2019.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик - 1 обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на неисполнение истцом требований муниципального контракта N 101 от 31.12.2019 в части предоставления транспортных средств (автобусов). Заявитель полагает, что восстановление нарушенных прав истца невозможно, ввиду истечения срока действия муниципального контракта N 101 от 31.12.2019. Также, ссылается на то, что решение Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-2196/2020 не имеет преюдиционального значения при рассмотрении настоящих требований; полагает обоснованным и законным заключенный с ИП Терешиным С.Н. муниципальный контракт N 101, как с единственным поставщиком.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители истца, ответчиков не явились.
В материалы дела от ИП Прасолов И.А., Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
От ИП Прасолов И.А. поступил отзыв на апелляционную жалобу (с учетом дополнения), который суд приобщил к материалам дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по итогам протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 04.12.2019 N 0154300014619000757, между Управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла (заказчик) и ИП Прасоловым И.А. (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 9 от 18.12.2019 на право выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам, в соответствии с которым подрядчик обязуется оплатить цену за право заключения контракта и выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршруту, установленному в приложении 1 к контракту (N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз"), а заказчик принять эти работы.
18.12.2019 на аналогичных условиях, на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 04.12.2019 N 0154300014619000760, между Управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла (заказчик) и ИП Прасоловым И.А. (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 15 на право выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршрутам (графики 8-14), установленным в приложении 1 к контракту N 15 (N 2 "ул. Планерная - ул. Гайдара". N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз").
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным в приложении N 2 к контракту (п. 1.2 контрактам).
В соответствии с п. 1.3 контрактов объемы работ установлены в приложении N 3 к контрактам.
Как следует из п. 3.1 контрактов, подрядчик, не позднее, чем за 1 рабочий день до установленного контрактом дня начала выполнения работ с использованием транспортных средств, предусмотренных контрактом, составляет и направляет заказчику подписанный со своей стороны акт наличия транспортных средств согласно приложению N 7 к контракту в двух экземплярах. К акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям контракта.
Исходя из п.п. 3.2, 3.4 контрактов в течение 3 рабочих дней со дня получения акта о наличии транспортных средств заказчик проводит выездную проверку сведений, содержащихся в представленном акте и прилагаемых к нему документах. В случае несогласия заказчика с представленным актом наличия транспортных средств стороны урегулируют разногласия в соответствии с разделом 8 контракта. Согласно п. 5.2 контрактов заказчик обязан, в том числе:
- в течение 2 рабочих дней со дня подписания сторонами акта наличия транспортных средств выдать подрядчику карты маршрутов в отношении транспортных средств, указанных в данном акте;
- уведомлять подрядчика в письменной форме об известных заказчику плановых ограничениях или прекращении движения транспортных средств по отдельным участкам улично-дорожной сети не позднее, чем за 15 рабочих дней до наступления указанных обстоятельств.
В соответствии с п. 5.4 контрактов подрядчик обязан, в том числе:
* подтвердить наличие транспортных средств, необходимых для выполнения предусмотренных контрактом работ, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала их выполнения;
* приступить к выполнению предусмотренных контрактом работ в течение 1 календарного дня после подписания контракта сторонами и выполнять работы по контракту по 31.12.2020;
* использовать для осуществления перевозок транспортные средства количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям контракта.
Контракты вступают в силу со дня их подписания сторонами и действуют до 31.01.2021 (п. 10.1 контракта).
В разделе 12 сторонами определены условия расторжения контрактов от 18.12.2019 N 9 и N 15, в соответствии с которым контракт может быть расторгнуть по основаниям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 12.1). Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением другой стороной контракта, иным основаниям, предусмотренным ГК РФ, в порядке и сроки, определенные ст. 95 Закона о контрактной системе (п. 12.2).
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.п. 12.5, 12.7 контрактов).
В приложении 1 к контрактам стороны согласовали схему маршрута, график движения, сводное расписание отправления транспортных средств из остановочных пунктов.
Согласно Приложению N 1 к Контракту N 9 параметры маршрута N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз". Путь следования:
* в прямом направлении: ул. Планерная, ул. Саханская, ул. Машкарина, ул. Комсомольская, ул. Гостиная, ул. Московская, Московское шоссе, ул. Металлургов, ул. Раздольная;
* в обратном направлении: ул. Раздольная, ул. Металлургов, Московское шоссе, ул. Московская, ул. Гостиная, ул. Комсомольская, ул. Кромская, ул. Планерная.
Остановочные пункты:
- в прямом направлении: ул. Планерная (конечная), Магазин Магнит, сквер Героев-десантников, Южный рынок, Авиационная, Ботаника, маг. Уют, Автовокзал, Автосельмаш, Пенсионный фонд, Военно-исторический музей, 3-я Поликлиника, пл. К. Маркса, Гостиница Орел, Кинотеатр Родина, Завод Медведева, Институт транспорта, Завод Текмаш, Гипсовый комбинат, Электровозная, ТЦ Лента, по требованию, Прокуровка, Администрация, Магазин, Микрорайон, Магазин Паллада, КДЦ Металлург, больница Боткина, Санаторий Лесной, Профтехучилище, Промбаза, Транспортный цех, Заводоуправление ОАО "Северстал ьМетиз";
-в обратном направлении: Заводоуправление ОАО "СеверстальМетиз", Транспортный цех, Промбаза, Профтехучилище, Санаторий Лесной, больница Боткина, КДЦ Металлург, Магазин Паллада, Микрорайон, Магазин, Администрация, Прокуровка, по требованию, ТЦ Лента, Электровозная, Гипсовый комбинат, Завод Текмаш, Институт транспорта, Завод Медведева, Кинотеатр Родина, Гостиница Орел, Универмаг, пл. К. Маркса, 3 -я Поликлиника, Военно-исторический музей, Пенсионный фонд, Автосельмаш, Кинотеатр "Современник", маг. Уют, Ботаника, Авиационная, Южный рынок, сквер Героев-десантников, Магазин, ул. Планерная, ул. Планерная (конечная).
Согласно Приложению N 1 к Контракту N 15 параметры маршрута N 2 "ул. Планерная - ул. Гайдара".
Путь следования:
* в прямом направлении: ул. Планерная, ул. Саханская, ул. Машкарина, ул. Комсомольская, ул. Гостиная, ул. Московская, Московское шоссе, ул. Михалицына, ул. Раздольная, ул. Толстого, ул. Гайдара;
* в обратном направлении: ул. Гайдара, ул. Толстого, ул. Раздольная, ул. Михалицына, Московское шоссе, ул. Московская, ул. Гостиная, ул. Комсомольская, ул. Кромская, ул. Планерная.
Остановочные пункты:
- в прямом направлении: ул. Планерная (конечная), Магазин Магнит, сквер Героев-десантников, Южный рынок, Авиационная, Ботаника, маг. Уют, Автовокзал, Автосельмаш, Пенсионный фонд, Военно-исторический музей, 3-я Поликлиника, пл. К. Маркса, Гостиница Орел, Кинотеатр Родина, Завод Медведева, Институт транспорта, Завод Текмаш, Гипсовый комбинат, Электровозная, ТЦ Линия, Молкомбинат, Кондитерская фабрика, Путепровод, Мясокомбинат, ул. Толстого, Школа N 3, ул. Гайдара;
-в обратном направлении: ул. Гайдара, Школа N 3, ул. Толстого, Мясокомбинат, Путепровод, Кондитерская фабрика, Молкомбинат, ТЦ Линия, Электровозная, Гипсовый комбинат, Завод Текмаш, Институт транспорта, Завод Медведева, Кинотеатр Родина, Гостиница Орел, Универмаг, пл. К. Маркса, 3-я Поликлиника, Военно-исторический музей, Пенсионный фонд, Автосельмаш, Кинотеатр "Современник", маг. Уют, Ботаника, Авиационная, Южный рынок, сквер Героев-десантников, Магазин, ул. Планерная, ул. Планерная (конечная).
Приложением 2 к контрактам N 9 и N 15 утверждены требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств, в том числе: максимальный срок эксплуатации транспортных средств на момент срока выполнения работ - 8 лет, общая пассажировместимость транспортных средств должна быть не менее 35 мест, транспортные средства, оборудованные для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников - 1 единица, выполнение работ по контрактам осуществляется технически исправными транспортными средствами подрядчика, определенными в приложении N 12 к контрактам согласно параметрам маршрута и карт маршрута регулярных перевозок.
Как следует из приложения N 12 к контракту N 9 "Квалификация подрядчика", срок эксплуатации транспортных средств: ПАЗ-32054, 02.12.2017 - дата первой регистрации в органах ГИБДД. Из приложение N 12 к контракту N 15 следует, что представлена базовая модель: CITROEN JUMPER, 30/07/2019 - дата первой регистрации в органах ГИБДД.
Изменение параметров маршрутов (приложение 1 к контрактам) на срок, превышающий 30 календарных дней, устанавливается дополнительным соглашением (приложение 9 к контрактам).
19.12.2019 истец направил Управлению городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла на подписание акт наличия транспортных средств, предусмотренных контрактами N 9 N 15 и документы, подтверждающие наличие у ИП Прасолова И.А. транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям контракта, в том числе договора аренды транспортных средств от 03.12.2019, 10.12.2019, от 25.12.2018 (т. 2, л.д. 132-160).
23.12.2019, 24.12.2019, 09.01.2020 ИП Прасолов И.А. обращался к Главе Администрации города Орла и Управлению городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла с просьбой выдать карты маршрута и урегулировать разногласия. Также в материалы дела представлены обращения истца в Прокуратуру Советского района и уполномоченному по правам предпринимателей в Орловской области.
Письмом от 23.12.2019 Управление городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла сообщило ИП Прасолову И.А. о том, что на указанные в акте наличия транспортных средств не могут быть выданы карты маршрутов, а сам акт не может быть подписан, поскольку автобусы частично не соответствуют качественным характеристикам, заявленным при проведении конкурса, в связи с чем, Управление предложило заменить автобусы, дата регистрации которых будет не ранее 31.12.2016 (т. 2, л.д. 36-37).
31.12.2019 между Управлением городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла (заказчик) и ИП Терешиным С.Н. (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 101, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства выполнять работы по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам и транспортными средствами согласно приложению N1 к контракту в количестве 7 единиц (гр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) по маршруту регулярных перевозок N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз", в количестве 2 единиц (гр.3, 4) по маршруту регулярных перевозок N 2 "Ул. Планерная-ул. Гайдара", в соответствии с паспортами маршрутов, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их на условиях контракта.
31.12.2019 между теми же лицами на аналогичных условиях заключен муниципальный контракт N 102, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства выполнять работы по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам и транспортными средствами согласно приложению N1 к контракту в количестве 7 единиц (гр. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14) по маршруту регулярных перевозок N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз", в соответствии с паспортами маршрутов, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их на условиях контракта.
Исходя из п. 1.2 контрактов от 31.12.2019 N N 101, 102 выполнение работ осуществляется технически исправными транспортными средствами исполнителя, определенными в приложении N 1 к контракту согласно паспорту маршрута (приложение N2 к контракту) и карт маршрута регулярных перевозок, выдаваемых заказчиком исполнителю вместе с подписанным экземпляром контракта по графикам, указанным в п. 1.1 контракта.
В соответствии с разделом 3 контрактов от 31.12.2019 выполнение работ начинается с 01.01.2020, окончание выполнения работ - 31.01.2020.
Согласно п. 5.1 контрактов от 31.12.2019 в обязанности заказчика входят, в том числе: внесение оперативных изменений в паспорт маршрута и расписание движения в случаях изменения дорожно-транспортной ситуации по пути следования; выдача карты маршрута на срок выполнения исполнителем работ по контракту.
В приложении 1 к контрактам от 31.12.2019 ответчик 1 и ответчик 2 согласовали требования к объекту закупки: по контракту N 102 количество транспортных средств на маршруте N 16 - 6 единиц (графики 8-13), максимальный срок эксплуатации транспортных средств - не более 8 лет на момент окончания срока выполнения работ; по контракту N 101 количество транспортных средств на маршруте N 16 - 7 единиц (графики 1 -7), максимальный срок эксплуатации транспортных средств - не более 8 лет на момент окончания срока выполнения работ.
Ссылаясь на нарушение действующего законодательства при заключении Управлением городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла контрактов от 31.12.2019 N 10, N 102 с ИП Терешиным С.Н., при действующих контрактах с ИП Праволовым И.А. на аналогичные маршруты, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из спорного договора, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации о перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 ГК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
Тождественность иска устанавливается при одновременном совпадении и элементов иска (предмета и основания), и сторон спора. Изменение одного из элементов иска (предмета либо основания) нарушает тождество исков (Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2014 по делу N 310-ЭС14-79).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.02.2010 N 236-О-О следует, что пункт 2 части 1 статьи 150 АПК РФ предусматривает прекращение производства по делу в случаях, когда право на судебную защиту, право на судебное рассмотрение спора было осуществлено в состоявшемся ранее судебном процессе. Поэтому сам по себе как направленный на пресечение рассмотрения судом тождественных исков, он не может быть признан нарушающим права и свободы граждан.
Как установлено судом ИП Прасолов И.А. ранее уже обращался с исковым заявлением о признании недействительным муниципального контракта N 102 от 31.12.2019.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 23.06.2020 признан недействительным муниципальный контракт N 102 от 31.12.2019, заключенный между Управлением городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла и индивидуальным предпринимателем Терешиным Сергеем Николаевичем на выполнение работы по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам и транспортными средствами согласно приложению N 1 в количестве 7 единиц по маршруту регулярных перевозок N 16, Ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз".
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о прекращении производства по делу в части признания недействительным муниципального контракта N 102 от 31.12.2019 по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законен и обоснован.
Пунктом 7 части 1 статьи 16. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федеральный закон N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Согласно п. 3.2 Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Орле, утвержденного Постановлением Администрации города Орла от 05.12.2011 N 3864 (далее - Положение), уполномоченным органом местного самоуправления является Управление городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
При этом в обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки закреплено, что транспортное средство, используемое для перевозок по маршруту регулярных перевозок, должно находиться на праве собственности или ином законном основании у юридического лица, индивидуального предпринимателя или одного из участников договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.
Исходя из ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Пунктом 3.3 Положения уполномоченный орган осуществляет организацию проведения публичной процедуры среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок города Орла, а также формирование и ведение реестра маршрутов регулярных перевозок города Орла.
В соответствии с Законом N 44-ФЗ государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) или муниципального образования (муниципальный контракт) заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.
Исходя из положений данного закона, а также пунктов 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Как следует из ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В материалы дела представлена конкурсная документация открытого конкурса в электронной форме N ОК-0267/19 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления закупки: "Выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршруту N 16, графики 1-7. Выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршруту N 2, графики 3-4" (т. 2, л.д. 37-130), согласно которой дата окончания приема заявок -27.11.2019, дата рассмотрения заявок - 28.11.2019, дата подачи участниками конкурса окончательных предложений о цене контракта - 02.12.2019, дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе - 03.12.2019.
В соответствии с информационной картой конкурса (п. 2.1) установлено общее требование в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства РФ от 27.02.2019 " 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами").
Оценка заявок производится конкурсной комиссией по критериям оценки заявок и в соответствии с порядком оценки заявок в целях выявления лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников конкурса, которые не были отклонены.
Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, и порядок оценки заявок приведены в приложении N 1 (п. 3.1 информационной карты).
Исходя из п. 2.3 приложения N 1 значимость показателя "Обеспеченность участника открытого конкурса материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок составляет 60%, коэффициент значимости - 0,60. Данный показатель оценивает транспортные средства (автобусы) участника открытого конкурса исходя из срока эксплуатации ТС, предлагаемых к заявке и подтверждается представленными в составе заявки копиями паспортов транспортных средств (ПТС) и документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию в своей заявке.
Подсчет количества балов по сроку эксплуатации транспортных средств осуществляется по всем транспортным средствам как среднеарифметическое. Каждому транспортному средству (автобусу) присваиваются баллы в соответствии в соответствии с датой начала эксплуатации транспортного средства, баллы суммируются и делятся на общее количество транспортных средств.
Как следует из разъяснений Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла положений конкурсной документации для участников открытого конкурса (т. 2, л.д. 28-36) по вопросу 2 квалификация участников закупки оказывает непосредственное влияние на определение подрядчика по результатам проведения открытого конкурса, так как является нестоимостным критерием оценки.
Выполнение работ по государственному контракту, заключенного по результатам такого открытого конкурса в электронной форме, должно осуществляться транспортным средством, заявленным при проведении такого открытого конкурса в электронной форме. При исполнении государственного контракта допустима замена транспортного средства в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. При этом во исполнение принципов открытости, эффективности и результативности закупок, а также недопущения недобросовестной конкуренции при исполнении государственных контрактов (в частности, при проведении открытых конкурсов в электронной форме указание в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме более новых транспортных средств, а использование при исполнении государственных контрактов более старых) предусмотрено заполнение Приложения N 12 на основании заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
По 9 вопросу конкурсной документации даны следующие разъяснения:
Копии паспортов транспортных средств (ПТС) и копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию в своей заявке, представляются в составе заявки. Какого-либо дополнительного документа с явным указанием на то, что определенные транспортные средства (автобусы) предлагаются к использованию, не требуется.
Участникам открытых конкурсов не запрещено в составе заявок на разные закупки представлять данные на одни и те же транспортные средства. В соответствии со ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участник признанный победителем в открытом конкурсе не вправе отказаться от заключения контракта.
В соответствии с частью 3 раздела 3 Конкурсной документации открытого конкурса в электронной форме на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления закупки: "Выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу", не установлено требование к количеству транспортных средств для оценки заявок по показателю N 3 "Обеспеченность участника открытого конкурса материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок".
Однако, оценка будет осуществляться с учетом максимального количества транспортных средств необходимых для выполнения работ на конкретном маршруте, указанных в приложении 1 к проектам контрактов раздела V конкурсной документации.
В ходе исполнения контракта допускается заменять транспортные средства (автобусы), используемые для перевозок, что оформляется дополнительным соглашением к контракту. Транспортные средства, предлагаемые к замене, по своим характеристикам должны быть не хуже тех, которые они заменяют и соответствовать требованиям контракта, приложений N 2, N 7 и N 12 к контракту. Изменение контракта (приложений контракта, являющихся его неотъемлемой частью) осуществляется в соответствии со ст. 95 Федерального закона N44-ФЗ.
По результатам подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N 0154300014619000760 заявка ИП Праволова И.А. признана соответствующей требованиям, установленным конкурсной документаций, ИП Прасолову И.А. с итоговым рейтингом 100 присвоен 1 номер, ИП Терешину С.Н. с итогом 97,36 присвоен 2 номер.
В части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Как указало Управление городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла в отзыве на иск оценка второй части заявки истца была произведена единой комиссией единственному заявленному ИП Прасоловым И.А. транспортному средству CITROEN JUMPER, 20083-03, дата регистрации в органах ГИБДД 30.072.2019.
18.12.2019 между ИП Прасоловым И.А. и Управлением городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла заключены муниципальные контракты N 9 и N 15.
Как следует из материалов дела, ИП Прасолову И.А. не были выданы карты маршрута, при этом Управление сослалось на то, что автобусы, указанные в акте наличия транспортных средств и документах, подтверждающих право перевозчика на них не соответствуют качественным характеристикам, заявленным истцом при проведении конкурса.
Сторонами подтверждается, что карты маршрута не выданы по настоящее время, при этом, материалами дела установлено, что ИП Прасолов И.А. осуществляет перевозки, в соответствии с п. 5.4 муниципальных контрактов от 18.12.2019 N 9 и N 15 с 20.12.2019.
Согласно пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Статьей 14 Федерального закона N 220-ФЗ, устанавливающей организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам, предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (часть 8).
Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 220-ФЗ, в соответствии с которой право осуществления регулярных перевозок по таким тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2).
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (часть 3).
Согласно статье 28 Федерального закона N 220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки. В карте маршрута указываются, в числе прочего, следующие сведения:
регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок;
* наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
* наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту;
- вид транспортного средства и класс транспортного средства;
- срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок.
Из анализа приведенных положений можно сделать вывод, что карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, которая подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, карта маршрута это тот документ, который перевозчик должен иметь в силу действующего в настоящее время законодательства и при отсутствии которого он может быть привлечен к административной ответственности.
В отсутствие предоставленной карты маршрута исполнение обязательства истцом по контрактам N 9 и N 15 не представляется возможным.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Судом установлено, что в Арбитражном суде Орловской области рассматривалось дело N А48-2196/2020 об отмене постановления от 06.03.2020 N 01127 о привлечении ИП Прасолова И.А. к административной ответственности, поскольку перевозка пассажиров осуществлялась без карт маршрута.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 11.06.2020 признано незаконным и отменено постановление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Юго - Западное МУГАДН ЦФО Территориальный отдел автотранспортного и автодорожного надзора по Орловской области от 06.03.2020 N 01127, при этом судом установлено, что ИП Прасоловым И.А. принимались все зависящих от него меры, направленные на выполнение требований Закона об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и получения от Управления карт маршрута.
Указанное решение оставлено без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2020, а установленные в нем фактические обстоятельства, в силу ст. 69 АПК РФ, имеют преюдициональное значение при рассмотрении настоящих требований.
В материалы дела приобщено представление Прокуратуры Орловской области от 05.02.2020 N 13-2020, в соответствии с которым должностными лицами Администрации города Орла допущены нарушения действующего законодательства, в частности прокуратурой области установлено, что в конкурсной документации на проведение электронных аукционов не содержится требований к минимальному количеству транспортных средств, необходимых для осуществления пассажирских перевозок по маршруту. До настоящего времени карты маршрута ИП Прасолову И.А. не выданы.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ Администрацией г. Орла заключен муниципальный контракт на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам с ИП Терешиным С.Н., единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур (т.3, л.д. 21-24).
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции отнесены к принципам контрактной системы в сфере закупок.
При этом согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Под принципом обеспечения конкуренции понимается создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, при которых любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). К созданию равных условий при выявлении лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг относится запрет на совершение заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Особенность заключения государственного контракта заключается в том, что процедура проведения конкурентной процедуры является обязательным требованием Закона N 44-ФЗ к заключению государственных контрактов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Управление, в обоснование доводов о законности заключения с ИП Терешиным С.Н. муниципального контракта от 31.12.2019 N 101, сослалось на отсутствие запрета на его заключение в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и гражданском законодательстве РФ, а также на соответствие своих действий требованиям ст. 78, ч. 1 ст. 24, п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Кроме того, ответчик 1 ссылается на письмо Минтранса России от 27.03.2020 N ДЗ-686-ПГ, в котором Министерство транспорта РФ сослалось на то, что не наделено компетенцией по разъяснению законодательства РФ, при этом указало на возможность осуществления закупки товара, работы или услуг у единственного поставщика на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей без размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки.
Статьей 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно статье 93 Закона N 44-ФЗ допускается размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в случаях, когда проведение предусмотренных законом конкурсных процедур было нецелесообразно в силу значительных временных затрат. К таким случаям могут быть отнесены закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера).
На основании этой нормы обстоятельствами, свидетельствующими о невозможности в конкретной ситуации заключить государственный или муниципальный контракт в установленном порядке, также являются случаи, в которых поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг является обязательным для соответствующего исполнителя вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения, в связи с чем он не мог отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного или муниципального контракта или истечения срока его действия.
В части организации перевозок грузов подпункт 50 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 содержит исключение, допускающие заключение контракта с единственным поставщиком в случае необходимости выполнения воинских перевозок (железнодорожных, морских, речных, воздушных и автомобильных) при возникновении угрозы военной безопасности Российской Федерации и (или) для обеспечения участия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за пределами Российской Федерации.
Только при наличии указанных ст. 93 ФЗ-44 обстоятельств, перечень которых является закрытым, у заказчика имеются основания по заключению государственного контракта с единственным поставщиком.
Более того, вопросы выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом отнесены ФЗ-44 к конкурентным способам заключения контракта (подп. 3 п. 1.1 ст. 50, подп. 3, п. 2 ст. 54.3)
Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников (часть 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 05.02.2019 N 303-КГ18-24620 по делу N А37-172/2018, в котором подтверждена правомерность отклонения ссылки заявителя на положения статьи 93 Закона N 44-ФЗ при заключении контрактов связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования.
Письмо Минтранса России от 27.03.2020 N ДЗ-686-ПГ, указанное заявителем жалобы, не имеет нормативного содержания, и содержит толкование изложенных в ФЗ-44 норм, не являющимся обязательным.
В рамках настоящего спора конкурентным способом определения поставщика услуг явился открытый конкурс, проведенный в электронной форме, который не оспаривался сторонами, в том числе и участниками конкурса, на момент заключения спорного контракта с ИП Терешиным С.Н., действовали муниципальные контракты от 18.12.2019 N 9 и N 15, заключенные с ИП Прасоловым И.А..
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Пунктом 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Статьями 21 - 24 Закона N 220-ФЗ установлен порядок проведения такого открытого конкурса.
Исходя из анализа приведенных норм права, заключение государственных или муниципальных контрактов на оказание услуг регулярных перевозок по регулируемым тарифам осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, определенных Законом N 220-ФЗ; отбор лица, осуществляющего регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, проводится в порядке, установленном Законом N 220-ФЗ, путем проведения открытого конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее -аукционный перечень), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р. В указанный перечень включены услуги по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автобусным транспортом (ОКПД 2 49.31.21.110).
Таким образом, закупка названных услуг должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Кроме того, с учетом пункта 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ муниципальный заказчик в соответствии с установленными Законом N 44-ФЗ требованиями вправе был провести закупку конкурентными способами - запросом котировок, запросом предложений.
Поскольку в г. Орле имеется конкурентный рынок в области пассажирских перевозок, что подтверждается материалами дела, то осуществление закупки у единственного поставщика приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на указанном рынке.
Согласно части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ.
Однако заказчик не вправе совершать действия, влекущие необоснованное сокращение числа участников закупки.
С учетом установленных обстоятельств, муниципальным заказчиком нарушены требования Закона N 220-ФЗ и Закона N 44-ФЗ, а именно нарушена процедура заключения муниципального контракта с ИП Терешиным С.Н.
Данное нарушение привело к существенному ограничению круга участников торгов и со всей очевидностью не обеспечило возможности участия других потенциальных перевозчиков.
Договор, заключенный с нарушением Закона N 44-ФЗ без проведения предусмотренных им обязательных конкурентных процедур, может быть признан недействительным (ничтожным), как посягающий на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (пункт 2 статьи 168 ГК РФ), поскольку целями регулирования Закона N 44-ФЗ являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, то есть фактически соблюдение публичных интересов.
Привлечение поставщика (исполнителя, подрядчика) без соблюдения процедур, установленных Законом N 44-ФЗ, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, являющееся профессиональным участником соответствующего рынка услуг, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение за счет бюджетных средств государственных и муниципальных потребностей, не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно - уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению торгов.
Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Основанием к отказе в выдаче карт маршрута стороной ответчика явилось несоответствие представленных истцом транспортных средств (автобусов) качественным характеристикам, предусмотренным контрактами, и заявленным при проведении конкурса, поскольку, по мнению Управления, дата регистрации транспортных средств должна быть не ранее 31.12.2016.
Согласно процедуре проведения торгов в форме электронного аукциона информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем. (ст. 63 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из имеющихся материалов, по условиям проведенных конкурсов не предусматривалось предоставление перевозчиком максимального количества транспортных средств для обслуживания маршрутов, достаточно было указать в заявке минимальное количество транспортных средств (1 единица).
Заявка истца была допущена к участию в аукционе и в соответствии с протоколом подведения итогов от 04.12.2019 заявка ИП Прасолова И.А. признана первым номером, по всем проведенным аукционам, в связи с чем, с истцом заключены муниципальные контракты от 18.12.2019 N 9 и N 15.
В соответствии с п. 9 Приложения N 2 (муниципальных контрактов N 9 и N 15) выполнение работ по контракту осуществляется технически исправными транспортными средствами подрядчика, определенными в Приложении N 12 к контракту согласно параметрам маршрута (приложение N 1 к контракту) и карт маршрута регулярных перевозок, предусмотренных действующим законодательством, выдаваемых подрядчику заказчиком вместе с подписанным экземпляром контракта.
В Приложении N 2 к контракту N 9 и контракту N 15 указаны требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств, указано о максимальном сроке эксплуатации транспортных средств на момент окончания срока выполнения работ - 8 лет.
Указанные требования Прасоловым И.А. были соблюдены при предоставлении ответчику актов наличия транспортных средств, транспортные средства соответствуют конкурсной документации и заключенным муниципальным контрактам.
В силу части 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Критерии определения улучшенных технических характеристик и функциональных (потребительских) свойств поставки товара, выполнения работ, оказания услуг данным Законом не установлены, поэтому заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает (подрядчику, исполнителю) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки товара, выполнения работ или оказания услуг.
Дополнительных соглашений между заказчиком и перевозчиком, в части изменении качественных характеристик используемых, во исполнение обязательства, транспортных средств, не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).
В условиях заключенных контрактов с Прасоловым И.А. не предусматривалось, что иные транспортные средства, предоставляемые истцом для обслуживания маршрута, должны быть аналогичными по году выпуска с транспортным средством, указанным в заявке на участие в конкурсе.
Кроме того, при разъяснении положений конкурсной документации по вопросу N 2 допускалось указание в заявке на участие в открытом конкурсе более новых транспортных средств, а использование при исполнении государственных контрактов более старых, при этом приложение N 12 должно заполняться при исполнении контракта.
С учетом изложенного, при подведении итогов конкурса, заявка ИП Прасолова И.А. полностью соответствовала конкурсной документации.
Статьей 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ею таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п. 2 чт. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 2 ст. 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации", для установления ничтожности договора на основании ст. 10, 168 ГК РФ необходимо установить факт недобросовестного поведения (злоупотребления правом) сторон оспариваемой сделки, а также их действия с намерением причинить вред другому лицу.
В силу абз. 3 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Обзора по Закону N 44-ФЗ, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а, следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
Согласно пункту 75 постановления Пленума N 25 посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.
Поскольку контракт N 101 от 31.12.2019 Управления с ИП Терешиным С.Н. заключен в нарушении положений ФЗ-44, требования истца являются законными по праву требования, правомерно удовлетворены.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, с 20.12.2019 и по настоящее время ИП Прасолов И.А., в соответствии с п. 5.4 контрактов, осуществляет транспортное обслуживание населения по муниципальным контрактам N 9 и N 15 с использованием автобусов до 8-ми лет, при этом Управление городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла не исполнило условия контрактов и не обеспечило истца картами маршрута.
Управление, не оспаривая результаты проведения аукциона, а также не расторгая контракт с ИП Прасоловым И.А. по соглашению сторон либо в судебном порядке, не оформив отказ от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заключило контракт N 101 от 31.12.2019 с ИП Терешиным С.Н., предметом которого являлось оказание аналогичных услуг с периодом оказания данных услуг до 31.01.2020.
Стороны не оспаривали тот факт, что ИП Терешиным С.Н. осуществляются перевозки по маршруту N 16, поскольку между ответчиками заключались аналогичные контракты в феврале, марте, апреле 2020 года.
При таких обстоятельствах, правомерен вывод суда, что в результате неправомерных действий Управления по заключению муниципального контракта с ИП Терешщиным С.Н. на аналогичные услуги с накладывающимся периодом их оказания без расторжения либо изменения в предусмотренном законом порядке контракта с истцом, произошел сбой в графике движения автобусов, предусмотренных контрактами N 9 и N 15 от 18.12.2019 и ИП Прасолов И.А. был лишен возможности получить доход, который он получил бы при выполнении контрактов без заключения муниципального контракта с ИП Терешиным С.Н.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2020 N 303-ЭС19-25882.
Довод заявителя о том, что восстановление нарушенных прав истца невозможно, ввиду истечения срока действия муниципального контракта N 101 от 31.12.2019 судом отклонен, поскольку правовые последствия признания сделки недействительной предусмотрены положениями статьи 167 ГК РФ, что позволяет истцу восстановить нарушенные права, обосновать правовой интерес, согласно выбранному способу защиты нарушенных прав (ст. 12 ГК РФ).
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства, установив необходимые для разрешения спора обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 08.07.2020 по делу N А48-464/2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 13.10.2020) оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алфёрова |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-464/2020
Истец: ИП Прасолов Игорь Александрович
Ответчик: ИП Терешин Сергей Николаевич, УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА