город Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2020 г. |
дело N А32-15579/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представитель Нечаева Е.В. по доверенности от 20.10.2020,
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894 ОГРН 1022301974420)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26 августа 2020 года по делу N А32-15579/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовладелец" (ИНН 2311184058 ОГРН 1142311021137)
к акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894 ОГРН 1022301974420)
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовладелец" (далее - управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество, ресурсоснабжающая организация) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, в том числе на содержание общего имущества N 24318988018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 исковые требования удовлетворены частично.
Суд изложил в редакции истца пункты 3.1.1, 3.1.2, абз. 8 п. 3.1.2, п. 3.2.5, п. 3.2.8, п. 3.3.2, абз. 3 п. 3.3.3, п. 3.3.6, п. 4.2, абз. 1 п. 5.2.1, п. 5.4, абз. 2, 3 п. 6.2, п. 6.4, п. 8.2 договора; дополнил договор пунктами 3.2.23, 3.2.24, 8.3; исключил пункты 3.2.2, 3.2.11, 3.2.18, 4.6; изменил редакцию приложения N 2 договора - акта разграничения балансовой принадлежности. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части, и просило изложить пункты 3.1.1, 3.3.2, 4.2, 6.4, 8.2 в редакции общества, считает необоснованным дополнение договора пунктами 3.2.23, 3.2.24, 8.3, и исключение из договора пунктов 3.2.2, 3.2.11, 3.2.18, 4.6, а также изменение редакции акта разграничения балансовой принадлежности.
В отзыве на апелляционную жалобу управляющая компания просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель управляющей компании дал суду пояснения по обстоятельствам и материалам дела, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения. В части отказа в иске решение суда не обжалует.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управляющей компании, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Домовладелец" является управляющей организацией на основании лицензии серия 23 номер 001101, предоставленной на основании решения лицензионной комиссии Краснодарского края от 06.05.2015 года N 18, приказа Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 12.05.2015 года N 306-ГУ, осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе по обеспечению собственников этих многоквартирных домов коммунальными услугами.
Истцом в феврале 2020 года от АО "АТЭК" получен проект договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, в том числе на содержание общего имущества N 24318988018.
Управляющая компания, рассмотрев проект договора, выразила несогласие по отдельным пунктам договора, которые отразила в протоколе разногласий от 03.02.2020 и направила их в адрес общества.
В протоколе разногласий управляющая компания указала на то, что считает необходимым дополнить договор п. 1.2. Раздела "Общие положения", п. 3.2.23, п. 3.2.24, п.8.3 договора, изложить в редакции исполнителя п. 3.1.1., п. 3.1.2., п. 3.2.5., п. 3.2.7., п. 3.2.8., п. 3.2.10., п. 3.3.2., п. 3.3.3., п. 3.3.6., п. 4.2., п. 5.2., п. 5.4., п. 6.2. (абзац 2-3), п. 6.4., п. 8.2., исключить из договора п. 3.2.2. (абзац 1-3), п. 3.2.11., п. 3.2.18., п. 3.3.6., п. 4.6., п. 9.1. договора.
Общество направило в адрес управляющей компании протокол согласования разногласий к протоколу разногласий.
Согласно протоколу согласования разногласий, общество предложило принять п. 1.2., п. 3.2.7., п. 3.2.10., п. 3.2.22. в редакции исполнителя, п. 3.1.1., п. 3.1.2., п. 3.2.2., п. 3.2.5., п. 3.2.8., п. 3.2.11., п. 3.2.18., п. 3.2.23, п. 3.2.24., п. 3.3.2., п. 3.3.3, п. 3.3.6., п. 4.2., п. 4.6., п. 5.2. (абзац 1), п. 5.4., п. 6.2. (абзац 2, 3), п. 6.4., п. 8.2., п. 8.3., п. 9.1. принять в редакции ресурсоснабжающей организации.
Наличие между сторонами разногласий при согласовании условий договора послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правоотношения сторон регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Существенные условия договора теплоснабжения определены статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и в разделе 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Согласно пункту 3 Правил N 124, договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Согласно пункту 5 Правил N 124 исполнитель в лице управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
В силу подпункта "а" пункта 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации (пункт 10 Правил N 124).
В соответствии с пунктами 10 - 11 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
При этом в случаях, указанных в пункте 21 (1) настоящих Правил, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21 (1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, заключение договора теплоснабжения для ответчика как ресурсоснабжающей организации является обязательным.
Как видно, между сторонами возник спор относительно условий договора.
Суд принял пункты 3.1.1, 3.3.2, 4.2, 6.4, 8.2 в редакции управляющей компании, дополнил договор пунктами 3.2.23, 3.2.24, 8.3, исключил пункты 3.2.2, 3.2.11, 3.2.18, 4.6 договора, с чем не согласна ресурсоснабжающая организация.
Так, пункт 3.1.1 договора принят судом в следующей редакции:
3.1. Ресурсоснабжающая организация обязана:
3.1.1. Поставлять коммунальный ресурс на границе балансовой принадлежности надлежащего качества и в количестве, предусмотренном настоящим договором, в соответствии с температурным графиком работы тепловых сетей (приложение N 3) с допустимыми действующим законодательством отклонением параметров качества поставляемого коммунального ресурса".
Податель жалобы полагает, что в пункте 3.1.1 должно быть указание не на "границу балансовой принадлежности", а на "границу раздела", при этом ссылается на то, что управляющая компания не обращалась к обществу с заявлением о передаче участка внешней тепловой сети (от ТК-4 до ж/д по ул. Московская, 94). Полагает, что границей эксплуатационной ответственности являются выходные фланцы запорной арматуры в ТК-4 на ответвлении к многоквартирному жилому дому в управлении истца (приложение N 2 к договору).
Между тем, в силу подпункта "а" пункта 18 Правил N 124, на которые ссылается и ответчик в жалобе, если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
Оснований к закреплению ответственности на участке внешней тепловой сети за управляющей компанией общество не представило.
Апелляционная жалоба в указанной части отклоняется судом.
Пункт 3.2.2 договора исключен судом. В редакции общества:
п. 3.2. Исполнитель обязан:
3.2.2. Ежегодно, до начала отопительного сезона привести в готовность к эксплуатации системы теплоснабжения, организовать работы по гидравлической опрессовке, гидропневматической промывке и ремонту участка теплосети, внутридомовой системы теплоиспользующих установок, находящихся на балансе исполнителя. Работы по гидравлической промывке и гидравлической опрессовке производить в присутствии представителя РСО ежегодно не позднее 30 августа. В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2003 N 4358), промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3-5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход водо-воздушной смеси не должен превышать 3-4 кратного расчетного расхода теплоносителя. Для промывки систем используется водопроводная или техническая вода. В открытых системах теплоснабжения окончательно промывка после дезинфекции производится водой, соответствующей требованиям действующего стандарта на питьевую воду, для конденсатопроводов качество сбрасываемой воды должно соответствовать требованиям в зависимости от схемы использования конденсата. Дезинфекция систем теплопотребления производится в соответствии с требованиями, установленными санитарными нормами и правилами. Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.
При проверке выдается заключение в виде Акта готовности к работе, в отопительный период РСО вправе прекратить подачу горячего водоснабжения в соответствии с Постановлением Правительства от 08.08.2012 N 808, Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду", а также не возобновлять подачу отопления в начале очередного отопительного сезона до устранения исполнителем выявленных РСО нарушений.
Суд исключил указанный пункт, сославшись на то, что ресурсоснабжающая организация не является уполномоченным органом по оценке готовности к отопительному периоду. Соответствующий вопрос не входит в сферу отношений сторон.
Общество указывает, что является единой теплоснабжающей организацией в г. Краснодаре, в связи с чем является уполномоченным органом.
Проведение проверок готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии (в том числе лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом) предусмотрено положениями приказа Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду".
Такая проверка осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
Пункт 3.2.2 сформулирован без учета положений приказа Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду", детально регламентирующего порядок образования комиссии, привлекаемых к участию в ней лиц, требования по готовности к отопительному периоду, вынесение акта проверки готовности к отопительному периоду, а потому правомерно исключен судом из договора.
Таким образом, данный вопрос находится вне рамок договорного контроля общества, что, вместе с тем, не лишает ресурсоснабжающую организацию действовать в рамках определенных приказом N 103 полномочий.
Апелляционная жалоба в указанной части отклоняется судом.
Пункт 3.2.11 договора исключен судом. В редакции общества:
п. 3.2. Исполнитель обязан:
3.2.11. При отсутствии точки подключения к сетям РСО заключить соглашение с владельцем промежуточных сетей о согласии на поставку коммунального ресурса по принадлежащей третьему лицу теплотрассе, которое будет являться неотъемлемой частью настоящего договора.
Суд исключил указанный пункт, сославшись на то, что законом обязанность истца по заключению договора с владельцами промежуточных сетей о согласии на поставку коммунального ресурса по теплотрассе, принадлежащей третьему лицу, не предусмотрена. В свою очередь, ресурсоснабжающая организация обязана заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится.
Общество полагает необходимым сохранить указанный пункт в договоре, ссылаясь на то, что указанная редакция договора не противоречит закону и не нарушает баланс интересов сторон.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В указанном случае общество, как обязанная сторона, пытается переложить ответственность за достижение соглашения с третьими лицами на управляющую компанию, что противоречит п. 2 статьи 539 ГК РФ.
Апелляционная жалоба в указанной части отклоняется судом.
Пункт 3.2.18 договора исключен судом. В редакции общества:
п. 3.2. Исполнитель обязан:
3.2.18. При ограничении либо прекращении подачи коммунального ресурса в связи с нарушением исполнителем раздела 5 настоящего договора, принимать необходимые меры для обеспечения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, своевременно оплачивающим тепловую энергию.
Суд исключил указанный пункт, сославшись на то, что ограничение (прекращение) и возобновление подачи энергии потребителям осуществляется по основаниям, в порядке и сроки предусмотренные действующим законодательством РФ. Ограничение и прекращение подачи тепловой энергии должно соотноситься с требованиями раздела XI Правил N 354. Подпунктом "а" п. 117 Правил N 354 предусмотрено право на ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги, с предварительным уведомлением потребителя.
Апелляционный суд учитывает следующее.
Согласно пункту 1 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 (далее - Требования N 253), устанавливаются обязательные требования, предъявляемые к исполнителю коммунальных услуг при осуществлении им расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, необходимые для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
По смыслу и содержанию указанные требования направлены на немедленное и своевременное перечисление исполнителем коммунальных услуг денежных средств, собираемых им с потребителей соответствующей коммунальной услуги.
Отсутствие полной оплаты потребителями коммунальных услуг не освобождает исполнителя от исполнения обязательства по оплате и ответственности за неисполнение договорных обязательств в установленный законом срок.
При этом управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918 по делу N А51-19554/14).
Ранее действовавшими нормативными актами был прописан запрет на приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства.
Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (утратил силу), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 N 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Пунктом 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (утратило силу), предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно пункту 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.
С утратой силы указанных нормативных актов порядок подачи энергии добросовестным абонентам не изменился.
В соответствии с п. 77 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений настоящих Правил.
В соответствии с абзацем 14 пункта 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Согласно подпункту "б" пункта 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из указанных норм следует, что теплоснабжающие организации вправе прекращать (ограничивать) поставку теплоэнергии организациям-потребителям в случае наличия у них задолженности за поставленный коммунальный ресурс. Однако такие действия не должны нарушать права третьих лиц (абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных коммунальных ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками теплоэнергии).
С учетом изложенного регулирование указанного пункта договором приобретает особое значение ввиду того, что ограничение и прекращение поставки ресурсов возможно только на основании соглашения, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем. В силу п. 77 Правил N 808 порядок ограничения и прекращения подачи теплоэнергии должен быть определен договором.
Спор двух хозяйствующих субъектов по поводу оплаты не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам.
В редакции общества "АТЭК" п. 3.2.18 договора не противоречит действующему законодательству, и, в частности п. 117 Правил N 354, на который сослался суд первой инстанции. Апелляционная коллегия полагает, что при формулировании данного пункта необходимо не прописывать механизм уведомления абонента, который установлен нормативно, а установить необходимость взаимодействия исполнителя и ресурсоснабжающей организации в случае ограничения или прекращения подачи коммунального ресурса с целью определения добросовестных потребителей.
В данной части апелляционная жалоба подлежит удовлетворению. В удовлетворении иска об исключении пункта 3.2.18 из договора следует отказать.
Удовлетворяя исковые требования, суд дополнил договор пунктами 3.2.23 и 3.2.24 следующего содержания.
п. 3.2. Исполнитель обязан:
3.2.23. При принятии потребителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о внесении платы за коммунальные услуги теплоснабжения непосредственно на расчетный счет поставщика, предоставить поставщику информацию о таком решении с приложением соответствующих документов не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия указанного решения.
3.2.24. При поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги, связанной с подачей РСО коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, исполнитель обязан совместно с РСО выявлять причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме путем составления двустороннего акта о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащем объеме. В указанном акте указываются нарушения, повлекшие предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, а также определяется сторона настоящего договора, чьи действия привели к предоставлению коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме.
При поступлении жалоб от потребителей на ненадлежащее качество оказанной коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащий объем, а также на оказание коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, исполнитель направляет в адрес РСО уведомление о составлении акта о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащем объеме. В случае неявки представителя РСО в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения уведомления, исполнитель составляет указанный акт самостоятельно, с привлечением потребителей. Исполнитель направляет указанный акт РСО в течение 3 (трех) рабочих дней с даты его составления.
Акт является основанием для производства РСО перерасчета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего договора. При этом размер платы за поданный коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Указанные пункты договора соответствуют Правилам N 354, доводы ресурсоснабжающей организации сводятся к нецелесообразности включения их в договор, что основанием к отмене судебного акта не является. Апелляционная жалоба подлежит отклонению в указанной части.
Управляющая компания и ресурсоснабжающая организация имеют разногласия в формулировании п. 3.3.2 договора.
Управляющая компания просила п. 3.3.2. договора изложить в следующей редакции:
3.3. Ресурсоснабжающая организация имеет право:
3.3.2. Проводить ограничение или прекращение подачи коммунального ресурса исполнителю (в том числе с видимым разрывом трубопровода) после соответствующего предупреждения в порядке и в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Суд согласился с указанной редакцией, сославшись на п. 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808.
АО "АТЭК" в апелляционной жалобе просит данный пункт изложить в следующей редакции:
3.3. Ресурсоснабжающая организация имеет право:
3.3.2. Проводить ограничение или прекращение подачи коммунального ресурса Исполнителю (в том числе с видимым разрывом трубопровода) после соответствующего предупреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе в следующих случаях:
а) нарушение сроков оплаты потребляемого коммунального ресурса;
б) при предоставлении акта территориального органа Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору России о неудовлетворительном состоянии теплоснабжающих установок и/или сетей исполнителя, угрожающих аварией или создающих угрозу жизни и безопасности граждан;
в) за самовольный ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых систем теплопотребления, самовольное подключение исполнителем к своим тепловым сетям других потребителей или самовольное снятие ограничений, введенных РСО;
г) для проведения плановых работ по ремонту оборудования, в соответствии с графиком, согласованным органами местного самоуправления, на территории которого расположены объекты РСО;
д) хищения тепловой энергии исполнителем, допущения утечки и загрязнения сетевой воды;
е) неудовлетворительного технического состояния систем теплоснабжения, находящихся в ведении исполнителя, угрожающих аварией или создающих угрозу для жизни и безопасности граждан;
ж) в иных случаях, предусмотренных действующими нормативными актами и настоящим договором.
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3 статьи 546 той же статьи ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения определен в статье 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Во исполнение Закона о теплоснабжении постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (действующие в настоящее время) (далее - Правила организации теплоснабжения), которыми определены социально значимые категории потребителей и установлен порядок введения в отношении их ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 96 данных Правил установлено, что в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
В пункте 3 Правил N 354 прямо установлено, что коммунальные услуги должны предоставляться потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) круглосуточно (коммунальная услуга по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354; предоставление коммунальных услуг должно осуществляться в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг установлен разделом 11 Правил N 354.
Таким образом, случаи и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг регламентированы действующим законодательством.
Переносить положения закона в договор нет необходимости. Кроме того, ресурсоснабжающая организация не обосновала включение подпунктов б)-ж) в пункт 3.3.2 ссылкой на Правила N 354.
Вместе с тем, апелляционная коллегия полагает необходимым изложить пункт 3.3.2 договора с учетом правовой позиции, изложенной в настоящем постановлении применительно к пункту 3.2.18 договора в следующей редакции:
3.3. Ресурсоснабжающая организация имеет право:
3.3.2. Проводить ограничение или прекращение подачи коммунального ресурса исполнителю (в том числе с видимым разрывом трубопровода) после соответствующего предупреждения в порядке и в случаях, предусмотренных действующим законодательством и должна исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации.
Пункт 4.2 договора изложен судом в редакции управляющей компании:
4.2. Объем поставленного/принятого по настоящему договору коммунального ресурса определяется по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, введенных в эксплуатацию в установленном порядке, за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам (правообладателям) нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам, заключенным ими непосредственно с РСО, при этом расчет объема производится с учетом корректировки объема коммунального ресурса, рассчитанного за предыдущие периоды.
АО "АТЭК" в апелляционной жалобе просит данный пункт изложить в следующей редакции:
4.2. Объем поставленного/принятого по настоящему договору коммунального ресурса определяется по коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии, установленным на границе раздела сетей исполнителя с сетями РСО и введенными в эксплуатацию в установленном порядке.
При установке коллективных (общедомовых) приборов учета не на границе раздела сетей, объем отпущенного/принятого по настоящему договору коммунального ресурса определяется как сумма показаний приборов учета тепловой энергии и объема тепловых потерь на участке сети от границы раздела до места установки прибора учета.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что данная редакция договора соответствует действующему законодательству, исключение нежилых помещений возможно с момента поступления заявки на заключение договора от собственников нежилых помещений.
Указанный довод отклоняется апелляционной коллегией, поскольку предложенная управляющей компанией редакция соответствует пункту 21 Правил N 124.
Обоснования предлагаемому ресурсоснабжающей организацией включению в пункт 4.2 абзаца 2, позволяющего взыскать с управляющей компании стоимость тепловых потерь в случае установления коллективного (общедомового) прибора учета не на границе раздела сетей в апелляционной жалобе не приведено. Вместе с тем, нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере теплоснабжения, предусмотрено включение в тариф на тепловую энергию потерь тепловой энергии, возникающих в связи с транспортировкой теплоэнергии по сетям. Такое изложение договорных обязательств может повлечь двойное взыскание соответствующих потерь с потребителей как в составе тарифа на тепловую энергию, так и по заявленным в рассматриваемом деле требованиям (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2016 N 14-АПГ16-11).
По тем же мотивам апелляционная коллегия соглашается с исключением из договора пункта 4.6:
4.6. При наличии на балансе исполнителя наружных тепловых сетей, объем поставленной/принятой по настоящему договору тепловой энергии определяется как сумма объема тепловой энергии, отпущенной на отопление и ГВС и объема тепловых потерь на участке наружных тепловых сетей исполнителя. При этом объем тепловых потерь определяется расчетным способом.
Апелляционная жалоба в указанной части подлежит отклонению.
Пункт 6.4 договора изложен судом в редакции управляющей компании:
6.4. РСО несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам. Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон.
АО "АТЭК" в апелляционной жалобе просит данный пункт изложить в следующей редакции:
6.4. РСО не несет ответственности за перерыв в подаче коммунального ресурса в случае, если перерыв произошел причине отключения объектов РСО от источников тепловой энергии, электричества, холодной воды и газа, принадлежащих иным лицам.
АО АТЭК полагает, что указанный пункт должным образом конкретизирует ответственность ресурсоснабжающей организации.
Указанный довод подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять, в том числе и ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя.
Согласно абзацу 5 пункта 21 (существенные условия договора теплоснабжения) Правил N 808 договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия: ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата.
В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в соответствии с которым в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия:
а) условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженернотехнического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
Исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.
Исполнитель обязан осуществлять контроль качества поставляемого коммунального ресурса и непрерывности его подачи на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, п. 6.4 правомерно изложен в редакции истца, доводы апелляционной жалобы в указанной части нормативно не обоснованы.
Пункт 8.2 договора изложен судом в редакции управляющей компании:
8.2. В случае прекращения исполнения настоящего договора в связи с принятием собственниками помещений на общем собрании решения о смене формы управления многоквартирным домом, исполнитель обязан за 30 дней направить письменное уведомление в РСО о предстоящем расторжении договора с обязательным приложением документов, подтверждающих прекращение права управления многоквартирным домом (копия протокол общего собрания собственников, копия соглашения расторжении договора на управление, содержание и ремонт), совместно с представителем РСО произвести снятие контрольных показаний (при наличии у исполнителя прибора учета) и предоставить их в РСО.
АО "АТЭК" в апелляционной жалобе просит дополнить данный пункт следующим положением: "При наличии задолженности исполнитель обязан произвести полный расчет за потребленный коммунальный ресурс. При невыполнении условий данного пункта договора договор считается действующим до полного исполнения обязательств".
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что исключение данного положения из договора нарушает его права.
Апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции о необходимости изложения пункта 8.2 в редакции управляющей компании, поскольку редакция АО АТЭК противоречит нормативно установленному механизму смены управляющей компании (или способа управления многоквартирным домом), ограничивает правомочия общего собрания собственников помещений в МКД. В силу подпункта "б" пункта 30, пункта 32 Правил N 124, статей 161, 162 ЖК РФ, статьи 416 ГК РФ с даты смены и реализации способа управления или управляющей организации истец утрачивает возможность исполнения договора.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает следующее правовое регулирование. В силу пп. "б" п. 30 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается право для исполнителя - на отказ от исполнения договора ресурсоснабжения в случае прекращения обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставлению соответствующей коммунальной услуги. Данное условие должно предусматривать оплату поставленного до момента расторжения договора ресурсоснабжения коммунального ресурса в полном объеме и исполнение иных возникших до момента расторжения договора ресурсоснабжения обязательств, в том числе обязательств, возникших вследствие применения мер ответственности за нарушение договора, либо отказ от исполнения договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальной услуги - в случае прекращения обязанностей по предоставлению соответствующей коммунальной услуги.
Согласно пункту 31 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок его расторжения в случае прекращения обязательства исполнителя по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, включая обязанность исполнителя проинформировать ресурсоснабжающую организацию о наступлении указанного обстоятельства в предусмотренные договором ресурсоснабжения сроки.
Поэтому исключение судом положения о необходимости оплаты за потребленный коммунальный ресурс вышеприведенному нормативному регулированию не соответствует.
Апелляционная коллегия полагает, что пункт 8.2 договора надлежит изложить в следующей редакции:
8.2. В случае прекращения исполнения настоящего договора в связи с принятием собственниками помещений на общем собрании решения о смене формы управления многоквартирным домом, исполнитель обязан за 30 дней направить письменное уведомление в РСО о предстоящем расторжении договора с обязательным приложением документов, подтверждающих прекращение права управления многоквартирным домом (копия протокол общего собрания собственников, копия соглашения расторжении договора на управление, содержание и ремонт), совместно с представителем РСО произвести снятие контрольных показаний (при наличии у исполнителя прибора учета) и предоставить их в РСО.
При отказе от исполнения настоящего договора в указанном выше случае исполнитель обязан оплатить поставленную до момента расторжения настоящего договора тепловую энергию и теплоноситель в полном объеме и исполнить иные, возникшие до момента расторжения настоящего договора обязательства, в том числе обязательств, возникших вследствие применения мер ответственности за нарушение настоящего договора.
Суд также дополнил договор пунктом 8.3 следующего содержания:
8.3. РСО вправе отказаться от исполнения настоящего договора при наличии у исполнителя задолженности перед РСО за поданный коммунальный ресурс, признанной им по акту сверки расчетов, или подтвержденной решением суда в размере, превышающем стоимость поставленного коммунального ресурса за 3 (три) расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им коммунальной услуги РСО вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями.
АО АТЭК в апелляционной жалобе возражает против включения данного пункта в договор. Указывает на предусмотренное частью 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения при наличии задолженности, равной или превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.
Апелляционная коллегия полагает, что принятая судом редакция пункта 8.3 основана на недействующей редакции пункта 30 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Согласно п. 1.1 договора он распространяет свое действие как на приобретение исполнителем коммунального ресурса для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению, так и на приобретение коммунального ресурса для содержания общего имущества.
Положения подпункта "а" пункта 30 Правил N 124 закрепляют право ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях МКД.
Вместе с тем, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 из подпункта "а" пункта 30 Правил N 124 исключено право ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения в части купли-продажи коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, а с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 879 иным образом изложен объем правомочий РСО и совокупность обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность отказа от исполнения договора.
Пункт 8.3 подлежит включению в договор в следующей редакции:
8.3. РСО вправе отказаться от исполнения настоящего договора в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома в случае наличия у исполнителя признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения независимо от факта последующей оплаты данной задолженности исполнителем, за исключением случая полного погашения такой задолженности исполнителем до вступления в законную силу судебного акта.
Среднемесячная величина обязательств (Pобяз) определяется ресурсоснабжающей организацией по формуле:
где:
Sпост - сумма обязательств исполнителя по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора, а если договор исполнялся менее 12 месяцев, - за период действия договора, определенная на основании счетов на оплату или иных документов, содержащих требование об оплате фактически поставленного коммунального ресурса, выставленных ресурсоснабжающей организацией;
n - 12, а если договор ресурсоснабжения исполнялся менее 12 месяцев, - количество месяцев его исполнения.
По истечении 30 календарных дней со дня направления исполнителю уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, объем которых определяется в соответствии с пунктом 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Суд принял правовую позицию управляющей компании при урегулировании разногласий относительно акта разграничения балансовой принадлежности (приложение N 2 к договору).
Так, истец просил изложить акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей к договору теплоснабжения с учетом того, что границей раздела балансовой принадлежности тепловых сетей РСО и потребителем является точка врезки (Е), которая находится на внешней стороне стены МКД.
Как указывает АО АТЭК в апелляционной жалобе, управляющая компания не обращалась к обществу с заявлением о передаче участка внешней тепловой сети (от ТК-4 до ж/д по ул. Московская, 94). Полагает, что границей эксплуатационной ответственности являются выходные фланцы запорной арматуры в ТК-4 на ответвлении к многоквартирному жилому дому в управлении истца (приложение N 2 к договору).
В проекте приложения N 2 в редакции АО АТЭК указано, что на балансе потребителя находится участок тепловой сети от от ТК-4 до ж/д по ул. Московская, 94. Границей эксплуатационной ответственности между АО АТЭК и потребителем являются выходные сланцы запорной арматуры в ТК-4 в направлении к потребителю.
Таким образом, по мнению ресурсоснабжающей организации, в границы балансовой и эксплуатационной ответственности входит участок теплотрассы от котельной до внешней стены многоквартирного жилого дома.
Нормативного обоснования к такому установлению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности общество не приводит, ссылаясь лишь на то, что ранее АО АТЭК и ООО "КомфортСервис Люкс" был подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которым установлена граница эксплуатационной ответственности - выходные сланцы запорной арматуры в ТК-4 в направлении к потребителю. Общество полагает, что такое разделение ответственности между сторонами договора возможно, поскольку положения части 1 статьи 36 ЖК РФ допускают включения в состав общего имуществаоборудование, находящееся за пределами помещений, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на земельном участке объекты. Со ссылкой на подп. "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества могут включаться тепловые пункты, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Указанные доводы противоречат действующему правовому регулированию.
В силу пункта 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении и пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, к договору теплоснабжения прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В пункте 2 Правил N 808 закреплено, что граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей, в том числе тепловых сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома. При этом границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В силу части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в данном доме, приведенное в названной норме.
В состав общего имущества включаются инженерные системы горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления (пункты 5 и 6 Правил N 491).
Граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
Таким образом, граница эксплуатационной ответственности может определяться соглашением сторон в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, а если соглашение сторон отсутствует - по границе балансовой принадлежности.
Граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности.
Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016.
В материалах настоящего дела не имеется доказательств того, что собственниками помещений спорного МКД принято решение о включении участков тепловых трасс от ТК-4 до наружной стены здания N 94 по ул. Московской г. Краснодара в состав общедомового имущества. В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что внешние участки сетей передавались управляющей компании застройщиком.
В связи с указанными обстоятельствами правовых оснований для установления границы эксплуатационной ответственности по выходному фланцу задвижки в ТК-4 до наружной стены здания N 94 по ул. Московской, 94 в г. Краснодар, на чем настаивает АО АТЭК, не имеется.
Суд указал, что определение границ балансовой принадлежности не определено в качестве существенного условия договора. Таким образом, указание на границу балансовой принадлежности в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности подлежит исключению как не имеющее принципиального значения.
Между тем, из материалов дела не усматривается препятствий к установлению границы балансовой принадлежности и внесению указанной границы в соответствующий акт. Более того, при формулировании пункта 3.1.1 договора суд первой инстанции уже высказался относительно границы балансовой принадлежности, установив обязательство ресурсоснабжающей организации по поставке коммунального ресурса надлежащего качества и количества. При таких обстоятельствах отказ в судебном порядке установить границы балансовой принадлежности порождает дальнейшую неопределенность в отношениях сторон.
Апелляционная коллегия полагает необходимым изложить спорные пункты Акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности за состояние участка тепловой сети (приложение N 2) в следующей редакции.
1. Границей разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности АО "АТЭК" и потребителя является наружная стена подключенного к тепловым сетям МКД по ул. Московской, 94 в г. Краснодаре.
3. Границей эксплуатационной ответственности между АО "АТЭК" и потребителем является наружная стена подключенного к тепловым сетям МКД по ул. Московской, 94 в г. Краснодаре.
В схеме границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, прилагаемой к акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон за состояние участка тепловой сети, границей раздела АО АТЭК с потребителем считать наружную стену МКД по ул. Московской, 94 в г. Краснодаре, тепловыми сетями, которые находятся на балансе потребителя считать внутренние сети здания.
На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе ответчик просил отменить принятый судебный акт и отказать в удовлетворении иска управляющей компании в полном объеме.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению частично, а решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 по делу N А32-15579/2020 подлежит изменению на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В абзаце 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежит применению при разрешении исков неимущественного характера.
При таких обстоятельствах ввиду удовлетворения апелляционной жалобы частично, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат возложению на общество.
При размещении текста резолютивной части постановления по настоящему делу при опубликовании в сети Интернет в базе данных судебных актов арбитражного суда была допущена следующая опечатка: в результате технического сбоя удален абзац шестой, содержащий текст пункта 8.2 договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, в том числе на содержание общего имущества N 24318988018, на урегулирование разногласий по указанному пункту указано в абзацах первом и четвертом резолютивной части.
Данная опечатка исправлена определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020.
Резолютивная часть настоящего полного текста постановления излагается с учетом определения от 10.11.2020 об исправлении опечатки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894 ОГРН 1022301974420) удовлетворить в части урегулирования разногласий по пунктам 3.3.2, 3.2.18, 8.2, 8.3, приложения N 2 к договору снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, в том числе на содержание общего имущества N 24318988018.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26 августа 2020 года по делу N А32-15579/2020 в указанной части отменить.
В удовлетворении иска в части исключения п. 3.2.18 отказать.
Изложить пункты 3.3.2, 8.2, 8.3, приложение N 2 к договору снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, в том числе на содержание общего имущества N 24318988018 в следующей редакции:
"3.3.2. Проводить ограничение или прекращение подачи коммунального ресурса исполнителю (в том числе с видимым разрывом трубопровода) после соответствующего предупреждения в порядке и в случаях, предусмотренных действующим законодательством и должна исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации.
8.2. В случае прекращения исполнения настоящего договора в связи с принятием собственниками помещений на общем собрании решения о смене формы управления многоквартирным домом, исполнитель обязан за 30 дней направить письменное уведомление в РСО о предстоящем расторжении договора с обязательным приложением документов, подтверждающих прекращение права управления многоквартирным домом (копия протокол общего собрания собственников, копия соглашения расторжении договора на управление, содержание и ремонт), совместно с представителем РСО произвести снятие контрольных показаний (при наличии у исполнителя прибора учета) и предоставить их в РСО.
При отказе от исполнения настоящего договора в указанном выше случае исполнитель обязан оплатить поставленную до момента расторжения настоящего договора тепловую энергию и теплоноситель в полном объеме и исполнить иные, возникшие до момента расторжения настоящего договора обязательства, в том числе обязательств, возникших вследствие применения мер ответственности за нарушение настоящего договора.
8.3. РСО вправе отказаться от исполнения настоящего договора в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома в случае наличия у исполнителя признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения независимо от факта последующей оплаты данной задолженности исполнителем, за исключением случая полного погашения такой задолженности исполнителем до вступления в законную силу судебного акта.
Среднемесячная величина обязательств (Pобяз) определяется ресурсоснабжающей организацией по формуле:
где:
Sпост - сумма обязательств исполнителя по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора, а если договор исполнялся менее 12 месяцев, - за период действия договора, определенная на основании счетов на оплату или иных документов, содержащих требование об оплате фактически поставленного коммунального ресурса, выставленных ресурсоснабжающей организацией;
n - 12, а если договор ресурсоснабжения исполнялся менее 12 месяцев, - количество месяцев его исполнения.
По истечении 30 календарных дней со дня направления исполнителю уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, объем которых определяется в соответствии с пунктом 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124".
Изложить пункты 1 и 3 Акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности за состояние участка тепловой сети (приложение N 2) в следующей редакции.
"1. Границей разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности АО "АТЭК" и потребителя является наружная стена подключенного к тепловым сетям МКД по ул. Московской, 94 в г. Краснодаре.
3. Границей эксплуатационной ответственности между АО "АТЭК" и потребителем является наружная стена подключенного к тепловым сетям МКД по ул. Московской, 94 в г. Краснодаре".
В схеме границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, прилагаемой к акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон за состояние участка тепловой сети, границей раздела АО АТЭК с потребителем считать наружную стену МКД по ул. Московской, 94 в г. Краснодаре, тепловыми сетями, которые находятся на балансе потребителя считать внутренние сети здания.
В оставшейся части решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15579/2020
Истец: ООО "УК "Домовладелец", ООО "Управляющая компания "Домовладелец"
Ответчик: АО "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "АТЭК"