г. Киров |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А29-3395/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - администрации муниципального образования городского округа "Инта", ИНН 1104008366, ОГРН 1021100859438
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.09.2020 по делу N А29-3395/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепловая компания" (ИНН 1104012362 ОГРН 1091104000129)
к администрации муниципального образования городского округа "Инта" (ИНН 1104008366 ОГРН 1021100859438)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловая компания" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию городского округа "Инта" в лице администрации муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Администрация, ответчик, заявитель) о взыскании 377 489 руб. 54 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в нежилые пустующие помещения, относящиеся к муниципальному жилому фонду, расположенные по адресам: пгт. Верхняя Инта, ул. Комсомольская, д. 18, ул. Свободы, д. 1, ул. Матросова, д. 2, за период с ноября 2018 года по декабрь 2019 года (далее - спорный период), 27 226 руб. 14 коп. пени за период с 11.12.2018 по 05.04.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.09.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить, указать на взыскание задолженности с МО ГО "Инта" в лице Администрации за счет казны МО ГО "Инта" в пользу истца.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, все расходы на оплату коммунальных услуг жилого и нежилого фонда осуществляются за счет средств казны МО ГО "Инта". Все спорные квартиры включены в состав муниципальной казны МО ГО "Инта", соответственно, Администрация не может обеспечить исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе. В бюджете Администрации отсутствуют денежные средства, предусмотренные для оплаты муниципального жилого и нежилого фонда.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы Компании к производству вынесено 09.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец в спорный период осуществлял поставку тепловой энергии в нежилые помещения, расположенные по адресам: пгт. Верхняя Инта, ул. Комсомольская, д.18, ул. Свободы, д. 1, ул. Матросова, д.2.
Ответчиком подтверждено, что спорные нежилые помещения являются муниципальной собственностью МОГО "Инта", в спорный период в пользование третьим лицам не передавались.
Договор энергоснабжения между истцом и собственником не заключен.
Для оплаты поставленного ресурса истец выставил ответчику соответствующие счета-фактуры.
В обоснование заявленных требований истец представил справки-расчеты к счетам-фактурам, доказательства вручения счетов-фактур и актов приема-передачи в адрес ответчика (т. 1 л.д. 19-107).
Также истцом представлены протоколы общего собрания собственников помещений в спорных МКД о переходе на прямые договоры между собственниками имущества в МКД и ресурсоснабжающими организациями (т. 1 л.д. 108-113).
Претензионными письмами истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность (т. 1 л.д. 114-124).
Претензии оставлены ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ресурса, его объем и стоимость заявителем не оспорены.
Администрация считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку балансодержателем всего муниципального жилого и нежилого фонда является казна МО ГО "Инта".
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Уставом муниципального образования городского округа "Инта" (принят решением Совета МО ГО "Инта" от 12.05.2007 N I-3/6) установлено, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа "Инта" (часть 2 статьи 37).
Согласно части 1 статьи 39 Устава к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения в сфере управления муниципальной собственностью отнесено управление муниципальной собственностью городского округа; учет муниципального имущества, составляющего муниципальную казну городского округа (подпункты "а", и "ж" пункта 7). Кроме того, к полномочиям администрации городского округа в сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесено осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией муниципального жилищного фонда; в сфере жилищных отношений - организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда; учет и распределение муниципального жилищного фонда (подпункт "б" пункта 10, подпункты "а" и "г" пункта 12).
Решение Совета МО ГО "Инта" от 19.10.2007 N I-8/83 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Положение N I-8/83). При этом действие настоящего Положения не распространяется на отношения, связанные с управлением (распоряжением) муниципальным жилищным фондом. Порядок управления таким видом имущества устанавливается соответствующими муниципальными правовыми актами в соответствии с законодательством и Уставом муниципального образования городского округа "Инта" (пункт 1.1).
Согласно подпункту 4.2.1 пункта 4.2 раздела 4 Положения N I-8/83 администрация МО ГО "Инта" осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, устанавливаемом законодательством, решениями Совета МО ГО "Инта" и настоящим Положением. В силу подпункта 4.2.12, 4.2.13 пункта 4.2 раздела 4 Положения N I-8/83 Администрация МО ГО "Инта" также обеспечивает защиту муниципального образования городского округа "Инта" в судебных органах; выступает в договорных отношениях по управлению муниципальным имуществом.
Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом муниципального образования городского округа "Инта" утверждено решением Совета МО ГО "Инта" от 10.06.2014 N II-31/2.
В соответствии с пунктом 1.4 данного Положения от имени МО ГО "Инта" права собственника в пределах предоставленных полномочий осуществляет администрация МО ГО "Инта".
Администрация МО ГО "Инта" от имени МО ГО "Инта" приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности (подпункт 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Положения N II-31/2).
Таким образом, бремя содержания жилых и нежилых помещений, находящихся в казне, несет муниципальное образование в лице уполномоченного органа, которое и обязано в данном случае оплатить оказанные истцом услуги.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" даны следующие разъяснения. Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
В пункте 19 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Как усматривается из материалов дела, удовлетворенное судом первой инстанции имущественное требование истца возникло вследствие ненадлежащего исполнения собственником гражданско-правового обязательства по несению расходов на коммунальные услуги многоквартирных домов.
Следовательно, взыскание такой задолженности должно производиться не за счет казны муниципального образования, а непосредственно с соответствующего казенного учреждения, которому переданы полномочия по содержанию этого имущества, за счет средств бюджета публично-правового образования.
Таким образом указание судом первой инстанции в резолютивной части решения на взыскание спорной задолженности с Администрации соответствует вышеуказанным разъяснениям.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.09.2020 по делу N А29-3395/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Инта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3395/2020
Истец: ООО "Тепловая Компания"
Ответчик: АМО ГО Инта