г. Хабаровск |
|
13 ноября 2020 г. |
А16-1648/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Дроздовой В.Г., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лукашевича Александра Валерьевича Зубка М.Е. по доверенности от 23 декабря 2019
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области
на решение от 8 сентября 2020 года
по делу N А16-1648/2020
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лукашевича Александра Валерьевича
к Комитету по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области
об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельных участков
установил: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лукашевич Александр Валерьевич обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельных участков от 28 января 2020 года N 9, изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена продажи участков, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего договора, установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Еврейской автономной области от 18 марта 2015 года N 667-ОЗ и составляет: цена земельного участка с кадастровым номером 79:03:1202001:38 - 554 738,72 рублей; цена земельного участка с кадастровым номером 79:03:0000000:342 - 491 996,52 рублей; цена земельного участка с кадастровым номером 79:03:0000000:343 - 347 169,48 рублей".
Решением суда от 8 сентября 2020 года исковое требование удовлетворено, спорный пункт договора изложен судом в редакции истца.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт, отказав истцу в иске. В обоснование указано неправильное применение судом норм материального права. Судом необоснованно не приняты во внимание существенные для дела обстоятельства, а именно проект договора о выкупе спорных земельных участков подготовлен ответчиком исходя из стоимости земельных участков, сведения о которой содержались на момент обращения истца с заявлением о выкупе - 30 декабря 2019 года в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН); новая кадастровая стоимость спорных земельных участков внесена к ГКН 21 января 2020 года; в суд с настоящим иском истец обратился только 9 июня 2020 года, необоснованно затягивая момент подписания договора; поскольку на момент обращения истца к ответчику с заявлением о выкупе земельного участка, как и на дату подготовки и направления проекта договора купли-продажи, действовала содержащаяся в ГКН кадастровая стоимость, указанная ответчиком в проекте договора, выводы суда не могут быть признаны обоснованными; доказательств внесения в ГКН сведений о новой кадастровой стоимости спорных земельных участков, на которую ссылается истец, суду не представлено.
Ответчик извещен, представитель в судебное заседание не явился.
Представитель истца в судебном заседании заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В целях реализации права о возмездном приобретении земельных участков истец обратился к ответчику с заявлением о выкупе следующих земельных участков из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур (ведения крестьянского (фермерского) хозяйства:
- кадастровый номер 79:03:1202001:38, общая площадь 1 715 177 кв. м, адрес объекта: ЕАО, Ленинский район, примерно 5 850 м по направлению на юго-восток от с. Чурки;
- кадастровый номер 79:03:0000000:342, общая площадь 1 608 312 кв. м, адрес объекта: ЕАО, Ленинский район, примерно 1 700 м по направлению на юго-восток от с. Чурки;
- кадастровый номер 79:03:0000000:343, общая площадь 1 073 401 кв. м, адрес объекта: ЕАО, Ленинский район, примерно 5 560 м по направлению на юго-восток от с. Чурки.
Ответчиком на основании заявления истца подготовлен проект договора купли-продажи от 28 января 2020 года N 9, по условиям которого выкупная цена земельного участка с кадастровым номером 79:03:1202001:38 указана в размере 8 095 635,44 рублей; земельного участка с кадастровым номером 79:03:0000000:342 - в размере 7 591 232,64 рублей; земельного участка с кадастровым номером 79:03:0000000:343 - в размере 5 066 452,72 рублей.
Истец подписал договор с протоколом разногласий по цене земельных участков.
В досудебном порядке разногласия по выкупной цене между сторонами не урегулированы, спор передан на рассмотрение суда.
Признавая исковые требования истца правомерными, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими мотивами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Пунктами 1 и 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.4 Земельного Кодекса Российской предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона Еврейской автономной области от 18 марта 2015 года N 667-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения в Еврейской автономной области" арендатор земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности области или государственная собственность на который не разграничена, вправе приобрести арендованный земельный участок в собственность при условии отсутствия у органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка по истечении трех лет с момента заключения договора аренды по цене, равной 100 процентам от его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Согласно абзацу третьему статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу абзаца пятого статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ).
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области от 16 января 2020 года N 5 и N 6 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 79:03:1202001:38 в размере 554 738,72 рублей; земельного участка с кадастровым номером 79:03:0000000:342 - в размере 491 996,52 рублей; земельного участка с кадастровым номером 79:03:0000000:343 - в размере 347 169,48 рублей.
Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано истцом 19 декабря 2019 года, то в силу приведенных выше норм права измененная кадастровая стоимость для целей определения выкупной цены земельных участков подлежит применению с 1 января 2019 года.
Заявление о выкупе земельных участков также подано истцом в декабре 2019 года.
При установленных обстоятельствах возникшие между сторонами разногласия по цене выкупаемых земельных участков обоснованно урегулированы судом в редакции истца, соответствующей кадастровой стоимости земельных участков, действующей с 1 января 2019 года.
Приведенные в апелляционной жалобе возражения ответчика противоречат применимым к правоотношениям сторон нормам права.
Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 8 сентября 2020 года по делу N А16-1648/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1648/2020
Истец: Лукашевич Александр Валерьевич
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области
Третье лицо: Зубок Михаил Евгеньевич