город Омск |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А46-9071/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10651/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2020 по делу N А46-9071/2020 (судья Захарцева С.Г.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иващенко Сергею Валентиновичу (ИНН 553903041792, ОГРН 315554300046321) о взыскании 1 470 000 руб. - денежные средства, полученные из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие КФХ,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Шишкина Виталия Игоревича по доверенности от 23.01.2020 N 350 ;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иващенко Сергею Валентиновичу (далее - ответчик, ИП Глава КФХ Иващенко С.В., предпринматель) о взыскании 1 470 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие КФХ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.08.2020 по делу N А46-9071/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что денежные средства, полученные ответчиком в качестве гранта на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства; подлежат возврату в полном объеме в связи с невыполнением ответчиком условия предоставления гранта по созданию трех постоянных рабочих мест.
Отзыв на апелляционную жалобу ИП главой КФХ Иващенко С.В. в материалы дела и не представлен.
ИП глава КФХ Иващенко С.В., надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя истца, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 1 к подпрограмме 3 "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится "Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 17 Порядка (в редакции от 23.03.2016) условиями предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи являются:
1) указание главой КФХ достоверных сведений в документах, направленных в конкурсную комиссию согласно пункту 8 настоящего Порядка;
2) осуществление главой КФХ деятельности по ведению КФХ в течение не менее 5 лет со дня предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи;
3) использование грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в течение 18 месяцев со дня поступления соответствующих средств на счет начинающего фермера;
4) использование грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в соответствии со статьями расходов, указанными в плане расходов бизнес-плана. Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие КФХ, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством;
5) создание не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта на развитие КФХ;
6) представление в Министерство сведений, указанных в разделах II - VII приложения N 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166", по формам и в сроки, которые предусмотрены данным приказом, с приложением копий документов (договоров, актов приемки выполненных работ, накладных, платежных поручений, кассовых чеков, квитанций об оплате и иных установленных законодательством Российской Федерации документов), подтверждающих оплату статей расходов, указанных в плане расходов бизнес-плана в отчетном периоде;
7) заключение с Министерством соглашения по форме, утвержденной Министерством, о предоставлении гранта на развитие КФХ и единовременной помощи, предусматривающего в качестве условия предоставления согласие получателя грантов на развитие КФХ и единовременной помощи на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, цели и порядка предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи (далее - соглашение).
ИП главой КФХ Иващенко С.В. 13.04.2016 в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области подана заявка на участие в конкурсе для предоставления грантов из областного бюджета на развитие КФХ.
Между Министерством и ИП главой КФХ Иващенко С.В. 24.05.2016 заключено соглашение, в соответствии с которым министерство предоставляет из областного бюджета начинающему фермеру грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 470 000 руб., грант на единовременную помощь и бытовое обустройство (далее - Единовременная помощь ) путем их перечисления на банковский счет начинающего фермера, а начинающий ферме принимает указанные денежные средства и использует их в соответствии с целями, условиями и порядком, установленным Порядком. (пункт 1.1 Соглашения).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 17 Порядка и пунктом 2.2.5 Соглашения начинающий фермер обязан создать не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта в течение 18 месяцев.
Пунктом 1.4 Соглашения предусмотрено, что в случае неиспользования Гранта и Единовременной помощи начинающим фермером в полном объеме остатки средств Гранта и Единовременной помощи, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока использования Гранта и Единовременной помощи, указанного в подпункте 2.2.1 настоящего соглашения.
Средства гранта в общей сумме 1 470 000 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, зачислены 26.05.2016 в сумме 1 213 686 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, зачислены 30.05.2016 в сумме 256 314 руб. на счет ИП главы КФХ Иващенко С.В. N 40802810405060000054, открытый в филиале "Омский" АО "ОТП Банк".
В соответствии с представленным в министерством отчетом о расходовании средств гранта по состоянию на 01.01.2020 ИП главой КФХ Иващенко С.В. создано только одно постоянное рабочее место.
В соответствии с пунктом 24 Порядка в случае нарушения начинающими фермерами условий, установленных при предоставлении грантов, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет начинающим фермерам уведомление о возврате грантов и единовременной помощи в полном объёме.
В течение 30 календарных дней со дня получения уведомлений, указанных в пункте 24 настоящего Порядка, средства грантов на развитие КФХ и единовременной помощи подлежат возврату в областной бюджет (пункт 25 Порядка).
Согласно пункту 26 Порядка в случае невозврата бюджетных средств в срок, указанный в пункте 25 настоящего Порядка, их взыскание производится Министерством в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установив в ходе проверки нарушение условия, предусмотренного подпунктом 5 пункта 17 Порядка, выразившееся в несоздании ИП главой КФХ Иващенко С.В. постоянных рабочих мест в количестве не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта (с учетом суммы гранта 1 470 000 руб. - не менее 3 рабочих мест), Министерство направило в адрес предпринимателя уведомление от 18.03.2020 N Исх-20/МСХ-1880 о возврате средств областного бюджета
Неисполнение вышеназванного уведомления явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством не представлены доказательства использования денежных средств (гранта) главой КФХ Иващенко С.В. не по целевому назначению, при этом несвоевременное исполнение получателем гранта обязанности по созданию постоянных рабочих мест само по себе в отсутствие доказательств нецелевого использования бюджетных средств не является безусловным основанием для возврата гранта.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно при их использовании по целевому назначению.
Как усматривается из материалов дела, полученные в рамках Соглашения денежные средства освоены ИП Главой КФХ Иващенко С.В. и использованы в соответствии с целями, определенными условиями Соглашения, Бизнес - планом проекта "Разведение КРС мясного направления. Данное обстоятельство не оспаривается министерством.
Вместе с тем Министерство считает, что денежные средства, полученные ответчиком в качестве гранта на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства; подлежат возврату в полном объеме в связи с невыполнением ИП Главой КФХ Иващенко С.В. условия предоставления гранта, предусмотренного подпунктом 5 пункта 17 Порядка и пунктом 2.2.5 Соглашения по созданию трех постоянных рабочих мест.
Вместе с тем, факта нецелевого использования субсидии в ходе проверки Министерством не установлено.
При этом материалами дела подтверждается, что ИП Главой КФХ Иващенко С.В. предпринимались меры, направленные на создание рабочих мест и выполнение всех условий предоставления гранта, о чем свидетельствуют копии публикаций объявлений о вакансиях.
ИП Главой КФХ Иващенко С.В. на работу были приняты работники: Иванов С.П. (выписка из приказа о приеме на работу N 7 от 01.12.2019), Журавлев С.Н. (трудовой договор N4 от 01.07.2020). С Ивановым С.П. трудовой договор был расторгнут (выписка из приказа о расторжении договора N 8 от 31.12.2019.
Согласно справке УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Черлакскому району гражданин Иванов С.П. за совершение преступления приговорен судом к лишению свободы сроком на 2 года.
Как следует из справки Администрации Краснооктябрьского сельского поселения Черлакского муниципального района от 10.08.2020 N 21, граждане
Французов И.В., Шатунов В.А., Репп Владимир, Столяров Григорий и Клопов Сергей проживали без регистрации и документов (паспорта) в д. Михайловка, работали у ИП главы КФХ Иващенко С.В. периодично с 2017 по 2020 годы, предприниматель в период их работы предоставлял им жилье и выплачивал заработную плату, занимался оформлением документов, удостоверяющих личность (паспорт). Вышеуказанные работники после оформления и получения документов бросали работу и уезжали.
Таким образом, отсутствие возможности создания трех рабочих мест в период срока освоения гранта вызвано объективными причинами, такими как реальное отсутствие кадров в достаточно небольшом населенном пункте.
Согласно позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609 по делу N А56-4672/2016, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234 по делу N А73-13126/2017, само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования денег не может быть безусловным основанием для возврата субсидии.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Министерство при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2020 по делу N А46-9071/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9071/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ИВАЩЕНКО СЕРГЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Третье лицо: Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области