г. Тула |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А09-789/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной В.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.08.2020 по делу N А09-789/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Купреевой Юлии Николаевны (г. Брянск, ОГРНИП 307325507900071, ИНН 323208636190) к государственному учреждению - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Брянск, ОГРН 1023202741100, ИНН 3234010426) о признании недействительными решений, третье лицо: ИНФС России по г. Брянску (г. Брянск, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008).
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Купреева Юлия Николаевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области к государственному учреждению - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд, учреждение) с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.12.2019 N 213 (далее - решение от 19.12.2019 N 213) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового возмещения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения Государственного учреждения - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.12.2019 N 583 (далее - решение от 19.12.2019 N 583) о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Брянской области исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с решением, фонд обратился с апелляционной жалобой, доводы которой повторяют доводы, приведённые в суде первой инстанции в возражениях по существу спора.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, в феврале 2016 года сотруднику ИП Купреевой Ю.Н. - Голомаеву С.В. по листку нетрудоспособности N 195383910836 за период с 19.12.2015 по 11.02.2016 (55 календарных дней) начислено страховое возмещение в размере 28 781, 50 руб., в марте 2016 тому же сотруднику по листку нетрудоспособности N 205819350412 за период с 12.02.2016 по 22.03.2016 (40 календарных дней) начислено страховое возмещение в размере 20 932 руб.
14.11.2019 Фондом было вынесено решение N 980 о проведении плановой выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации ИП Купреевой Ю.Н. за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 (л.д. 95-96)
По результатам проверки составлен акт от 15.11.2016 N 980 (л.д. 107-111), согласно которому установлено, что страхователем произведены расходы с нарушением требований законодательства либо неподтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 27 483, 96 руб. Нарушение представляло собой неверное начисление денежных средств по листкам нетрудоспособности, выданные Голомаеву С.В. N 195383910836 (период с 19.12.2015 по 11.02.2016), N 205819350412 (период с 12.02.2016 по 22.03.2016), в частности, в листке нетрудоспособности N 195383910836 стоит отметка врача о нарушении режима "код 24", что в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ влечет снижение пособия со дня, когда было допущено нарушение в размере не превышающим за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (196, 11 руб.), таким образом, с 30.12.2015 за весь период нетрудоспособности переплата составила 27 483, 96 руб.
На основании акта Фондом вынесено решение от 19.12.2019 N 213 (л.д. 17-21), которым установлено не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ИП Купреевой Ю.Н., предложено доплатить страховые взносы в сумме 27 483, 96 руб.
Также на основании акта от 15.11.2016 N 980 Фондом вынесено решение от 19.12.2019 N 583 о привлечении ИП Купреевой Ю.Н. к ответственности за нарушение п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 159, 40 руб., начислить пеню за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 1 813, 23 руб., а также уплатить недоимку в размере 797 руб.
Полагая, что решения от 19.12.2019 N 213 и N 583 являются недействительными, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд соглашается с выводами суда области о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме исходя из следующего.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Подпунктом 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 165- ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статьей 22 Федерального закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Под страховым случаем в ст. 3 Федерального закона N 165-ФЗ понимается свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию, а обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами - также страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Статьей 13 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что назначение и выплата
пособия по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Таким образом, для возмещения работодателю расходов по обязательному социальному страхованию необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
- наличие между страхователем и работником трудовых отношений;
- наступление страхового случая, подтвержденного листком нетрудоспособности;
- наличие документов, подтверждающих выплату страхователем пособия застрахованному лицу.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности. Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок).
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В ч. 3 п.18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101) установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном
порядке.
Из материалов дела следует, что фондом не приняты к зачету расходы в сумме 27 483, 96 руб. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В качестве нарушения, послужившего основанием для непринятия к зачету расходов на страховое обеспечение, фонд ссылается на то, что в листке нетрудоспособности N 195383910836 в строке "Отметки о нарушении режима" проставлен код 24 - несвоевременная явка на прием к врачу, в строке "Дата нарушения" - 30.12.2015.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ установлено, что основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом. Частью 3 ст.27 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N323-ФЗ) предусмотрено, что граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Пунктом 58 Порядка предусмотрено, что при заполнении раздела листка нетрудоспособности "Заполняется врачом медицинской организации" в строке "Отметка о нарушении режима", в том числе указывается несвоевременная явка на прием к врачу.
Согласно приведенным выше нормам основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом. То есть неявка застрахованного лица в назначенный срок на врачебный осмотр является основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности лишь в том случае, если причины неявки не являются уважительными.
Материалами дела подтверждается, что в указанном случае пациентом не соблюден срок намеченной явки к врачу. Между тем материалами дела не подтверждено, что в этом случае имела место несвоевременная явка к врачу пациента, который уже не нуждался в медицинской помощи и являлся трудоспособным.
Из материалов дела следует, что этом случае после намеченной явки к врачу листок нетрудоспособности продлен, о чем свидетельствует листок нетрудоспособности N 205819350412 (период с 12.02.2016 по 22.03.2016). При этом в указанном листке следует, что в период с 12.02.2016 по 22.03.2016 нарушения режима, в том числе неявка к врачу, пациентом допущены не были.
При таких обстоятельствах у суд пришёл к обоснованному выводу, что отсутствуют основания полагать, что в рассматриваемом случае застрахованное лицо без уважительных причин в период временной нетрудоспособности допустило нарушение режима, предписанного лечащим врачом.
Таким образом, суд справедливо посчитал, что заявленные требования о признании недействительным решения Фонда от 19.12.2019 N 213, в отказе в зачете расходов за счет средств фонда в размере 27 483, 96 руб. и доплаты страховых взносов в указанной сумме подлежат удовлетворению.
Помимо указанного эпизода, из материалов дела следует, что фондом по результатам проведенной выездной проверки вынесено решение от 19.12.2019 N 583 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, которым предпринимателю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 797 руб., пени в сумме 1 813, 23 руб., предприниматель привлечен к ответственности по ч.1 ст. 47 закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 159, 40 руб.
Согласно ст.20 Федерального закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности). В абз. 3 п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - ПП ВАС от 30.07.2013 N 57) разъяснено, что в силу п. 1 ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.
При толковании данной нормы судам необходимо принимать во внимание, что деяния, ответственность за которые установлена ст. 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.
Указанная правовая позиция Пленума ВАС РФ применима и к порядку привлечения к ответственности по страховым взносам. Данная позиция изложена в определении ВС РФ от 19.12.2018 N 304- КГ18-13502.
Доводы заявителя об обратном основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 НК РФ. Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 НК РФ.
В соответствии со ст. 106 НК РФ правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние
(действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (ст. 107).
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п.6 ст. 108 НК РФ). В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события налогового правонарушения; 2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; 3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
С учётом изложенных норм судом первой инстанции было верно установлено, что факт нарушения заявителем законодательства о налогах и сборах отсутствует, в связи с чем, отсутствую основания привлечения его к ответственности на основании решения Фонда от 19.12.2019 N 583, а оспариваемое решение фонда подлежит признанию недействительным.
В апелляционной жалобе иных доводов, кроме рассмотренных судом первой инстанции, не приведено. Позиция заявителя сводится к несогласию с выводами суда, при этом оснований для их переоценки в жалобе не приведено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по указанным доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.08.2020 по делу N А09-789/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-789/2020
Истец: КУПРЕЕВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА
Ответчик: ГУ Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ИФНС России по г. Брянску