г. Москва |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А40-288835/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, Территориального управления Росимущества в Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2020 г. по делу N А40-288835/19
по иску: ООО "КТС" (ИНН 5024115112, ОГРН 1105024006053 )
к ответчику: ТУ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977 )
третьи лица: 1) АО "Всегингео", 2) Администрация Богородского городского округа Московской области, 3) Министерство финансов Российской Федерации;
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Аристова Т.В. по доверенности N 1 от 01.10.2019;
от ответчика: Чернушенко М.С. по доверенности N 548-Д от 08.11.2019;
от третьего лица АО "Всегингео": не явился, извещен;
от третьего лица Администрация Богородского городского округа МО: не явился, извещен;
от третьего лица Министерство финансов Российской Федерации: Шиляев А.П. по доверенности N 10-10.-08/5 от 20.01.2020;
УСТАНОВИЛ:
ООО "КТС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ТУ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ о взыскании 2293453 рубля 59 копеек убытков в полуторакратном размере стоимости объема тепловой энергии, теплоносителя, потребленных ответчиком в отсутствие заключенного договора, в период времени с 16.11.2018 г. по 12.03.2019 г., в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2020 г. по делу N А40-288835/19, исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Третье лицо -Министерство финансов Российской Федерации не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой изменить, указав на взыскание убытков в сумме 1528969 рублей 06 копеек за счет средств федерального бюджета, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Третьи лица: АО "Всегингео", Администрация Богородского городского округа МО в судебное заседание не явились, судом уведомлены о времени и месте слушания дела, в том числе, публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционные жалобы рассматриваются в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, решение суда первой инстанции подлежит изменению, в силу следующего.
Судом первой инстанции установлено, что в силу пп. 1.1 п. 1 решения Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от 21.06.2017 г. N 2/60па-2017 "О внесении изменений в решение Совета депутатов от 23.12.2015 г. N 3/39па-2015 "О принятии в муниципальную собственность из собственности Российской Федерации недвижимого имущество, находящегося в хозяйственном ведении ФГУП "ВСЕГИНГЕО", в собственность муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" приняты здание клуба площадью 1249 кв.м, земельный участок под зданием клуба, кадастровый номер 50:16:0601003:0016, площадью 3 946 кв.м, здание общежития N 1 площадью 1 011 кв.м, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0601001:10 площадью 3 151 кв.м, здание общежития N 3 площадью 507,2 кв.м, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0000000:734 площадью 4 301 кв.м, дом финский N 46 площадью 84,9 кв.м, дом финский N 48 площадью 85,7 кв.м, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0601001:11, расположенные по адресу: Московская обл., Ногинский р-н, пос. Зеленый.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области от 10.11.2017 г. N 494-Р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт гидрогеологии и инженерной геологии" утвержден Перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научноисследовательский институт гидрогеологии и инженерной геологии", в соответствии с которым у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения находятся здания общежития N 1 и клуба по адресу: Московская обл., Ногинский р-н, г. Старая Купавна, пос. Зеленый, общей площадью 1011 кв.м (планируемое дальнейшее использование объектов: передача в муниципальную собственность, обязанность содержать имущество в соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона N 178-ФЗ).
В соответствии с актами о приеме-передаче здания (сооружения) от 04.06.2018 г. N N 0ВБП-000003, 0ВБП-000004, клуб, расположенный по адресу: Московская обл., Ногинский р-н, п. Зеленый, 05.5 Клуб, и общежитие N 1 по адресу: Московская обл., Ногинский р-н, п. Зеленый, Общежитие (8.3), передан от АО "ВСЕГИНГЕО" Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Между ООО "Купавинские Тепловые Сети" (теплоснабжающая организация) и АО "ВСЕГИНГЕО" (абонент) заключено дополнительное соглашение от 16.11.2018 г. N 2/18 к договору теплоснабжения от 30.12.2013 г. N 61/14Т, в соответствии с п. 1 которого, из договора исключены объекты: "Клуб", "Общежитие N 1", "Общежитие N 3", "Дом финский N 44", "Дом финский N 46", "Дом финский N 48".
Истцом в адрес ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области направлено письмо от 28.11.2018 г. N 1056, в котором указано, что по состоянию на 28.11.2018 г. в адрес ООО "КТС" не поступала заявка от фактического собственника - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в МО о заключении договора теплоснабжения на объекты: клуб, общежитие N 1, общежитие N 2, а также, во избежание ограничения (фактического отключения) теплоснабжения на данные объекты в связи с отсутствием договорных отношений в срочном порядке направить документы для заключения соответствующего договора, что подтверждается списком заказных писем с отметкой ФГУП "Почта России" и почтовой квитанцией.
Истцом в адрес ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области направлено уведомление о проведении проверки и составлении акта о бездоговорном потреблении от 26.02.2019 г. N 134, получение ответчиком подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с сайта ФГУП "Почта России".
В силу ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", представителями теплоснабжающей организации ООО "Купавинские Тепловые Сети" - заместителем генерального директора Давыдовой М.М., начальником тепловой инспекции Журавлевым А.П., главным специалистом по сбыту тепловой энергии Дворниковой М.В. при осмотре здания (нежилого помещения) площадью 1249 кв.м. по адресу: Московская обл., Ногинский р-н, п. Зеленый, 05.5 Клуб, составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) от 12.03.2019 г. N 1, в соответствии с которым, выявлено бездоговорное потребление тепловой энергии (теплоносителя) на отопление и горячее водоснабжение без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения в период с 16.11.2018 г. по дату составления акта установлен, представители потребителя, осуществившего бездоговорное потребление тепловой энергии (теплоносителя), ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области не явились, извещены.
Согласно акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) от 12.03.2019 г. N 2 при осмотре здания площадью 1011 кв.м по адресу: Московская обл., Ногинский р-н, п. Зеленый, общежитие N 1, установлено бездоговорное потребление тепловой энергии (теплоносителя) на отопление и горячее водоснабжение без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения в период с 16.11.2018 г. по дату составления акта.
Исходя из п. 10 ст. 22 от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления подлежит оплате потребителем в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии и взыскать с потребителя убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Сопроводительным письмом от 18.03.2019 г. N 174, истцом в адрес ответчика направлены указанные акты и выставлены счета на оплату от 18.03.2019 г. NN 307, 308, в соответствии с которыми, стоимость тепловой энергии, полученной в результате бездоговорного потребления за периоды с 16.11.2018 г. по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 г. по 12.03.2019 г. согласно акта от 12.03.2019 г. N2 о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) по адресу: п. Зеленый, Общежитие N 1, составила 1162974 рубля 74 копейки, а стоимость тепловой энергии, полученной в результате бездоговорного потребления за периоды с 16.11.2018 г. по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 г. по 12.03.2019 г. согласно акта от 12.03.2019 г. N1 составила 365994 рубля 32 копейки, что подтверждается почтовой квитанцией; однако ответчиком указанные счета не оплачены.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 06.05.2019 г. N 283 об оплате задолженности, что подтверждается почтовой квитанцией и распечаткой электронного письма, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.02.2020 г. N 99/2020/316045661 нежилое здание площадью 1 011 кв.м с кадастровым номером 50:16:0000000:65961 по адресу: Московская обл., Ногинский р-н, пос. Зеленый, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись от 31.08.2009 г. N 50-50-16/068/2009-251. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.02.2020 г. N 99/2020/316015774 нежилое здание (клуб) площадью 1 249 кв.м с кадастровым номером 50:16:0000000:17508 по адресу: Московская обл., Ногинский р-н, пос. Зеленый, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись от 06.11.2009 г. N 50-50-16/083/2009-358.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства оплаты убытков в полуторакратном размере стоимости объема тепловой энергии, теплоносителя, потребленных ответчиком в отсутствие заключенного договора, в период времени с 16.11.2018 г. по 12.03.2019 г., в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ, суд взыскал с ответчика данные убытки за счет казны Российской Федерации.
Однако апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции об обращении взыскания за счет казны Российской Федерации, исходя из следующего:
Под денежным обязательством понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (абзац 23 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ).
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств (подпункт 2 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (пункт 2 статьи 21 БК РФ).
В Федеральном законе от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2020 год закреплена в приложении 11 к Закону N 380-ФЗ. В составе ведомственной структуры расходов федерального бюджета указан главный распорядитель бюджетных средств - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (первые три цифры кода КБК - 167).
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на исполнение Подпрограммы "Управление федеральным имуществом" предусмотрены ассигнования в размере 4 152 022,0 тыс. рублей (то есть более 4 млрд. рублей) (КБК 167 01 13 15Ж).
Под получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ (абзац 37 статьи 6 БК РФ).
Положения, установленные статьей 161 БК РФ (о казенных учреждениях), распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов (пункт 11 статьи 161 БК РФ).
Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 161 БК РФ).
Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (пункт 8 статьи 161 БК РФ).
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ (пункт 4 статьи 161 БК РФ).
Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством абзац четвертый статьи 220.1 БК РФ, приказ Федерального казначейства от 17.01.2016 N 21н).
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161 БК РФ).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее по тексту - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также, полномочия собственника имущества от имени Российской Федерации.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 5.47 Положения Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций. В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного приказом Росимущества от 05.02.2009 N 66 (ред. от 02.06.2015, далее - Приказ N 66), ТУ Росимущества в Московской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом на территории Московской области.
ТУ Росимущества в Московской области самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа (пункт 4.1.1 Приказа N 66).
Согласно пункту 5.8 Приказа N 66 ТУ Росимущества в Московской области имеет право заключать договоры по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.
Руководитель ТУ Росимущества в Московской области действует от имени Территориального управления без доверенности, заключает договоры, выдает доверенности (пункт 7.8 Приказа N 66).
Финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности Территориального управления осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункт 8 Приказа N 66).
Территориальное управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Приказа N 66).
Таким образом, ТУ Росимущества в Московской области, являясь структурным подразделением Росимущества - государственного органа федерального уровня и одновременно юридическим лицом, обладающим признаками казенного учреждения с присущими ему бюджетными полномочиями получателя средств федерального бюджета, может самостоятельно заключать гражданско-правовые договора, отвечать по своим денежным обязательствам в пределах доведенных до него главным распорядителем бюджетных средств (Росимуществом) лимитов денежных средств (бюджетных обязательств).
В случае недостаточности таких средств, находящихся на счете, открытом ТУ Росимущества в Московской области в территориальном органе Федерального казначейства (УФК по Московской области), по его денежным обязательствам (в порядке субсидиарной ответственности) отвечает Росимущество как главный распорядитель бюджетных средств, предоставленных ему для осуществления функций и полномочий в установленной сфере деятельности.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федеральных казенных учреждений, являющихся получателями средств федерального бюджета, установлен статьей 242.3 БК РФ и осуществляется органами Федерального казначейства по месту открытия счетов получателю средств федерального бюджета.
Указанный порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации и ее казенным учреждениям не может быть произвольно определен судом, о чем указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 (абзац 4) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13.
Поэтому в резолютивной части судебного акта по настоящему делу не должно содержаться указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Данная позиция подтверждена сложившейся судебной практикой, в том числе, по делам N N А11-12506/2018, А76-19791/2019, А76-19824/2019, А76- 42954/2019, А76-19554/2019, а также, отражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 г. N 13.
Остальные доводы заявителей апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, которым им была дана надлежащая оценка судом и с которой согласился апелляционный суд.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2020 г. по делу N А40-288835/19 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с ТУ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ за счет средств федерального бюджета в пользу ООО "КУПАВИНСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" убытки в сумме 2 293 453 (два миллиона двести девяносто три тысячи четыреста пятьдесят три) рубля 59 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 34 467 (тридцать четыре тысячи четыреста шестьдесят семь) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-288835/2019
Истец: ООО "КУПАВИНСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ БОГОРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГИДРОГЕОЛОГИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ", МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ