г. Красноярск |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А69-1573/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" ноября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "30" сентября 2020 года по делу N А69-1573/2020,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва (ОГРН 1041700531982, ИНН 1701037770, далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта - решения Управления пенсионного фонда России в городе Кызыле Республики Тыва (ОГРН 1021700513010, ИНН 1701025968, далее - ответчик, Управление) от 25.03.2020 N 018S19200000401.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 30 сентября 2020 года заявление удовлетворено, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.03.2020 N 018S19200000401 признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что идентификация застрахованного лица осуществляется по всем обязательным сведениям и в случае несоответствия хотя бы одного из показателей, автоматически формируется и направляется страхователю по каналам электронных средств связи уведомление о несоответствии представленных сведений.
По мнению управления, ответчик направлял в адрес застрахованного лица уведомление о замене СНИЛС, а в адрес налогового органа уведомление об обнаруженной ошибке в сведениях.
Тот факт, что смена СНИЛС работника заявителя осуществлена территориальным органом Пенсионного фонда России, не освобождает страхователя от ответственности за неисполнение обязанности предоставлять достоверные сведения о застрахованных лицах, включая СНИЛС.
Налоговой инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель с ее доводами не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие, в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
27.12.2019 налоговой инспекцией в Управление Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2019 года на 151 застрахованных лиц.
Согласно протоколу проверки от 27.12.2019 года сведения в отношении 1 застрахованного лица не приняты в связи с наличием ошибки (неверно указан СНИЛС).
В связи с чем, 27.12.2019, было сформировано и направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ответчика, Управление Пенсионного фонда выявил ошибку в представлении сведений в отношении Куулар Шенне Шарбий-ооловны по причине несоответствия между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющихся у пенсионного фонда относительно номера СНИЛС.
СЗВ-М (дополняющая) с исправленной ошибкой представлена налоговой инспекцией - 23.01.2020.
Управлением Пенсионного фонда проведена камеральная проверка поступивших сведений, по результатам которой составлен акт от 14.02.2020 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Было предложено привлечь налоговую инспекцию к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), а также указано, что рассмотрение актов с учетом представленных страхователем документов состоится в 14 час. 15 мин. 25.03.2020. Копия акта и уведомление направлены заявителю 17.02.2020.
25.03.2020 заместителем руководителя Управления Пенсионного фонда в отсутствие представителя заявителя вынесено решение N 018S19200000401 о привлечении налоговой инспекции к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В решении указано, что страхователь не представил в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица. Размер финансовой санкции за выявленное нарушение части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ составил 500 рублей. Копия решения направлена в адрес заявителя 27.03.2020.
Не согласившись с данным решением, налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Отделение Пенсионного фонда по Республике Тыва.
Решением руководителя Отделения Пенсионного фонда по Республике Тыва от 30.04.2020 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование налоговой инспекции, исходил из отсутствия вины страхователя в совершении вменяемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н).
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отмн".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Федерального закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрен состав правонарушения, влекущий ответственность страхователя в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1.04.1996 N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как следует из материалов дела, исходные формы СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за декабрь 2019 года, были представлены заявителем до установленного законом срока - 27.12.2019 подано на 151 застрахованных лиц.
В отношении Куулар Шенне Шарбий-ооловны ответчик выявил ошибку в представленных сведениях по причине несоответствия между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Управления Пенсионного фонда относительно номера СНИЛС.
27.12.2020 в адрес заявителя направлено уведомление об исправлении выявленного нарушения в течение пяти рабочих дней.
Во исполнение направленного уведомления, заявителем подана дополняющая форма СЗВ-М с типом "доп" за декабрь 2019 года на 1 застрахованное лицо (Куулар Ш.Ш.), которая поступила в Управление Пенсионного фонда 23.01.2020.
Таким образом, уведомление ответчика о наличии ошибок в представленных сведениях получено налоговой инспекцией 27.12.2019, тогда как дополнительные сведения представлены налоговой инспекцией лишь 23.01.2020, то есть по истечении срока, установленного пунктом 39 Инструкции N 766н.
Однако, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 по делу N А73-910/2017, 05.09.2018 по делам NN А04-5748/2017, А04-5751/2017, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Как следует из письма ГУ - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва от 12.12.2019 в автоматизированном режиме проведена процедура объединения лицевых счетов, в связи с их множественностью, так лицевые счета 017-487-903 78 и 104-203-352 82 были упразднены, и все персональные данные Куулар Ш.Ш., сведения о страховом стаже, начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, представленные работодателями с 2002 перенесены и учтены на новом лицевом счете 207-395-619 78. При этом об открытии нового индивидуального счета Куулар Ш.Ш. было сообщено уведомлением от 23.12.2019 N ММ-10-3192, направленное простым письмом по адресу, имеющемуся в базе пенсионного фонда: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина д. 26 кв. 72.
Таким образом, с учетом положений абзаца 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ, пунктов 15, 18 Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2019 N 519п, на дату направления сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года (27.12.2019) сведения относительно изменения номера СНИЛС не были доведены страхователю застрахованным лицом, поскольку Управление Пенсионного фонда уведомление об открытии нового индивидуального счета Куулар Ш.Ш. направлено 23.12.2019 простым письмом по указанному адресу, имеющемуся в базе ответчика, однако доказательств получения указанного уведомления Куулар Ш.Ш. Управлением Пенсионного фонда ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
При этом, как пояснила налоговая инспекция в отзыве на апелляционную жалобу, заявитель не располагал сведениями о новом индивидуальном счете Куулар Ш.Ш., доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, вина страхователя во вмененном правонарушении не доказана ответчиком.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции о том, что повторное направление заявителем 23.01.2020 в адрес ответчика сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2019 года обусловлено предъявлением Управлением Пенсионного фонда требований от 27.12.2020 и не свидетельствует о наличии ошибок в первоначальных и своевременно представленных сведениях.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Управления Пенсионного фонда в данном случае отсутствовали правовые основания для применения в отношении налоговой инспекции санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следовательно, требования заявителя правомерно удовлетворены.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "30" сентября 2020 года по делу N А69-1573/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1573/2020
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Кызыл
Третье лицо: АО "НТЦ ЕЭС Развитие энергосистем", ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ КЫЗЫЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА