г. Москва |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А40-316162/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
Е.В. Пронниковой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО НПФ "Старт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2020 по делу N А40-316162/19 (147-2500)
по заявлению АО НПФ "Старт"
к Ростехнадзору
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Смолин А.С. по дов. от 10.03.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО Научно-производственная фирма "Старт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Центральному управлению Ростехнадзора об оспаривании предписания от 19.07.2019 в части пунктов 2.1-2.8, с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя указанного лица.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru).
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда и признавая доводы жалобы об обратном несостоятельными, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно распоряжению Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее - Управление) от 04.07.2019 N Я-489-пр в период с 15.07.2019 по 19.07.2019 была проведена плановая выездная проверка акционерного общества Научно-производственная фирма "Старт".
Указанная проверка проводилась в рамках осуществления контроля за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов", контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации АО НПФ "Старт" опасного производственного объекта (далее - ОПО) "Сеть газопотребления АО НПФ "Старт" (peг. N А18-01599-0003).
О проведении плановой выездной проверки Общество уведомлено надлежащим образом, а ввиду того, что проверка проводилась в целях выполнения Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, то у АО НПФ "Старт" имелась возможность с 01.01.2019 года до даты начала проверки (15.07.2019) подготовиться к ее проведению.
В ходе проведения вышеуказанной проверки выявлены нарушения Обществом обязательных норм и правил, которые зафиксированы в акте проверки от 19.07.2019 N 6.2-0489-пл-А/0069я-2019.
АО НПФ "Старт" выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 19.07.2019 N 6.2-0489пл-П/0069Я-2019 (далее - Предписание).
Выявленные в рамках проверки многочисленные нарушения в части требований промышленной безопасности (нарушения с 2.1 по 2.8) создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, так как не исключают создания аварийных ситуаций вследствие не надежной и не безопасной эксплуатации опасных производственных объектов персоналом.
По пункту 2.1 предписания, апелляционный суд отмечает следующее.
Обязанность по аттестации генерального директора АО НПФ "Старт" Латыпова С.Т. по вопросам промышленной безопасности (область аттестации А.1) регламентирована требованиями пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116).
Согласно пункту 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила), ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, руководитель эксплуатирующей организации (генеральный директор АО НПФ "Старт" Латыпов С.Т.), а также лицо, на которое возложена ответственность за организацию и осуществление производственного контроля (главный инженер АО НПФ "Старт" Камышев А.В), обязаны иметь подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
Кроме того, лицом, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля, является руководитель организации, который утверждает локальные акты по организации производственного контроля, а следовательно, несет ответственность за принятие решений в области промышленной безопасности в целом по организации, поэтому довод о том, что аттестация именно генерального директора является формальным требованием, не влияющим на безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта, является несостоятельным.
По пункту 2.2 предписания, апелляционная коллегия отмечает следующее.
Обязанность по аттестации лица, ответственного за промышленную безопасность (область аттестации Б.7.1 - Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих системы газораспределения и газопотребления) регламентирована пунктами 1, 2 статьи 9, пунктом 1 статьи 14.1 Закона N 116.
Согласно данным государственного реестра ОПО Общество эксплуатирует опасный производственный объект "Сеть газопотребления АО НПФ "Старт" (per. N А18-01599-0003). На организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления распространяется действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 (далее - ФНП).
В соответствии с приказом Общества от 15.05.2019 N 347 лицом, ответственным за промышленную безопасность в АО НПФ "Старт" при эксплуатации ОПО "Сеть газопотребления АО НПФ "Старт", назначен главный инженер Камышев А.В. Исходя из положений пункта 5 ФНП работники организаций, осуществляющих деятельность но эксплуатации, техническому перевооружению, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, должны иметь соответствующую подготовку и аттестацию.
Следовательно, главный инженер АО НПФ "Старт" Камышев А.В. должен иметь отнесенную к его компетенции аттестацию в области Б7.1 (Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих системы газораспределения и газопотребления).
По пункту 2.3 предписания.
В соответствии с требованием пункта 8 Правил функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек.
Приказом Общества от 28.03.2019 N 233 обязанности лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возложены на начальника энергомеханического отдела Ерофеева Н.Ю., не являющегося заместителем руководителя эксплуатирующей организации, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 11 Закона N 116, пункта 8 Правил.
По пункту 2.4 предписания апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Обществом не выполнены работы по мониторингу технического состояния стального газопровода в части первого планового технического обследования, чем нарушаются требования статьи 9 Закона N 116, пункта 9 ФНП, пункта 6.2.9 ГОСТ Р 54983-2012 "Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2012 N 299-ст (далее-ГОСТ Р 54983-2012).
В соответствии с требованиями пункта 9 ФНП организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Законом N 116, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны в том числе выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.
Согласно пунктам 4.2, 6.2.9 ГОСТ Р 54983-2012 организации, владеющие сетями газораспределения или отдельными объектами сетей газораспределения на праве собственности или другом законном основании, должны обеспечивать содержание их в исправном и работоспособном состоянии путем выполнения комплекса работ, предусмотренных требованиями настоящего стандарта, а также своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, первое плановое техническое обследование полиэтиленовых и стальных газопроводов должно проводиться через 15 лет после ввода их в эксплуатацию.
По пунктам 2.5-2.7 предписания.
Обществом не выполнены работы по составлению эксплуатационных паспортов газопровода, установки электрохимической защиты (далее - ЭХЗ), пункта редуцирования газа, содержащих основные технические характеристики, чем нарушены требования статьи 9 Закона N 116, пункта 9 ФНП, пункта 5.6.3 ГОСТ Р 54983-2012.
Как указано выше, согласно п. 9 ФНП организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Законом N 116, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны в том числе выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.
Согласно пункт 4.2, 5.6.3 ГОСТ Р 54983-2012 организации, владеющие сетями газораспределения или отдельными объектами сетей газораспределения на праве собственности или другом законном основании, должны обеспечивать содержание их в исправном и работоспособном состоянии путем выполнения комплекса работ, предусмотренных требованиями настоящего стандарта, а также своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на каждый введенный в эксплуатацию газопровод, пункт редуцирования газа, установку ЭХЗ должен составляться эксплуатационный паспорт, содержащий основные технические характеристики по формам, приведенным в приложениях Г, Д, Е, Ж к ГОСТ Р 54983-2012.
По пункту 2.8 предписания, апелляционная коллегия отмечает следующее.
Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте АО НПФ "Старт", утвержденное генеральным директором АО НПФ "Старт" в 2015 году, не соответствует требованиям пункта 3.1 Правил.
В 2013 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 526 Правила дополнены пунктом 3.1.
Таким образом, у АО НПФ "Старт" имелось достаточное количество времени для актуализации положения о производственном контроле.
Отсутствие замечания по данному вопросу в ходе проведения плановой выездной проверки АО НПФ "Старт" в октябре 2015 года не свидетельствует о его отсутствии в настоящее время.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294) по результатам проведенной проверки Обществу выдано Предписание,
Сроки выполнения Предписания установлены исходя из характера выявленных нарушений, степени влияния на обеспечение промышленной безопасности, а также минимально необходимого времени для устранения выявленных нарушений (пункт 67 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 N 48, действующего на момент проведения проверки). Мотивированных ходатайств о продлении сроков исполнения Предписания в Управление не поступало.
В пределах установленного частью 12 статьи 16 Закона N 294 срока от АО НПФ "Старт" поступили возражения от 23.07.2019 исх. N 1219 о пересмотре пунктов акта проверки и Предписания и отмене протокола об административном правонарушении.
Управление не нашло оснований для пересмотра акта проверки и предписания и отмены протокола.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, вступившее в законную силу решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 12.03.2020 по делу N 12- 486/2019, в рамках которого дана оценка оспариваемому предписанию. Судом сделан вывод о законности оспариваемого предписания.
При этом, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными в силу ст. 16 АПК РФ.
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы как необоснованные.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.08.2020 по делу N А40-316162/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-316162/2019
Истец: АО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "СТАРТ"
Ответчик: ЦУ Федерельной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24076/20
16.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52820/20
19.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-316162/19
13.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10433/20