г. Москва |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А40-86387/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Петровой Т.В. на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2020 по делу N А40-86387/20 (72-560) судьи Немовой О.Ю.
по заявлению Петровой Т.В.
к 1) ФАС России, 2) Московский областной УФАС России
третье лицо: Акционерное общество "Мособлгаз"
о признании незаконным решение,
при участии:
от заявителя: |
Петрова Т.В.(лично); |
от ответчиков:
от третьего лица: |
1) Озерова Н.А. по дов. от 15.04.2020; 2) Маначинский П.О. по дов. от 03.07.2018; Мазирка Н.В. по дов. от 14.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Петрова Татьяна Васильевна обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Федеральной антимонопольной службы от 12.05.2020 и определения Московского областного УФАС России от 26.12.2019 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Решением от 12.08.2020 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд сделал вывод о доказанности обстоятельств послужившие основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Заявитель не согласился с принятым по делу решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признав постановление административного органа незаконным и необоснованным, поскольку ответчиком допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Третьим лицом представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Отзывы на апелляционную жалобу от ответчиков не поступали.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков и третьего лица поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в адрес Московского областного УФАС России поступила жалоба Т.В. Петровой на действия АО "Мособлгаз" в части нарушения Правил подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 314. По мнению Т.В. Петровой, размер платы за подключение газоиспользующего оборудования был рассчитан АО "Мособлгаз" неверно, с связи с чем, в действиях указанного хозяйствующего субъекта имеется нарушение статьи 9.21 КоАП РФ.
Определением Московского областного УФАС России, оставленным без изменения Решением ФАС России, Т.В. Петровой отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, в отношении АО "Мособлгаз" в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Оспариваемое определение вынесено на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренной гл.28 КоАП РФ.
В ч.1 ст.28.1 КоАП РФ определены поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, к числу которых, отнесены сообщения и заявления юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п.2).
Согласно ч.3 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.ч.1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установление события и состава административного правонарушения, наличие которых подлежит установлению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования, и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п.2 и 3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч.5 ст.28.1 КоАП РФ).
По смыслу положений ст.28.1 КоАП РФ административный орган должен возбудить дело об административном правонарушении, если располагает сведениями, позволяющими считать, что тем или иным лицом совершено соответствующее правонарушение, поэтому на стадии возбуждения дела об административном правонарушении событие правонарушения не устанавливается достоверно, а лишь проверяется наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом достаточные данные должны указывать на наличие определенного, конкретного события административного правонарушения.
Из материалов дела видно, что 28.10.2019 Заявителем в адрес АО "Мособлгаз" подана заявка N К6669 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Рузский городской округ, дер.Старониколаево, д.309, кадастровый номер земельного участка 50:19:0040303:52, к сетям газоснабжения.
Согласно техническим условиям N К6669-204/7, являющимся неотъемлемым приложением к договору о подключении, установлено, что ближайшими источниками газификации объекта капитального строительства заявителя являются газопровод среднего давления Р < 0,3 МПа диаметром D = 110 мм, проложенный по дер. Старониколаево Московской области.
По результатам рассмотрения заявки, АО "Мособлгаз" подготовило и направило Заявителю проект договора о подключении жилого дома Заявителя к сети газораспределения (договор N 03/5341-К6669-19).
В силу п.2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения) "заявители первой категории" - заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 20 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения - мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
В соответствии с п.26(22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для гзаявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом (далее - Программа). Указанные минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 года ежегодно индексируются на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение. В указанную плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования не включаются расходы на выполнение мероприятий в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании физическому или юридическому лицу.
Следовательно, в случае, если заявитель соответствует параметрам, указанным в п.26 (22) Основных положений, и мероприятия по подключению предусматривают необходимость строительства распределительных газопроводов, включенных в Программу, то заявитель подпадает под "льготную плату" за технологическое присоединение.
Если заявитель соответствует параметрам, приведенным в пункте 26(22) Основных положений, но при этом мероприятия по подключению предусматривают необходимость строительства распределительных газопроводов, которые отсутствуют в Программе, плата за подключение к газораспределительным сетям определяется исходя из установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту.
В данном случае в Программе Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2025 года" (далее - Программа газификации), утвержденной постановлением Правительства Московской области от 20.12.2014 N 778/50, предусмотрены мероприятия по газификации дер.Старониколаево, с.п.Дороховское.
Перечень объектов капитального строительства в дер. Старониколаево, Рузского городского округа, Московской области, газифицируемых в рамках реализации по Программе газификации, определен Администрацией сельского поселения Дороховское Рузского района Московской области.
АО "Мособлгаз" представлена схема газоснабжения дер. Старониколаво Рузский городской округ Московской области, согласованная с Администрацией Рузского городского округа, из которой следует, что объект капитального строительства, принадлежащий Петровой Т.В., не вошел в перечень объектов капитального строительства, газифицируемых в рамках реализации Программы газификации, в том время как доводы заявителя об обратном основаны на ошибочном толковании норм права.
Мероприятия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Рузский городской округ, дер. Старониколаево, д.309, кадастровый номер земельного участка 50:19:0040303:52, к сети газораспределения по договору N 03/5341-К6669-19 о подключении, предусматривают проектирование, строительство распределительного газопровода ориентировочной протяженностью 107 м, проверку выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.
Предварительный расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) произведен АО "Мособлгаз в соответствии с Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18,- и на основании стандартизированных тарифных ставок, утвержденных Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 14.12.2018 N 342-Р.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения в рассматриваемых действиях АО "Мособлгаз", ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2020 по делу N А40-86387/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86387/2020
Истец: Петрова Татьяна Васильевна
Ответчик: АО "МОСОБЛГАЗ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА