г. Воронеж |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А36-3884/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Капишниковой Т.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.09.2020 (резолютивная часть от 11.08.2020) по делу N А36-3884/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) (ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396) к садоводческому некоммерческому партнерству "Спутник" (ОГРН 1024840853146 ИНН 4826009558) о взыскании финансовой санкции в сумме 3500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к садоводческому некоммерческому партнерству "Спутник" (далее - ответчик, СНТ "Спутник") о взыскании финансовой санкции в сумме 3500 руб.
Дело было рассмотрено Арбитражным судом Липецкой области в порядке упрощенного производства на основании п. 5 ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области, принятым в соответствии с ч. 1 ст. 229 АПК РФ путем подписания судьей резолютивной части решения 11.08.2020 (мотивированное решение изготовлено 17.09.2020), с СНТ "Спутник" взыскано 2 500 руб. штрафа, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции в размере 1 000 руб.
В обоснование апелляционной жалобы пенсионный орган указывает, что страхователем представлены не уточненные (исправленные) сведения в отношении лиц, сведения о которых представлялись ранее, а первичные сведения о лицах, сведения на которые не включены в исходную форму СЗВ-М за период апрель-май 2019 год.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Управлением была проведена проверка в отношении СНТ "Спутник" c целью контроля достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В ходе проверки установлено, что 15.05.2019 СНТ "Спутник" представлена отчетность СЗВ-М за апрель 2019 с типом "исходная" в отношении 2 физических лиц.
18.07.2019 СНТ "Спутник" в адрес Управления представлена отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель 2019 в отношении 1 застрахованного лица.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении СНТ "Спутник" Управлением 06.09.2019 составлен акт N 058S18190005205, который направлен заинтересованному лицу 13.09.2019.
06.09.2019 Управлением в адрес СНТ "Спутник" направлено Уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - уведомление), которым ответчику указано на необходимость явки для получения акта N 058S18190005205
По итогам рассмотрения акта Управлением принято решение от 23.10.2019 N 058S19190005926 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в сумме 500 руб.
Впоследствии Управлением выставлено Требование от 03.12.2019 N 058S01190006108, с установлением срока его исполнения до 23.12.2019.
Также что 17.06.2019 СНТ "Спутник" представлены сведения о застрахованных лицах за май 2019 с типом "исходная" в отношении 2 физических лиц.
09.07.2019 СНТ "Спутник" в адрес Управления представлена отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за май 2019 в отношении 1 застрахованного лица.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении СНТ "Спутник" Управлением 22.08.2019 составлен акт N 058S18190004975, который направлен заинтересованному лицу 29.08.2019.
22.08.2019 Управлением в адрес СНТ "Спутник" направлено Уведомление о необходимости явки для получения акта N 058S18190004975.
По итогам рассмотрения названного акта Управлением принято решение от 08.10.2019 N 058S19190005725 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в сумме 500 руб.
Впоследствии Управлением выставлено Требование от 18.11.2019 N 058S01190005957 с установлением срока его исполнения до 06.12.2019, которое было направлено ответчику 19.11.2019.
Ввиду неисполнения указанных требований Управление обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением арбитражного суда области от 21.05.2020 пенсионному органу в выдаче судебного приказа было отказано, в связи с чем Управление обратилось с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Липецкой области отказал в удовлетворении заявленных требований в части взыскания 1 000 руб. финансовых санкций за аперль - май 2019.
Суд апелляционной инстанции полагает решение арбитражного суда области в обжалуемой части не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Предусмотренный п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ перечень сведений является исчерпывающим.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального Закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Федерального Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Как следует из материалов дела, исходные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2019 и май 2019 (с учетом выходных дней 15.06.2019 - суббота и 16.06.2016 - воскресенье) были представлены СНТ "Спутник" в установленный законом срок (15.05.2019 и 17.06.2019. соответственно), а неполнота (недостоверность) изначально представленных сведений самостоятельно выявлена и устранена путем направления корректирующих сведений.
В соответствии с п.39 Инструкции от 21.12.2016 N 766н, утвержденной приказом Минтруда РФ в редакции, действующей в спорном периоде, (далее - Инструкция 766н), страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Частью 5 ст. 17 Федерального Закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Кроме того, п. 37 Инструкции N 766н, также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Форма уведомления утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.16 N 1058п (приложение N 5).
Как усматривается из материалов дела, уведомления были направлены Управлением 06.09.2019 за апрель 2019, 22.08.2019 - за май 2019.
При этом из содержания этих уведомлений не следует, что пенсионный орган предлагал ответчику в 5- дневный срок устранить выявленные нарушения, в уведомлении указано на необходимость получения актов проверки.
Указанное свидетельствует о выявлении неполноты представленных сведений пенсионным органом уже после ее обнаружения и исправления самим страхователем.
Более того, пенсионным органом не было направлено уведомление, предусмотренное п. 37 Инструкции 766н, с предложением добровольного устранения ошибок в 5-дневный срок, что свидетельствует о существенном нарушении Управлением процедуры проверки, что исключает привлечение ответчика к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона 27-ФЗ.
Самостоятельное выявление и устранение неполноты данных в представленных сведениях формы СЗВ-М свидетельствует об отсутствии вины страхователя во вменяемом ему правонарушении.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичный вывод содержится и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2018 N 306-КГ18-17679, от 05.09.2018 N303-КГ18-5702, от 05.09.2018 N303-КГ18-5700.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок, в том числе в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.
По смыслу ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Ссылка Управления в апелляционной жалобе на Инструкцию N 211н, утв. Приказом Минтруда России 22.04.2020, не принята арбитражным апелляционным судом, ввиду ее неотносимости к настоящему делу, поскольку она применяется с 22.07.2020.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда о неправомерности применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных ст.17 Федерального Закона N 27-ФЗ, при самостоятельном обнаружении и устранении ошибок в отчетности СЗВ-М за апрель-май 2019.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.09.2020 (резолютивная часть от 11.08.2020) по делу N А36-3884/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2020.
Судья |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3884/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке
Ответчик: НП Садоводческое "Спутник"