город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2020 г. |
дело N А53-8944/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Фролов В.Е., доверенность от 30.12.2019, удостоверение;
от ответчика - представитель Шарунова А.А., доверенность от 01.01.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020 по делу N А53-8944/2020
по иску МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону"
к ответчику - ООО "Ростовские тепловые сети"
при участии третьего лица - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону
об обязании заключить договор
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Управление казной города Ростова-на-Дону" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" о понуждении заключить договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в муниципальной собственности - наружная сеть от тепловой камеры до стены многоквартирного дома, протяженностью 56 м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 46, на условиях, предложенных в договоре аренды объекта теплоснабжения (движимого имущества, сооружения) муниципальной собственности, заключенного без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.
Решением от 31.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано тем, что заключение договоров аренды на объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, без соблюдения порядка, установленного антимонопольным законодательством Российской Федерации (без проведения конкурса на право заключения договоров аренды), влечет для общества риски признания договора аренды недействительным и несения расходов, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что передача спорного объекта в аренду через проведение конкурса невозможно, так как нет сведений о дате ввода в эксплуатацию объекта. Передача спорного объекта по концессионному соглашению невозможна, так как объект является движимым имуществом. Истцом не был нарушен порядок передачи объекта муниципальной собственности, установленный антимонопольным законодательством, так как торги не проводятся, то ответчик не несет риски признания договора аренды недействительным. Создание унитарного предприятия в целях организации теплоснабжения на территории муниципального образования не входит в перечень случаев, перечисленных в статье 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Кроме того. На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до вступления в законную силу настоящего закона, подлежат ликвидации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании отклонил доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону в заседание не явился. Департамент о судебном заседании извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в реестре муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону находится объект движимого имущества - наружная сеть от тепловой камеры до стены многоквартирного дома, протяженностью 56 м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 46.
Указанный объект включен в состав муниципального имущества на основании решения Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.09.2015 по делу N 2-3302/2015.
Согласно заключению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону от 20.11.2019 N 59.62.618 (11)/1697 в соответствии со схемой теплоснабжения города Ростова-на-Дону до 2034 года, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 17.10.2018 N 896, спорный объект теплоснабжения эксплуатируется ООО "Ростовские тепловые сети", обладающим статусом Единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", для транспортировки тепловой энергии от источников теплоснабжения до ИТП потребителей города Ростова-на-Дону.
Во исполнение распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 07.02.2020 N 139 о согласовании предоставления спорного объекта в аренду, МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" подготовлен проект договора аренды объекта с указанием существенных условий договора: размера арендной платы, срока договора, перечнем арендуемого имущества.
С письмом от 14.02.2020 N УКР-457 (л.д. 21) проект договора аренды направлен управлением в адрес ООО "Ростовские тепловые сети".
В письме от 03.03.2020 N 02.1-509 (л.д. 24-25) ООО "Ростовские тепловые сети" сообщило об отказе принять в аренду объект теплоснабжения муниципальной собственности.
Полагая, что препятствия для принятия обществом в аренду указанного объекта теплоснабжения отсутствуют, МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" обратилось в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац 2 пункта 1 названной статьи).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 28.1 Федерального закона N 190 от 27.07.2010 "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Указанная норма закона определяет только способы передачи муниципальных объектов теплоснабжения во владение и (или) пользование третьих лиц, но не возлагает на третьих лиц обязанности принимать муниципальные объекты теплоснабжения во владение и (или) временное пользование.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 части 1 статьи 21, пунктом 1.6.3 части 1 статьи 46 Устава г. Ростова-на-Дону на администрацию г. Ростова-на-Дону возложены обязанности по организации и контролю обеспечения в границах города теплоснабжения населения.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, принятом решением Ростовской-на-Дону Городской Думы, отраслевым органом администрации г. Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий значения в области организации теплоснабжения населения является Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.
Согласно части 1 статьи 55 Устава г. Ростова-на-Дону муниципальная собственность города Ростова-на-Дону служит для удовлетворения общих потребностей его населения.
Отношения, возникающие между теплоснабжающей организацией и собственником (законным владельцем) тепловых сетей, в ситуации, когда источник тепловой энергии и (или) тепловые сети теплоснабжающей организации присоединены к теплопотребляющей установке и (или) тепловым сетям потребителя опосредованно, через промежуточные участки тепловых сетей, принадлежащих третьим лицам, регулируются пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении", согласно которому передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании заключенного между теплосетевой организацией (собственником тепловых сетей) и теплоснабжающей организацией договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Обязательное заключение договора аренды задействованных в теплоснабжении участков тепловых сетей действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2, пунктом 6 статьи 13, пунктом 5 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемым видам деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Установление платы за передачу тепловой энергии по тепловым сетям иным способом, в ином размере (например, в размере рыночной стоимости арендной платы за пользование задействованными в теплоснабжении участками тепловых сетей) действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Отношения, возникающие между ООО "Ростовские тепловые сети", как теплоснабжающей организацией и МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону", как уполномоченным представителем собственника тепловых сетей, через которые осуществляется передача тепловой энергии потребителям, подлежат урегулированию в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении".
Согласно пунктам 1, 5 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией. Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
При этом, согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В соответствии с частью 5 статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении" договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 настоящего Федерального закона.
При таких условиях, требование о понуждении к заключению договора без соблюдения норм статьи 28.1. Федерального закона "О теплоснабжении" противоречит действующему законодательству.
В связи с отсутствием в действующем законодательстве Российской Федерации нормы, обязывающей теплоснабжающие организации принимать муниципальные объекты теплоснабжения во владение и (или) временное пользование, доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Указанный вывод соответствует сложившейся судебной практике между сторонами (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2020 по делу N А53-5880/2020, от 03.08.2020 по делу N А53-4711/2020, от 09.09.2020 по делу N А53-8946/2020, от 29.09.2020 по делу N А53-5882/2020).
При таких условиях, в иске судом первой инстанции отказано правомерно, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020 по делу N А53-8944/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8944/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАЗНОЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: ООО "РОСТОВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону