г. Москва |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А40-37681/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2020 по делу N А40-37681/20 (92-275)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Хабаров Д.С. по дов. от 12.05.2020; |
от ответчика: |
Федоров Д.И. по дов. от 30.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решений, изложенных в письмах от 02.12.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-7695, от 13.12.2019 N 77- 0-1-71/3148/2019-8002, от 17.12.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-1070, 77/017/216/2019-9454 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Решением суда от 18 сентября 2020 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление Росреестра но Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости: с кадастровым номером 77:04:0001017:1113. расположенного по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 12; с кадастровым номером 77:04:0002003:1005, расположенного по адресу: г. Москва, пр-кт Рязанский, д. 2г, стр. 1; с кадастровым номером 77:07:0013003:1177, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д/в 80А С.5Б/Н.
Управлением Росреестра по Москве уведомлениями от 02.12.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-7695, от 13.12.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-8002, от 17.12.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-1070, 77/017/216/2019-9454 в снятии с кадастрового учета было отказано в связи с отсутствием права собственности города Москвы на указанные объекты, а также отсутствием в составе приложенных документов акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости, и отсутствием в приложении акта документов, подтверждающих соблюдение установленного порядка сноса объекта недвижимости.
Департамент, не согласившись с решениями об отказе в осуществлении регистрации права собственности, обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Посчитав, что оспариваемые уведомления являются правомерными, принятыми в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Уведомлениями Управления Росреестра по Москве об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности от 02.12.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-7695, от 13.12.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-8002, от 17.12.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-1070, 77/017/216/2019-9454 Департаменту было отказано в снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости.
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Москве в снятии с государственного кадастрового учета было отказало, поскольку права собственности города Москвы на указанные объекты отсутствуют, а также отсутствуют в составе приложенных документов акты обследования, подтверждающие прекращение существование объектов недвижимости, и отсутствуют в приложении актов документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка сноса объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, с целью проведения указанных учетно-регистрационных действий Департаментом были поданы заявления от 26.08.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-7695, от 03.09.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-1070, 77/017/216/2019-9454 и от 03.09.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-8002 о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости: здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1113, расположенного по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 12; здание с кадастровым номером 77:04:0002003:1005, расположенного по адресу: г. Москва, пр-кт Рязанский, д. 2г, стр. 1; здание с кадастровым номером 77:07:0013003:1177, расположенного но адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д/в 80А с.5 Б/Н.
К заявлениям были приложены акты обследования, подтверждающие прекращение существования указанных объектов.
Здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1113, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 12, поставлено на учет в качестве бесхозяйного 01.08.2019 (N 77:04:0001017:1113-77/003/2019-1).
Актом обследования от 17.04.2020 N 9041524 земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001017:76, с адресным ориентиром: г. Москва, Андроновское ш., вл. 12. стр. 1, на котором располагался демонтированный объект недвижимости, установлено, что ранее земельный участок е кадастровым номером 77:04:0001017:76, площадью 3421 кв.м был предоставлен ОАО "Лефортовское ремонтно-строительное управление N 2" договором аренды от 18.07.2005 N М-04-507613 сроком до 30.12.2007 для эксплуатации зданий под административно-складские цели. В настоящее время Договор не действует.
Ранее на данном земельном но данным МосгорБТИ по состоянию на 17.02.1992 было расположено одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1113, площадью 474.5 кв.м 1949 г.п. с адресным ориентиром: г. Москва, ш. Андроновское, д. 12.
Проведенным обследованием установлено, что здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1113 демонтировано. Государственный кадастровый учет не погашен. То же заключение вынесено Актами обследования земельного участка по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, вл. 12. Управой района Лефортово г. Москвы от 06.08.2019 N б/н.
Актом обследования от 17.04.2020 N 9041502/10 земельного участка по адресу: г. Москва, пр-кт Рязанский, вл. 2г, стр. 1 (кадастровых номеров, нет), установлено, что на земельный участок правовые отношения не оформлены. На указанном земельном участке ранее было размещено строение с кадастровым номером 77:04:0002003:1005, площадью 35.9 кв.м. Указанное строение демонтировано, с кадастрового учета не снято. Данные о правах и ограничениях отсутствуют.
Актом обследования от 10.04.2020 N 9075729 земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Мосфильмовская, вл. 80А, стр. 5 б/н, с условным номером 70722490, общей площадью 3772 кв.м установлено, что данный земельный участок был предоставлен ГКУ г. Москвы "УДМС" на основании договора безвозмездного пользования от 28.02.2019 N М-07-611533 сроком действия до 28.02.2020 (статус - действующий) для целей организации улично-дорожной сети для транспортного обслуживания района Раменки.
Нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0013003:1177, общей площадью 6,3 кв.м, 1977 г.п., по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д/в 80А с.5 Б/Н, в границах указанного земельного участка отсутствует. Государственный кадастровый учет не погашен.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", полномочия собственника указанных объектов осуществляет город Москва в лице Департамента.
В силу ст. 218 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 4 ст. 225 ГК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП Департамент уполномочен на проведение мероприятий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации нрав вправе обратиться иное лицо в случаях, установленных федеральным законом.
В силу п. 10 ст. 69 Федерального закона N 218-ФЗ в случае, если в ЕГРН в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга. Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
В этой связи, принимая во внимание положения ст. 225 ГК РФ и п. 10 ст. 69, ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета прекратившего свое существование в связи с гибелью (уничтожением) ранее учтенного здания (сооружения), обладавшего признаками бесхозяйной недвижимой вещи, вправе обратиться орган, уполномоченный на обращение с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Данная информация была направлена в Департамент письмом Центрального аппарата Росреестра (далее - ЦА Россреесгра) от 17.05.2019 N 14-06327/19.
По вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Согласно п.п. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требованиями к подготовке акта обследования п. 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требования N 861) установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН. включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости. Более того, абз. 2 п. 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
В связи с изложенным, препятствий в осуществлении снятия объектов с кадастрового учета не усматривается.
Кроме того, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере, также наличие проектной документации уа снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Позиция Центрального аппарата Росреестра (далее - ЦА Росреестра) по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
Таким образом, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования.
Аналогичный правовой подход сложился также и в судебной практике Арбитражного суда Московского округа по делам N N А40-187838/2017, А40-128387/19, А40-202398/19.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу, что продолжение существования в ЕГРН записи о снесенном здании на основании вступившего в законную силу судебного акта, ведет к противоречию со вступившим в законную силу и исполненным судебным актом и способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования такого объекта недвижимого имущества.
При этом согласно п.5 ст. 21 Закон о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Таким образом, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по снятию с кадастрового учета указанных объектов.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2020 по делу N А40-37681/20 отменить.
Признать незаконными решения Управления Росреестра по Москве, изложенные в письмах от 02.12.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-7695, от 13.12.2019 N 77- 0-1-71/3148/2019-8002, от 17.12.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-1070, 77/017/216/2019-9454.
Обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы.
Снять с кадастрового учета соответствующие объекты недвижимого имущества.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37681/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ