город Омск |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А46-4880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11203/2020) общества с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" на решение Арбитражного суда Омской области от 07.09.2020 по делу N А46-4880/2020 (судья Пермяков В.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" (ИНН 5503228280, ОГРН 1115543016929, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Фрунзе, 1, корп. 3, пом. 22П) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, 32, корп. 1) о признании недействительным отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме N 09-01/340 от 20.01.2020,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" - Макарьева Е.П. по доверенности от 05.03.2020 сроком действия пять лет;
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска - Кажкаримова А.К. по доверенности от 07.09.2020 N 02/8020 сроком действия один год;
в отсутствие представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" (далее - ООО "Геопартнер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент архитектуры и градостроительства, департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса по ул. 3-я Островская в КАО г. Омска, изложенное в письме от 20.01.2020 N 09-01/340; обязании устранить допущенное нарушение путем выдачи разрешения на строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса по ул. 3-я Островская в КАО г. Омска, в срок не более 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - департамент имущественных отношений, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.09.2020 по делу N А46-4880/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в настоящем случае отсутствует обязанность по получению ТУ и ссылаться на такие ТУ в проектной документации, равно как и прилагать к таковой ТУ. Процедура предоставления земельного участка завершилась более 9 лет назад и правового значения для получения разрешения на строительство не имеет. Из жалобы следует, что разрешение на строительство объекта "торговый комплекс", обеспечиваемого по проекту привозной водой и выгребом выдано в установленном порядке. ТУ выдаются в качестве гарантии возможности подключения застройщиком объекта к сетям при предоставлении земельного участка, а необходимость такого подключения определяется застройщиком самостоятельно, в случае если это не противоречит соответствующим СНиП, законам и иным подзаконным актам. Департамент не ссылается на какие-либо нормы права, в соответствии с которыми установлена обязанность застройщика обеспечивать централизованное водоснабжение и водоотведение объекта.
Проектной документацией предусмотрено, что на площадке увязка инженерных сетей не требуется. На схеме проектируемых зданий и сооружений (последняя страница раздела 2) также размещена бытовая канализация. К указанным документам замечания департамента отсутствовали.
Департамент архитектуры и градостроительства ссылается на то, что неполучение при проектировании ТУ возможно только в случае невозможности подключения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, тогда как после получения отказа в выдаче разрешения на строительство, Общество обратилось за получением ТУ и получило последние (N 05-03/392/20). Таким образом, наличие возможности получения ТУ возлагает обязанность заявителя к таким действиям.
Между тем на момент отказа в выдаче разрешения на строительство ТУ N 05-03/392/20 получены не были и не были положены в основу отказа. В отказе департамент ссылается на ТУ, выданные иной организацией ЗАО "Русь", срок действия которых истек.
Строительство объекта запроектировано на части территории г. Омска, на которой отсутствует централизованной системы холодного водоснабжения, и требования, предусмотренные пунктом 11.19 СП 31.13330.2012, подлежат применению постольку, постольку установлена норма протяженности нахождения водозаборной колонки, которая и определяет границы территории, которая определяется как "территория, на которой отсутствует централизованная система холодного водоснабжения".
В границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:594, предоставленного ООО "Геопартнер" для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса, расположен объект культурного (археологического) наследия "Стоянка Омская", утвержденный распоряжением Министерства культуры Омской области от 11.12.2018 N 752-рм; проект запланированного к строительству объекта подготовлен в соответствии с предпроектными требованиями, связанными с данным обстоятельством.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Департамент имущественных отношений, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Геопартнер" поддержаны доводы поданной жалобы. Представитель департамента архитектуры и градостроительства просил оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав заявителя и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "Геопартнер" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о выдаче разрешения на строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса по ул. 3-я Островская в КАО г. Омска.
Письмом от 20.01.2020 N 09-01/340 департамент отказал обществу в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на часть 7, часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), по следующим причинам:
1. Не представлено согласие арендодателя земельного участка (департамента имущественных отношений), предусмотренное подпунктом 12 пункта 3.2. договора аренды от 27.07.2017 N Д-Кр-31-11416, на осуществление работ для проведения которых, требуется разрешение на строительство.
2. Не предоставлены технические условия на централизованное подключение объекта к сетям водоснабжения и водоотведения (ТУ), тогда как:
A) При выборе земельного участка департаментом архитектуры и градостроительства были получены ТУ подключения к сетям водоснабжения и канализации ООО "Русь" от 01.12.2011 N 3, согласно которым подключения объекта возможно к ведомственным сетям водоснабжения и канализации ООО "Русь".
Б) При выборе земельного участка департаментом архитектуры и градостроительства получено заключение ООО "Центр независимых экспертиз" от 05.12.2011 N 1493 о соответствии земельного участка СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СП 2.6.1.2612-10, СП 2.6.1292-2003, СанПиН 2.1.7.1287-03, при условии централизованного подключения объекта к сетям водоснабжения и канализирования в соответствии с ТУ от 01.12.2011 N 3.
B) При выборе земельного участка департаментом архитектуры и градостроительства получено заключение департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска от 07.11.2011 N 417, согласно которому размещение указанного объекта возможно при выполнении устройства организованного водоотвода со строительством закрытой ливневой канализации.
Г) В нарушение подпункта "б" пункта 10, пункта 11 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, раздел 1 проектной документации "Пояснительная записка" не содержит реквизиты ТУ на водоснабжение и канализацию, указанные ТУ не прилагаются.
Дополнительно (не включено в перечень оснований для отказа), в целях формирования современного архитектурного облика объекта, заинтересованным лицом предложено доработать архитектурное решение проектируемого объекта, посредством корректировки "два и более здания различного функционального назначения" на "одно здание" с отражением функционального назначения комплекса; приложением к проекту задания на проектирование; исключения площади площадок для стрит-бола и мини-футбола из общей площади объекта капитального строительства; осуществления расчета парковочных мест в соответствии с нормами градостроительного проектирования.
Полагая решение не основанным на законе, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем ООО "Геопартнер" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На основании части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в том числе орган местного самоуправления, в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, документы.
В соответствии с Положением, утвержденным решением Омского городского совета от 11.04.2012 N 3 "О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", в функции департамента входит выдача разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства или отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа в соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и содержится в части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Департамент в оспариваемом отказе в выдаче разрешения на строительство ссылается на несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительным планом земельного участка, на непредставление обществом определенных частью 7 статьи 51 ГрК РФ документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, на несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод Департамента о том, что ООО "Геопартнер" не предоставлены технические условия на централизованное подключение объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, поддержанный судом первой инстанции, признан судом апелляционной инстанции обоснованным ввиду следующих обстоятельств.
Из материалов дела усматривается, что предоставление земельного участка, с кадастровым номером 55:36:110210:594, местоположение которого установлено южнее строения N 2 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска, производилось по процедуре выбора земельного участка в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действующей в период обеспечения выбора земельного участка до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Довод подателя жалобы о том, что процедура предоставления земельного участка не имеет правового значения для получения разрешения на строительство, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение) являлось обязательным условием для предоставления земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Таким образом, как обоснованно заключил суд первой инстанции, получение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения является обязательным условием предоставления земельного участка для строительства по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта. Следовательно, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта осуществлялось исключительно при наличии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Предоставление земельного участка для строительства спорного объекта осуществлялось по процедуре: с предварительным согласованием места размещения объекта. В связи с указанным были выданы технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения от 01.12.2011 N 3 для ЗАО "Русь", согласно которым подключение объекта капитального строительства - культурно-развлекательного комплекса, возможно к ведомственным сетям водоснабжения и канализации ЗАО "Русь" с максимальной нагрузкой в точках подключения:
водопотребление - 10 куб.м/сут.,
водоотведение - 10 куб.м/сут.
Вопреки доводам подателя жалобы, процедура предоставления земельного участка имеет правовое значение для получения разрешения на строительство, общество обязано обеспечивать централизованное водоснабжение и водоотведение объекта, выданные ЗАО "Русь" технические условия на подключение объекта к сетям водоснабжения и водоотведения от 01.12.2011 N 3 действительны на срок проектирования и строительства объекта.
В рамках предоставления участка обществом с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз" выдано заключение от 05.12.2011 N 1493 о соответствии земельного участка под строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса южнее строения N 2 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности", СП "2.6.1.1292-2003 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения", СанПиН 2.1.7.1287-03 "Гигиенические требования к качеству почвы" при условии централизованного подключения объекта к сетям водоснабжения и канализования в соответствии с ТУ N 3 от 01.12.2011.
Департаментом архитектуры получено заключение департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска от 07.11.2011 N 417, согласно которому размещение указанного объекта возможно при выполнении устройства организованного водоотвода со строительством закрытой ливневой канализации.
В соответствии с представленной проектной документацией (шифр 2/1-2019) централизованное подключение объекта к сетям водоснабжения и водоотведения не предусмотрено (к строящему объекту предусмотрена выгребная яма, вода привозится автотранспортом).
Согласно подпункту "б" пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение), раздел 1 проектной документации "Пояснительная записка" должен содержать реквизиты ряда документов, в том числе технических условий, предусмотренных частью 7 статьи 48 ГрК РФ, и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования.
В соответствии с пунктом 11 Положения документы (копии документов, оформленные в установленном порядке), указанные в подпункте "б" пункта 10 Положения, должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме.
Технические условия на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации в представленном разделе "Пояснительная записка" (шифр 2/1-2019-ПЗ) отсутствуют. Документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, при несоответствии представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ, не представлены.
Согласно части 7 статьи 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.
В силу требований, содержащихся в пункте 4 части 1 статьи 16 и пункте 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В свою очередь, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В пункте 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" указано, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу данной нормы законодательства нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории возможно только в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения. Аналогичная норма содержится в пункте 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, пунктом 1 которых установлено, что настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Строящиеся заявителем объекты капитального строительства расположены в зоне функционирования централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в связи с чем обязательны к подключению.
Таким образом, заявителем не подтверждены правовые основания для неподключения планируемых объектов капитального строительства к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
Доводы подателя жалобы со ссылками на пункт 11.19 СП 31.13330.2012, СанПиН 42-128-4690-88, СНиП 2.07.01-89 о том, что при отсутствии централизованной системы холодного водоснабжения застройщик имеет право на обустройство объекта посредством выгреба (выгребной ямы), не лишен возможности на обеспечение водоснабжением объекта посредством привоза воды, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными ввиду следующего.
В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) закреплены права граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2014 N АКПИ14-1216 указано, что СанПин 42-128-4690-88 утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР в пределах полномочий, предоставленных Положением о государственном санитарном надзоре СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 31.03.1973 N 361, и содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Согласно требованиям, содержащимся в СанПиН 42-128-4690-88, сбор жидких отходов с устройством выгребных ям устанавливается в основном в неканализованных домовладениях.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, сбор жидких бытовых отходов с устройством выгребных ям в зданиях, не являющихся домовладениями, (при наличии возможности подключения к централизованному водоотведению) противоречит СанПин 42-128-4690-88.
Довод подателя жалобы об отсутствии возможности подключения к централизованному водоотведению в нарушение требований статьи 65 АПК РФ какими-либо доказательствами не подтвержден, учитывая, что при предоставлении спорного земельного участка были выданы технические условия на подключение к сетям водоснабжения и канализации.
Для рассматриваемого спора не имеют правового значения нормы СП 31.13330.2012 в отношении радиуса действия водозаборных колонок, поскольку такие колонки используются на территориях, где отсутствует возможность централизованного водоснабжения.
Доводы заявителя о противоречии вышеуказанных оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство установленному Министерством культуры Омской области запрету на сооружение систем водоснабжения и водоотведения обоснованно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 7 раздела "Обоснования вывода экспертизы" акта государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия от 19.11.2019, в разделе не отражены и экспертом не рассматривались мероприятия, связанные с устройством коммуникаций и их вводом, в том числе водоснабжением и водоотведением.
При разработке проекта их строительства требуется разработка отдельного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного (археологического) наследия. Данный раздел об обеспечении сохранности объекта культурного (археологического) наследия с учетом устройства сетей водоснабжения и водоотведения отсутствует.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) началу каких-либо работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта) должны предшествовать историко-культурная экспертиза (пункт 1 статьи 31), реализация обязательных разделов проектов проведения таких работ об обеспечении сохранности этого объекта (пункт 2 статьи 36).
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (часть 3 статьи 36 Закона N 73-ФЗ).
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 Закона N 73-ФЗ, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (часть 2 статьи 36 Закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
На основании изложенного апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доводы ООО "Геопартнер" о запрете на устройство сетей водоснабжения и водоотведения не соответствуют действительности.
Доводы подателя жалобы о необходимости привлечения к участию в деле Министерства культуры Омской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
По смыслу части 1 статьи 51 АПК РФ третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом. Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия оснований для привлечения Министерства культуры Омской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Доводы, приведенные заявителем относительно того, что с Министерством культуры Омской области необходимо согласовать проведение определенного вида работ, не свидетельствуют о том, что решение по настоящему делу повлияет на права или обязанности этого лица по отношению к заявителю или заинтересованному лицу.
В качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство департамент архитектуры и градостроительства также указал на непредставление согласия арендодателя земельного участка (Департамента имущественных отношений), предусмотренного подпунктом 12 пункта 3.2 договора аренды от 27.07.2017 N Д-Кр-31-11416 на осуществление работ, для проведения которых требуется разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.02.2017 по делу N А46-12330/2014 суд возложил обязанность на департамент имущественных отношений заключить с ООО "Геопартнер" договор аренды земельного участка площадью 8 223 кв. м с кадастровым номером 55:36:110210:594, местоположение которого установлено южнее строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 3-я Островская, 2, для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса. 27.07.2017 между ООО "Геопартнер" и департаментом имущественных отношений заключен договор аренды N Д-Кр-31-11416 от 27.07.2017 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для строительства, без проведения торгов с кадастровым номером 55:36:110210:594 для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса по ул. 3-я Островская в КАО г. Омска. 01.11.2017 указанный договор прошел государственную регистрацию (ГРН 55:36:110210:594 - 55/001/2017-1,2), что свидетельствует о наличии у общества зарегистрированного в установленном порядке права по владению и пользованию земельным участком.
Одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство в силу пункта 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ являются правоустанавливающие документы на земельный участок.
Согласно подпункту 12 пункта 3.2 договора аренды от 27.07.2017 N Д-Кр-31-11416 земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:594, местоположение которого установлено южнее строения N 2 по улице 3-я Островская в КАО г. Омска, арендатор обязан не осуществлять на участке работы, для проведения которых требуется лицензия, решение или соответствующее разрешение органов государственной власти, землеустроительных, градостроительных, архитектурных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов, без наличия соответствующих документов и согласия арендодателя.
Из буквального толкования пункта 12 пункта 3.2 договора аренды следует, что арендатор обязан не осуществлять именно работы на участке без разрешения на строительство и согласия арендодателя. Таким образом, указанный пункт не возлагает на арендатора обязанность получать согласие Департамента имущественных отношений на получение разрешения на строительство, а обязывает не совершать фактические действия по строительству без согласия арендодателя.
Получение разрешения на строительство не является работами по строительству на участке, а, следовательно, департамент архитектуры и градостроительства неверно трактует названное условие договора. Обращение арендатора в департамент имущественных отношений в соответствии с требованиями подпункта 12 пункта 3.2 договора аренды до получения разрешения на строительство с предложением о согласовании начала работ по строительству нецелесообразно, поскольку отсутствие разрешения на строительство влечет невозможность начать фактические работы по строительству.
Учитывая, что одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство в силу пункта 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ являются правоустанавливающие документы на земельный участок, а указанный перечень документов относительно прав на земельный участок является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, заинтересованное лицо не имеет права требовать какие-либо иные документы по договору аренды.
По убеждению суда апелляционной инстанции, отказ в выдаче разрешения на строительство в настоящем случае следует признать правомерным, соответствующим требованиям части 7 статьи 51 ГрК РФ, в связи с чем требования общества обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции и влияющих на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 07.09.2020 по делу N А46-4880/2020 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 20 от 14.09.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4880/2020
Истец: ООО "ГЕОПАРТНЁР"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6570/20
17.11.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11203/20
07.09.2020 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-4880/20
10.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4718/20