г. Ростов-на-Дону |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А32-27044/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Деминой Я.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в центральном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2020 по делу N А32-27044/2020
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара
к акционерному обществу "Седин-Инструмент" (ИНН 23090113150, ОГРН 1022301425156)
о взыскании задолженности в размере 4 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара обратилось в арбитражный суд с заявлением к АО "Седин-Инструмент" о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (предоставлении неполных (недостоверных) сведений за январь 2018 в размере 4 500 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Принятым в виде резолютивной части решением от 08.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено 24.09.2020.
Не согласившись с решением суда от 24.09.2020 по делу N А32-27044/2020, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что предоставление дополняющей формы СЗВ-М за пределами установленного законом срока является не просто устранением выявленной ошибки страхователем самостоятельно, как указано судом первой инстанции, а, напротив, является нарушением законодательства о персонифицированном учете. Непредставление сведений о застрахованных лицах в срок имеет серьезные последствия, поскольку отсутствие информации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц о факте работы может привести к необоснованной индексации пенсии у работающих пенсионеров (Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") и стать причиной финансового нарушения, влекущего выплату пенсии в завышенном размере.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М (ИСХД) АО "Седин-Инстурмент" за январь 2018 были представлены в полном объеме с нарушением срока, установленного пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ. При необходимости предоставления до 15.02.2018 сведения (форма СЗВ-М) дополнительно представлены 09.07.2019.
Сведения по форме СЗВ-М (исх.) были представлены позже законодательно установленного срока, а именно 09.07.2019, с типом сведений - "доп", вместо типа сведений "исхд".
Управлением по факту нарушения законодательства составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 9444.
Данный акт направлен в адрес страхователя заказным письмом 07.08.2019.
17.09.2019 заместителем начальника управления вынесено решение N 9444 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа за январь 2018 в сумме 4 500,00 руб. (500 руб. х 9 застрахованных лиц).
Вышеуказанное решение 23.09.2020 направлено должнику заказной корреспонденцией.
В АО "Седин-Инструмент" 17.10.2019 заказным письмом было направлено требование N 9444 от 16.10.2019 о необходимости оплаты задолженности.
Неисполнение учреждением названного требования послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление полных и достоверных сведений за январь 2018.
При рассмотрении заявления государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ответчик является страхователем.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (редакция, действующая до 28.12.2016) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 с типом сведений "исхд" направлены Обществом в Пенсионный фонд 12.02.2018, то есть в пределах срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
13.02.2018 указанные сведения обработаны и приняты Пенсионным фондом без каких-либо замечаний, однако в протоколе проверки отчетности отчетный период указан как "февраль 2018 года", что подтверждается самим протоколом.
Судом установлено, что сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 направлены учреждением в Пенсионный фонд 05.03.2018, однако 05.03.2018 указанные сведения не были приняты, так как административный орган уже принимал сведения по форме СЗВ-М с указанным отчетным периодом "февраль 2018 года" с типом сведений "исхд".
04.07.2018 АО "Седин-Инструмент" было получено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ.
09.07.2018 были поданы сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 с типом формы "доп" с учетом исправления ошибки в протоколе проверки отчетности.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
Суд первой инстанции справедливо отметил, что в рассматриваемом случае, обществом "Седин-Инструмент" при подаче сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2018, принятые пенсионным фондом до 13.02.2018, была допущена ошибка.
09.07.2018 обществом "Седин-Инструмент" представлена дополняющая форма СЗВ-М, поданная с целью устранения ранее принятых без замечаний управлением сведений о застрахованных лицах за январь 2018.
Диспозиция статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Как указано в пункте 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Выраженная в пункте 39 Инструкции N 766н данная официальная позиция Минтруда России направлена на соблюдение принципов назначения юридического наказания (виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности), и направлена на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок и более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 по делу N А04-5748/2017 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Общество, самостоятельно выявив ранее допущенные им недостатки в представленных отчетах, в установленном законом порядке устранило их, тем самым, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, что позволяет не применять к обществу финансовые санкции.
Аналогичная правовая позиция также изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558, определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности, при отсутствии состава вменяемого правонарушения. Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований отказано.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются со стороны, виновной в возникновении спора.
Заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска.
Следовательно, в силу приведенных норм основания для взыскания с заявителя в доход федерального бюджета государственной пошлины отсутствуют.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2020 по делу N А32-27044/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27044/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ВНУТРИГОДСКОМ ОКРУГЕ Г. КРАСНОДАРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ГУ управление пенсионного фонда Российской Федерации в центрольном внутригородском округе г.Краснодара
Ответчик: АО "Седин-Инструмент"