г. Краснодар |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А32-27044/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Прокофьевой Т.В., рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по делу N А32-27044/2020, установил следующее
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к акционерному обществу "Седин-Инструмент" (ИНН 23090113150, ОГРН 1022301425156, далее - общество) о взыскании 4500 рублей финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 24.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.11.2020, в удовлетворении заявления отказано по мотиву отсутствия у учреждения правовых оснований для применения в отношении общества штрафа.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение суда от 24.09.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 18.11.2020, принять по делу новый судебный акт. Предоставление дополняющей формы СЗВ-М за пределами установленного законом срока является не просто устранением выявленной ошибки страхователем самостоятельно, как указано судом, а, напротив, является нарушением законодательства о персонифицированном учете. Непредставление сведений о застрахованных лицах в срок имеет серьезные последствия, поскольку отсутствие информации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц о факте работы может привести к необоснованной индексации пенсии у работающих пенсионеров и стать причиной финансового нарушения, влекущего выплату пенсии в завышенном размере.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу вменено представление сведений по форме СЗВ-М (ИСХД) за январь 2018 года в полном объеме в учреждение с нарушением срока, установленного пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). При необходимости предоставления сведений по форме СЗВ-М (исх.) до 15.02.2018 сведения по форме СЗВ-М представлены обществом позже законодательно установленного срока, а именно 09.07.2019, с типом сведений - "доп", вместо типа сведений "исхд".
По факту нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учреждением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства от 05.08.2019 N 9444.
Рассмотрев акт от 05.08.2019, учреждение приняло решение о привлечении общества к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.09.2019 N 9444 с применением предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ финансовой санкции в сумме 4500 рублей.
Учреждение выставило обществу требование от 16.10.2019 N 9444 об уплате 4500 рублей финансовой санкции.
Поскольку требование обществом в добровольном порядке не исполнено, учреждение обратилось с заявлением о взыскании финансовых санкций в арбитражный суд, который в удовлетворении требования отказал ввиду отсутствия оснований для привлечения общества к ответственности, поскольку последнее самостоятельно обнаружило ошибку в сведениях о застрахованных лицах за январь 2018 года и устранило ее до момента выявления учреждением такой ошибки.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого вменено фондом предпринимателю, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В то же время, положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, утратившей силу с 27.07.2020 (далее - Инструкция N 766н) установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Пунктом 39 Инструкции N 766н предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения фондом, и представить в фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, Пенсионный фонд считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда.
Судами установлено, что первоначально отчетность по форме СЗВ-М (тип исходная) за январь 2018 года направлена обществом в учреждение 12.02.2018, то есть в пределах срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суды установили, что обществом при подаче сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2018 года, принятых учреждением 13.02.2018, допущена ошибка в указании периода. Данные сведения 13.02.2018 обработаны и приняты учреждением без каких-либо замечаний, однако в протоколе проверки отчетности отчетный период указан как "февраль 2018 года", что подтверждается самим протоколом.
Вместе с тем, судебные инстанции учли, что сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 года направлены обществом в учреждение 05.03.2018, однако 05.03.2018 указанные сведения не приняты, так как учреждение уже принял сведения по форме СЗВ-М с указанным отчетным периодом "февраль 2018 года" с типом сведений "исхд".
Тем самым, по версии учреждения, общество передало в учреждение сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2018 года 12.02.2018, т. е. до окончания отчетного периода - февраль 2018 года, а затем еще и 05.03.2018.
Обществом 09.07.2018 представлена дополняющая форма СЗВ-М, поданная с целью устранения ошибки в ранее принятых без замечаний управлением сведениях о застрахованных лицах за январь 2018 года.
Таким образом, общество, самостоятельно выявив ранее допущенные им недостатки в представленных сведениях, в установленном законом порядке устранило их.
Тем самым, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных 12.02.2018 сведений за январь 2018 года, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот отчетный период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В связи с изложенным арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества финансовых санкций, что согласуется с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 31.01.2019 N 310-КГ18-24346.
Доводы учреждения относительно наличия правовых оснований для привлечения общества к ответственности в порядке статьи 17 Закона N 27-ФЗ сводятся к несогласию с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу положений статей 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов суда первой инстанции и апелляционного суда, не установлены. С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по делу N А32-27044/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обществом 09.07.2018 представлена дополняющая форма СЗВ-М, поданная с целью устранения ошибки в ранее принятых без замечаний управлением сведениях о застрахованных лицах за январь 2018 года.
Таким образом, общество, самостоятельно выявив ранее допущенные им недостатки в представленных сведениях, в установленном законом порядке устранило их.
Тем самым, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных 12.02.2018 сведений за январь 2018 года, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот отчетный период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В связи с изложенным арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества финансовых санкций, что согласуется с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 31.01.2019 N 310-КГ18-24346."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 февраля 2021 г. N Ф08-12124/20 по делу N А32-27044/2020