г. Москва |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А41-36497/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) - Калмыченко Е.С. представитель по доверенности от 06.08.20 г.;
от ООО "ТЕХБАЗА ГРУПП" (ИНН 7716678897, ОГРН 5107746064850)- Аристов Д.Г. представитель по доверенности от 28.10.20 г.;
третьи лица:
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918) -Гоева Н.М. представитель по доверенности от 15.06.20 г.;,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области (ИНН: 7716642273 ОГРН: 1097746296977) представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "ЛСР стеновые материалы" (ИНН 4706035757, ОГРН 1144706000482) -Щеголихин Д.М. представитель по доверенности от 01.02.20 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "ТЕХБАЗА ГРУПП" и Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2020 года по делу N А41- 36497/20, по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к ООО "ТЕХБАЗА ГРУПП", третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО "ЛСР стеновые материалы" об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:77024 площадью 4895 кв.м; об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:24:0000000:77024
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ТЕХБАЗА ГРУПП" (далее - ООО "ТЕХБАЗА ГРУПП") об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:77024 площадью 4895 кв.м; об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:24:0000000:77024.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра",, Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, ООО "ЛСР стеновые материалы",
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2020 года по делу N А41- 36497/20, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ТЕХБАЗА ГРУПП" и Рослесхоз обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца и ответчику доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "ЛСР стеновые материалы" против удовлетворения апелляционных жалоб возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Техбаза Групп" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:77024 площадью 21771 кв.м. с категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования".
Как следует из представленного в материалы дела межевого плана, земельный участок 50:24:0000000:77024 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050714:262.
Земельный участок с кадастровым номером 50:24:0050714:262 ранее принадлежал на праве собственности Гладких К.Н. на основании договора купли-продажи, заключенного с НП "Содействие развитию рынка доступного жилья Белавино-2", право собственности которого было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12 марта 2011 года, запись регистрации 50-5024/058/2010-062, дата постановки на кадастровый учет указанного участка 17.09.2007
Федеральное агентство лесного хозяйства на основании заключения ФГБУ "Рослеснифорг" N 2 установило, что земельный участок с кадастровым номером 50:24:0000000:77024 имеет пересечения с землями лесного фонда в границах лесного участка, расположенного в квартале 61 Орехово-Зуевского сельского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества земель лесного фонда Московской области.
Истец полагая, что часть спорного участка относится к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установить границы земель лесного фонда, а, следовательно, установить факт пересечения границ лесного фонда со спорным земельным участком не представляется возможным.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционных жалобах истец и ответчик, указывают на то, что представленные доказательства подтверждают отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 32 Постановления N 10/22 разъяснено, что, применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности (или иного вещного права) на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В соответствии с пунктом 36 Пленума, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Объектом виндикации во всех случаях может быть только индивидуально-определенная вещь, существующая в натуре, поскольку истребование имущества в натуре означает возвращение того же имущества собственнику, при этом по правилам ст. 65 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих нахождение индивидуально-определенного имущества в чужом незаконном владении, возлагается на лицо, заявившее виндикационный иск.
Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования без надлежащего правового основания либо по порочному основанию приобретения.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2011 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4. данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Между тем, 11.08.2017 года в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: - расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; - земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:24:0000000:77024 внесены в Единый государственный реестр недвижимости в 2018 году, однако данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050714:262, право собственности правопредшественника ответчика на который зарегистрировано в 2011 году.
Доводы изложенные в апелляционных жалобах, отклоняются по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично. Арбитражный суд, в частности, не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
В рассматриваемом случае судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 27.12.2019 по делу А41-17371/19 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:77024 установлено право ограниченного пользования (сервитут), а именно: право повседневного проезда грузового автомобильного транспорта, самоходных машин и спецтехники к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:24:0000000:75421, 50:24:0050714:264 и 50:24:0000000:75367 через части земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:77024 площадью 1282 кв. м. и 158 кв. м., принадлежащего ООО "Техбаза Групп" на праве собственности, сроком на 49 (сорок девять) лет с даты государственной регистрации сервитута.
Согласно решению Арбитражного суда Московской области по делу N А41-17371/19 сервитут установлен в отношении конкретного земельного участка площадью 21 771 кв. м. с кадастровым номером 50:24:0000000:77024.
В случае раздела земельного участка установленный в судебном порядке сервитут не мог- быть сохранен в неизменном виде, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:24:0000000:77024 как объект гражданских прав в результате раздела был бы уже аннулирован. Государственная регистрация сервитута в отсутствие в ЕГРН сведений о земельном участке, в отношении которого он установлен, не возможна.
Одним из исковых требований Россельхознадзора было исключить из ЕГРН сведения о спорном земельном участке. Отказывая в принятии признания Ответчиком иска, суд исходил из того, что признание Ответчиком иска нарушает права и законные интересы ООО "ЛСР. Стеновые" как лица, в пользу которого установлен сервитут на части спорного земельного участка на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-17371/19, поскольку исключение из ЕГРН сведений о спорном земельном участке будет являться основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации сервитута, установленного в судебном порядке. Таким образом, оснований для принятия признания исковых требований у суда не имелось.
С учетом изложенного выше, признание ответчиком иска нарушает права других лиц, в связи с чем отсутствуют основания для принятия признания исковых требований.).
От проведения экспертизы по делу стороны отказались.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2020 года по делу N А41- 36497/20, оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36497/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО "ТЕХБАЗА ГРУПП"
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЛСР. СТЕНОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФКП Росреестра"