г. Саратов |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А12-15107/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" Косьяненко С.В., действующего на основании доверенности от 01.01.2020 N юр-15/20, выданной сроком до 31.12.2020, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Донецкова Е.С., действующего на основании доверенности от 09.01.2020 N 01-03-33-2, выданной сроком до 31.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2020 года по делу N А12-15107/2020 (судья Двоянова Т.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (Волгоградская обл., р.п. Городище, пер. Красного Октября, д. 27, ИНН 3455052505, ОГРН 1163443077621)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210)
заинтересованное лицо: Суров Андрей Олегович,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (далее - ООО "Газпром газораспределение Волгоград", общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службе по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, Управление, административный орган, антимонопольный орган) от 22.05.2020 по делу N 034/04/9.21-1301/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2020 года заявление ООО "Газпром газораспределение Волгоград" удовлетворено. Постановление УФАС по Волгоградской области от 22.05.2020 по делу N 034/04/9.21-1301/2019 о привлечении ООО "Газпром газораспределение Волгоград" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.
УФАС по Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Газпром газораспределение Волгоград" требований.
ООО "Газпром газораспределение Волгоград" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суров Андрей Олегович явку представителя в судебное заседание не обеспечил. О месте и времени рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 16 октября 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что между ООО "Газпром газораспределение Волгоград" и Суровым А.О. заключён договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения от 26.10.2017 N ТПФЛ-648 (т.3 л.д.75-77).
В рамках указанного договора ООО "Газпром газораспределение Волгоград" взяло на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) к сети газораспределения объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, п. Горная поляна, ул. Угловая, д. 14 "в".
В соответствии с указанным договором для взаимодействия с заявителем привлекается АО "Волгоградгоргаз", которое действует от имени и по поручению ООО "Газпром газораспределение Волгоград", при этом права и обязанности по договору возникает непосредственно у ООО "Газпром газораспределение Волгоград".
Неотъемлемой частью вышеуказанного договора являются технические условия от 29.092017 N 45-2 на подключение (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (приложение N 1 к договору) и порядок мониторинга выполнения технических условий (Приложение N 7 к договору) (т.3 л.д.79-81).
18 октября 2018 года ООО "Газпром газораспределение Волгоград" и Суров А.О. заключили дополнительное соглашение к договору от 26.10.2017 N ТПФЛ-648 о продлении срока подключения на 1 год (т.3 л.д.78).
13 декабря 2018 года Суровым А.О. в адрес заявителя направлено письмо с просьбой о разъяснении по вопросам технологического присоединения. Из содержания письма следует, что представление проектной документации в силу положений действующего законодательства необязательно (т.1. л.д.53).
В своём ответе от 11.01.2019 N 152/80 ООО "Газпром газораспределение Волгоград" пояснило, что действующим законодательством предусмотрены исключительные обстоятельства, при которых разработка проектной документации на сеть газопотребления заявителем в рамках договора о подключении не требуется (т.1 л.д.54).
После завершения Суровым А.О. монтажно-строительных работ по созданию сети газопотребления 16 августа 2019 года им было направлено заявление в ООО "Газпром газораспределение Волгоград" с приглашением на осуществление мониторинга выполнения технических условий. В указанном заявлении Суровым А.О. указано, что проектная документация им не подготавливалась, так как разработка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилого строительства (далее - ИЖС) (т.3 л.д.83-84).
В ответе от 30.08.2019 на указанное письмо АО "Волгоградгоргаз" сообщает Сурову А.О. о готовности осуществить выезд на объект капитального строительства для проверки выполнения заявителем технических условий и готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования в рамках исполнения договора от 26.10.2017 N ТПФЛ-648, а также указывает на необходимость исполнения пункта 5 приложения 7 к договору о подключении.
18 сентября 2019 года сотрудником АО "Волгоградгоргаз" составлен акт о нарушении заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, в котором зафиксировано:
1. Строительно-монтажные работы газопровода на земельном участке заявителя выполнены без разработки проекта.
2. Монтаж газоиспользующего оборудования выполнен без разработки проекта.
3. Точка подключения смонтированного газопровода не соответствует проекту технологического присоединения.
4. Акт о пригодности к эксплуатации дымоходов и вентиляционных каналов не представлен.
5. Строительные паспорта внутреннего газового оборудования и внутридомового газового оборудования не представлены.
6. Протокол испытания газопровода на герметичность не представлен.
7. Справка о готовности изолирующего соединения не представлена.
8. Инструкции заводов-изготовителей по эксплуатации газового оборудования и сертификаты или декларации о соответствии на применённые в строительстве материалы, а также другие документы удостоверяющие качество оборудования не представлены.
9. Комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приёмке объекта не представлен.
10. Договор поставки газа не представлен.
Данный акт от 18.09.2019 подписан Суровым А.О. с замечанием "Информация о точке подключения представлена ООО "Газпром Газораспределение Волгоград", об изменении точки подключения меня не уведомили".
20 сентября 2019 года Суров А.О. обратился в УФАС по Волгоградской области с жалобой на нарушение ООО "Газпром газораспределение Волгоград" договора от 26.10.2017 N ТПФЛ-648 и Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314) в части необходимости предоставления Суровым А.О. проектной и исполнительной документации по созданию сети газопотребления в отношении объекта ИЖС (т.3 л.д.69-73).
Определением от 17 октября 2019 года УФАС по Волгоградской области возбудило дело об административном правонарушении N 034/04/9.21-1040/2019 и проведении административного расследования.
По мнению антимонопольного органа, требования газораспределительной организации при мониторинге выполнения заявителем технических условий о присоединении в части обязанности по разработке и предоставлению Суровым А.О. проектной и исполнительно-технической документации (разделов проектной документации) для газификации объекта индивидуального жилищного строительства нарушают положения пунктов 72, 104 Правил N 1314.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении УФАС по Волгоградской области пришло к выводу о том, что в действиях ООО "Газпром газораспределение Волгоград" усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19 декабря 2020 года антимонопольным органом составлен протокол N 034/04/9.21-1301/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя ООО "Газпром газораспределение Волгоград" Косьяненко С.В., действующего на основании доверенности от 01.01.2019 N юр-11/19 (т.2 л.д.101-104).
22 мая 2020 года административным органом вынесено постановление N 034/04/9.21-1301/2019 о привлечении ООО "Газпром газораспределение Волгоград" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. (т.1 л.д.31-44).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Газпром газораспределение Волгоград" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в действиях ООО "Газпром газораспределение Волгоград" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводам апелляционной жалобы УФАС по Волгоградской области считает доказанным наличие в действиях общества события вменённого ему правонарушения. Антимонопольный орган указывает, что поскольку действующим законодательством не требуется разрабатывать проектную документацию на объект ИЖС, то не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка потребителя, которому принадлежит ИЖС. Разработка такой проектной документации возможна по добровольному волеизъявлению заявителя. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено, что проверка фактического соответствия сетей газопотребления правилам безопасности возможна исключительно только при наличии проекта газоснабжения и исполнительно-технической документации. Также, по мнению УФАС по Волгоградской области, является несостоятельной ссылка суда первой инстанции на ГОСТ 54961-2012, поскольку данный документ не относится к законодательному акту и прямо не предусматривает обязанность потребителя за свой счёт разработать проект сети газопотребления индивидуального жилого дома и иметь исполнительно-техническую документацию.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлекая лицо к административной ответственности, административный орган обязан установить все элементы состава административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).
В части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований нормативных актов, в том числе, навязывание обязательств, которые не предусмотрены порядком подключения (технологического присоединения).
Субъектом указанного административного правонарушения, является субъект естественной монополии, обеспечивающий подключение (технологическое присоединение) к сетям энергоснабжения.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключённых к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) определяют Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённые Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
На основании пункта 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определённых данными Правилами.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 83 Правил N 1314 технические условия являются существенным условием договора о подключении.
Пунктом 75 Правил N 1314 предусмотрено, что технические условия содержат следующую информацию: а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяжённость), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько); в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учёта газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
Согласно пункту 97 Правил N 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий; осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Пунктом 100 Правил N 1314 установлены обязанности заявителя, в том числе, выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользуюшего оборудования к подключению; в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил N 1314 представить исполнителю раздел утверждённой в установленном порядке проектом документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 1314 исполнитель обязан, в том числе: осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения".
Из содержания пункта 75 Правил N 1314 следует, что список требований Правил N 1314 к техническим условиям, выдаваемым исполнителем, не является исчерпывающим.
Согласно ГОСТ 1.1-2002 "Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения" технические условия - документ, устанавливающий технические требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений), которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.
В соответствии со статьёй 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, зданий, сооружений, при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
Таким образом, указанной статьёй установлен приоритет норм специального законодательства по отношению к нормам законодательства о градостроительной деятельности.
Только при отсутствии соответствующих норм в таком законодательстве (если данные отношения этим законодательством из-за наличия пробелов не урегулированы) к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, применяются нормы законодательства о градостроительной деятельности.
В силу частей 3, 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкций, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим кодексом.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) объектом технического регулирования данного закона являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях (пункт 4 части 6 статьи 3).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Технического регламента безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного закона и требований стандартов и сводов правил, включённых в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 названного закона перечни, или требований специальных технических условий.
Частью 1 статьи 6 Технического регламента предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного закона.
В силу части 4 статьи 6 Технического регламента национальные стандарты и своды правил, включённые в указанный в части 1 данной статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 утверждён Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ (далее - Перечень N 1521).
Согласно пункту 44 Перечня N 1521 обязательным для соблюдения и применения является СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2012 "Газораспределительные системы". Разделы 1, 4 (пункты 4.12 - 4.14, 4.2, 4.5, 4.6, 4.10), 5 (пункты 5.1.2 - 5.1.4, 5.1.8, 5.2.1, 5.2.4, 5.3.2 - 5.3.5, 5.4.1 - 5.4.4, 5.5.2, 5.5.4, 5.5.5, 5.6.1 - 5.6.7, 5.7.2), 6 (пункты 6.2.3, 6.3.2 - 6.3.5, 6.4.1 - 6.4.4, 6.5.8, 6.5.9, 6.5.11, 6.5.13), 7 (пункты 7.1, 7.2, 7.4, 7.6 - 7.9), 8 (пункты 8.1.2, 8.1.4, 8.1.5, 8.1.7, 8.2.2 - 8.2.4), 9 (пункты 9.1.2, 9.1.6, 9.1.7, 9.3.2 - 9.3.4, 9.4.2 - 9.4.4, 9.4.7, 9.4.8, 9.4.15 - 9.4.17, 9.4.21 - 9.4.24), 10 (за исключением пункта 10.4.1).
Как следует из СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2012 "Газораспределительные системы" его требования распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт сетей газораспределения и газопотребления. Каких-либо изъятий для сетей газопотребления объектов индивидуального жилищного строительства данные правила не предусматривают.
В соответствии с разделом 10 СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2012" "Газораспределительные системы" приёмка законченного строительством объекта сетей газораспределения, газопотребления проводится заказчиком совместно со строительной организацией и газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой планируется подключение сети газопотребления заказчика, для оценки газораспределительной организацией соответствия объекта нормативным требованиям, содержащимся в документах системы стандартизации.
Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 N 713 (ред. от 21.12.2018) утверждены типовые формы документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Типовой формой акта готовности сетей и оборудования к подключению, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713, в разделе "Заключение" предусмотрено указание сведений о проверке технической документации на соответствие техническим условиям.
Таким образом, вывод о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) невозможно сделать без предоставления документов, подтверждающих соответствие материалов и технологии строительства СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2012 "Газораспределительные системы".
Апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что в указанных типовых формах отсутствует форма акта о нарушении заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
В целях обеспечения требований Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" при проектировании, строительстве и эксплуатации сетей газопотребления разработан национальный стандарт "ГОСТ Р 58095.0-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 0. Общие положения", который утверждён и введён в действие приказом Госстандарта от 04.04.2018 N 174-ст.
В силу пункта 7.10 ГОСТ Р 58095.0-2018 ввод в эксплуатацию принятых приёмочной комиссией объектов сети газопотребления проводится в соответствии с ГОСТ Р 54961-2012 (раздел 6) и ГОСТ Р 54983-2012 (пункт 6.1).
Согласно пункту 5.1.1 "ГОСТ Р 54961-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" (утверждён и введён в действие приказом Росстандарта от 22.08.2012 N 251-ст) владельцы газифицированных жилых и многоквартирных домов, общественных и административных зданий в течение всего срока эксплуатации сетей газопотребления должны иметь и хранить проектную и исполнительную документацию на строительство сетей газопотребления.
Подключение объекта газификации к сети газораспределения осуществляется в соответствии с разделом 6 ГОСТ Р 54961-2012.
Согласно пункту 6.2.1. ГОСТ Р 54961-2012 ввод в эксплуатацию сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных или административных зданиях должен производиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Работы по вводу сетей газопотребления в эксплуатацию должны выполняться в присутствии уполномоченного представителя заказчика строительства объекта газификации
В соответствии с пунктом 6.2.2. ГОСТ Р 54961-2012 ввод в эксплуатацию сетей газопотребления при газоснабжении объектов газификации природным газом должен производиться на основании разрешений, выданных ГРО, заключившей договоры о подключении соответствующих объектов газификации к сети газораспределения.
Разрешение на первичный пуск газа для ввода в эксплуатацию сетей газопотребления должно выдаваться на основании письменного заявления заказчика строительства объекта газификации (заказчика проектной документации на газификацию существующего здания) при наличии: акта приёмки объекта газификации (для вновь построенных зданий), акта приёмки сети газопотребления, акта ввода в эксплуатацию газопровода-ввода объекта газификации (при вводе инженерных систем потребителя в эксплуатацию после ввода в эксплуатацию газопроводов-вводов), акта проверки технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов, договора с ГРО о технологическом присоединении газопровода объекта газификации к газопроводу-вводу и первичному пуску газа, договора о техническом обслуживании и ремонте, аварийно-диспетчерском обслуживании сетей газопотребления и принадлежащего потребителю газопровода-ввода в процессе их эксплуатации, договора поставки природного газа (кроме вновь построенных многоквартирных домов).
Таким образом, непосредственно пуск газа должен осуществляться только после проверки готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), в том числе на предмет соблюдения безопасности при использовании сети газопотребления и газоиспользующего оборудования, что невозможно сделать, если заявителем не представлена исполнительно-техническая документация, подтверждающая соответствие материалов и технологии строительства сети газопотребления, установки газоиспользующего оборудования требованиям технических регламентов, строительных норм и правил.
При этом обязанность по оформлению исполнительно-технической документации на сети газопотребления и газоиспользующее оборудование для осуществления мероприятий по фактическому их подключению к сетям газораспределения следует из требований вышеперечисленных нормативных правовых актов, в том числе подпункта "а" пункта 100 Правил подключения, согласно которому заявитель обязан соблюсти установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.
Указанные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2020 по делу N А47-6890/2019, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.01.2020 по делу N А35-9161/2018, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 12.11.2019 по делу N А60-6143/2019).
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, при проведении мониторинга выполнения потребителем технических условий в акте от 18.09.2019 указано, что Суровым А.О. не предоставлены следующие документы: акт о пригодности к эксплуатации дымоходов и вентиляционных каналов, строительные паспорта внутреннего газового оборудования и внутридомового газового оборудования, протокол испытания газопровода на герметичность, справка о готовности изолирующего соединения, инструкции заводов-изготовителей по эксплуатации газового оборудования и сертификаты или декларации о соответствии на применённые в строительстве материалы, а также другие документы удостоверяющие качество оборудования, комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приёмке объекта и договор поставки газа.
В силу пункта 5 Порядка мониторинга выполнения технических условий (приложение N 7 к договору о подключении) вышеуказанные документы обязательны для предъявления заявителем для проверки выполнения готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (т.3 л.д.80-81).
Соблюдение заявителем технических условий, прежде всего, обусловлено безопасностью использования газового оборудования.
Принимая во внимание, что предусмотренный договором о подключении объекта ИЖС к сети газораспределения результат работ в виде технологического присоединения предполагает пуск газа во вновь присоединяемую сеть и газовое оборудование, в целях обеспечения безопасности фактического подключения газовой сети и газового оборудования, Суров А.О., как лицо, осуществляющее строительство сети газопотребления, обязан был в силу названных норм обеспечить готовность сети газопотребления к подключению, пуску газа и безопасной эксплуатации.
Требование общества направлено, в первую очередь, на обеспечение надёжности и безопасности при эксплуатации сети газопотребления и внутридомового газового оборудования жилого дома, что отвечает интересам собственника объекта капитального строительства.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о том, что акт от 18.09.2019 о нарушении заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению не вменяет Сурову О.А. обязанность по разработке проектной документации, а лишь констатирует выполнение строительно-монтажных работ газопровода без подготовки проектной документации и отсутствие указанных в приложении N 7 к договору о подключении документов при проведении мониторинга выполнения технических условий.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что 12 ноября 2019 года после устранения заказчиком выявленных нарушений и представления в адрес исполнителя недостающей документации и договора от 12.11.2019 N 5600054247 поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд (т.3 л.д.104-113, 118-119, 121-124) составлен акт о готовности сетей газораспределения и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) и во исполнение договора от 26.10.2017 N ТПФЛ-648 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства ООО "Газпром газораспределение Волгоград" произведено подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Угловая, д. 14 "в" к сети газораспределения (т.3 л.д.30-31).
В тот же день, 12 ноября 2019 года, Суровым А.О. в УФАС по Волгоградской области подано ходатайство (вх.N 10762) об отзыве жалобы, в соответствии с которым он просит прекратить её рассмотрение в связи с преждевременным обращением в антимонопольный орган, не разобравшись со сложившейся ситуацией, претензий по договору на подключение к ООО "Газпром газораспределение Волгоград" заявитель не имеет (т.3 л.д.127).
Кроме того, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что включение в технические условия других условий подключения (в том числе необходимость соблюдения обязательных требований нормативно-технических документов) не противоречит Правилам N 1314 и о том, что факт выполнения технических условий, являющихся приложением N 1 к договору, должен быть подтверждён, в том числе, документацией, предусмотренной СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2012" "Газораспределительные системы", обязательным для исполнения.
Таким образом, требование общества является законным, не является нарушением обществом пунктов 72, 104 Правил N 1314 и корреспондирует праву Сурова А.О. на газификацию его жилого дома.
Постановление от 22.05.2020 по делу N 034/04/9.21-1301/2019 о привлечении ООО "Газпром газораспределение Волгоград" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено антимонопольным органом за нарушение обществом пунктов 72, 104 Правил N 1314.
Пунктом 72 Правил N 1314 установлено, что исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных названными Правилами.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены данными Правилами.
Судом первой инстанции установлено, что требования о предоставлении проектной либо исполнительно-технической документации при осуществлении технологического присоединения общество к Сурову А.О. не предъявляло.
Условия договора в части предоставления проектной документации Суровым А.О. имеют отсылки на случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации (абзацы 3 и 4 пункта 7 договора), следовательно, вывод антимонопольного органа о том, что общество в нарушение пунктов 72, 104 Правил N 1314 возлагает на Сурова А.О. обязанности по разработке и предоставлению проектной и исполнительно-технической документации (разделов проектной документации) для газификации объекта индивидуального жилищного строительства не подтверждён.
Таким образом, является недоказанной объективная сторона вменяемого обществу правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и признал недействительным постановление УФАС по Волгоградской области, поскольку антимонопольным органом не доказан в действиях общества состав вменённого ему в вину административного правонарушения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2020 года по делу N А12-15107/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15107/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Суров Андрей Олегович