г. Ессентуки |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А63-22683/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., пи участии в судебном заседании представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Базиян Д.О. (доверенность от 16.06.2020), в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2020 по делу N А63-22683/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644 (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю г. Ставрополь, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737 (далее - регистрирующий орган, управление) о признании недействительными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь от 08.10.2019 о возврате документов без рассмотрения; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь рассмотреть заявления Министерства имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь и приложенные к ним документы, представленные 24.09.2019 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2020 уточненные требования министерства, удовлетворены; признаны недействительными уведомления по возврату документов управления: N 26/999/001 /2019-226188 от 08.10.2019; N 26/999/001/2019-226177 от 08.10.2019; N 26/999/001/2019-226176 от 08.10.2019; N 26/999/001/2019-226174 от 08.10.2019; N 26/999/001/2019-226165 от 08.10.2019; N 26/999/001/2019-226141 от 08.10.2019; N 26/999/001/2019-226144 от 08.10.2019; N 26/999/001/2019-226172 от 08.10.2019; N 26/999/001/2019-226153 от 08.10.2019.
Суд первой инстанции обязал управление рассмотреть заявления министерства от 24.09.2019 о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимости: скважину N 2830 с кадастровым номером 26:14:000000:3609, расположенную по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Центральная, N 3, скважину N 2357 с кадастровым номером 26:14:070202:842, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Школьная, скважину N 2801 с кадастровым номером 26:14:000000:3610, расположенную по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Центральная, N 2, и скважину N 2926 с кадастровым номером 26:14:000000:3611, расположенную по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Центральная, N 1; водопроводную сеть протяженностью 7377 м. с кадастровым номером 26:14:00000:2691, расположенную по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная, водопроводную сеть протяженностью 600 м. с кадастровым номером 26:14:000000:2692, расположенную по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная, водопроводную сеть протяженностью 4777 м. с кадастровым номером 26:14:000000:2693, расположенную по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная, водопроводную сетью протяженностью 3849 м. с кадастровым номером 26:14:000000:2694, расположенную по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная, скважину N 1686 с кадастровым номером 26:14:060201:379, расположенную по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, пос. Ленинский, ул. Комсомольская, N2а.
Решение мотивировано тем, что министерство в силу закона освобождено от уплаты государственной пошлины у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и возврата документов заявителю.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает о том, что для осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на объекты недвижимого имущества, уплата государственной пошлины не была произведена, в связи с чем государственным регистратором обоснованно принято решение о возврате заявлений о государственной регистрации права хозяйственного ведения и документов, прилагаемых к ним, без рассмотрения.
До начала судебного заседания от министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель министерства поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя министерства, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Распоряжением министерства от 20.09.2019 N 689 было передано следующее имущество из казны на баланс государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал": скважина N 2830 с кадастровым номером 26:14:000000:3609, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Центральная, N 3, скважина N 2357 с кадастровым номером 26:14:070202:842, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Школьная; скважина N 2801 с кадастровым номером 26:14:000000:3610, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Центральная, N 2; скважина N 2926 с кадастровым номером 26:14:000000:3611, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Центральная, N 1; водопроводная сеть протяженностью 7377 м. с кадастровым номером 26:14:00000:2691, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная; водопроводная сеть протяженностью 600 м. с кадастровым номером 26:14:000000:2692, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная; водопроводная сеть протяженностью 4777 м. с кадастровым номером 26:14:000000:2693, расположенная по адресу. Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная; водопроводная сеть протяженностью 3849 м. с кадастровым номером 26:14:000000:2694, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная; скважина N 1686 с кадастровым номером 26:14:060201:379, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, пос. Ленинский, ул. Комсомольская, N 2а, закреплено право хозяйственного ведения за ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на указанное недвижимое имущество.
24.09.2019 министерство обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на указанное имущество с приложением документов, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Управление направило в адрес заявителя уведомления от 08.10.2019 о возврате документов без рассмотрения: N 26/999/001/2019-226188 от 08.10.2019; N 2019 N26/999/001/2019-226177 от 08.10.2019; N26/999/001/2019-226176 от 08.10.2019; N26/999/001/2019-226174 от 08.10.2019; N26/999/001/2019-226165 от 08.10.2019; N26/999/001/2019-226141 от 08.10.2019; N26/999/001/2019-226144 от 08.10.2019; N26/999/001/2019-226172 от 08.10.2019; N26/999/001/2019-226153 от 08.10.2019, согласно, которым заявления от 24.09.2019 о регистрации права хозяйственного ведения возвращены без рассмотрения со ссылкой на пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ввиду отсутствия документа об уплате государственной пошлины.
Не согласившись с действиями регистрирующего органа по возврату документов без рассмотрения, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 1 Закон N 218-ФЗ право хозяйственного ведения подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
При этом основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Статьей 15 этого же закона установлено, что государственная регистрация прав осуществляется по заявлению, в том числе собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременении объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения.
В целях реализации вопросов местного значения городского округа, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрация осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно положениям статьи 17 Закона N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается за регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
Из толкования пункта 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующего права по собственной инициативе.
По общему правилу плательщиками государственной пошлины являются организации, физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (статья 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что с заявлениями от 24.09.2019 в регистрирующий орган о регистрации права хозяйственного ведения на указанные сооружения обратилось министерство, действовавшее от своего имени, как собственник имущества и лицо, распорядившееся этим имуществом.
Третье лицо ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь за регистрацией права не обращалось.
Следовательно, размер государственной пошлины за государственную регистрацию данного права хозяйственного ведения зависит от правового статуса обращающейся стороны.
В данном случае обращение министерства в регистрирующий орган обусловлено регистрацией права хозяйственного ведения на имущество (соответственно связано с регистрацией изменений права органа государственной власти, поскольку вещное право министерства производно по отношению к праву собственности), как государственным органом, действующим в сфере властных, публичных отношений, поэтому у него отсутствует обязанность по оплате государственной пошлины.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса.
Обращение с заявлениями о государственной регистрации права хозяйственного ведения к таким исключительным случаям не относится.
Анализ приведенных норм налогового законодательства во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ, предусматривающей возможность обращения с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на основании заявления органа государственной власти, позволяет сделать вывод о том, что в случае обращения органа государственной власти за совершением действий по государственной регистрации права хозяйственного ведения, плательщиком государственной пошлины должен выступать орган государственной власти, который освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение указанного действия.
Суд первой инстанции правильно указал о том, что оснований для признания плательщиком государственной пошлины ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь, которое с заявлением о регистрации не обращалось, не имеется.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку министерство в силу закона освобождено от уплаты государственной пошлины у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и возврата документов заявителю; при таких обстоятельствах, действия управления по возврату документов без рассмотрения заявителю являются незаконными.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязывает Управление Росреестра по Ставропольскому краю рассмотреть заявления Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.09.2019 о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимости: скважину N 2830 с кадастровым номером 26:14:000000:3609, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Центральная, N 3, скважину N 2357 с кадастровым номером 26:14:070202:842, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Школьная, скважину N 2801 с кадастровым номером 26:14:000000:3610, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Центральная, N 2, скважину N 2926 с кадастровым номером 26:14:000000:3611, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Центральная, N 1, водопроводную сеть протяженностью 7377 м. с кадастровым номером 26:14:00000:2691, расположенная по адресу; Ставропольский край, Левокумский район, с. Ни коло-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная, водопроводную сеть протяженностью 600 м. с кадастровым номером 26:14:000000:2692, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная, водопроводную сеть протяженностью 4777 м. с кадастровым номером 26:14:000000:2693, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная, водопроводную сеть протяженностью 3849 м. с кадастровым номером 26:14:000000:2694, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, с. Николо-Александровское, ул. Молодежная, ул. Школьная, ул. Артезианская, ул. Кооперативная, скважину N 1686 с кадастровым номером 26:14:060201:379, расположенная по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, пос. Ленинский, ул. Комсомольская. N2а.
Довод апелляционной жалобы о том, что для осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на объекты недвижимого имущества, уплата государственной пошлины не была произведена, в связи с чем, государственным регистратором обоснованно принято решение о возврате заявлений о государственной регистрации права хозяйственного ведения и документов, прилагаемых к ним, без рассмотрения - отклоняется.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ министерство является органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение п. 7 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ не распространяется на случаи, когда за государственной регистрацией прав обращается орган государственной власти, поскольку у него отсутствует обязанность по уплате государственной пошлины, и соответственно, отсутствует обязанность по предоставлению документа о ее уплате в составе предоставляемых документов.
Таким образом, на министерство в полной мере распространяются положения пп.4 ст. 333.ю35 НК РФ, предусматривающие освобождение органа государственной власти от уплаты государственной пошлины.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2020 по делу N А63-22683/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2020 по делу N А63-22683/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-22683/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3088/20