г. Ессентуки |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А20-4/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., при участии в судебном заседании представителя муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 29" - Тарчоковой М.Н. (доверенность от 15.10.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.06.2020 по делу N А20-4/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики обратилось муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 29" (далее - заявитель, МКОУ "Гимназия N29", образовательное учреждение) с заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - ГУ-ОПФ РФ по КБР, Пенсионный фонд), г. Нальчик, о признании недействительным решения от 06.11.2019 N 005S19190004430, которым образовательное учреждение привлечено к ответственности за совершение нарушения пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме 61 000 рублей, а также о взыскании расходов по уплате госпошлины в сумме 2 440 рублей.
Решением суда заявленные страхователем требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием у пенсионного фонда правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
В апелляционной жалобе пенсионного фонд просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на жалобу пенсионного фонда возражает против доводов апеллянта.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие пенсионного фонда, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 29" имени В.Ж. Хужокова городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики зарегистрировано в качестве юридического лица Департаментом по управлению городским имуществом 11.05.2001, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 07.12.2002 внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1020700750510.
Учреждение состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в качестве страхователя.
Образовательное учреждение представило в Управление сведения по форме СЗВ-М по типу формы "исходная" за август 2019 года. ГУ - ОПФР по КБР в отношении плательщика проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.п. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Выявив несвоевременное представление обществом сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М, пенсионный фонд составил акт N 005S 18190003949 от 08.10.2019 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Результатами рассмотрения указанного акта с учетом представленных обществом возражений по факту выявленного нарушения, пенсионный фонд вынес решение N 005S19190004430 от 06.11.2019, которым МКОУ "Гимназия N 29" г.о. Нальчик привлечена к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской
Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования виде штрафа в сумме 61000 рублей 00 копеек из расчета: кол-во застрахованных лиц 122*500 рублей = 61000 рублей.
Заявитель, не согласившись с решением учреждения, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 2.2. статьи И Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе, дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно статье 19 Федерального закона N 27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в редакции, действовавшей в спорный период, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Для представления корректирующих сведений установлен пятидневный срок который исчисляется со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, не устанавливают ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах и корректировка расчета не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В рассматриваемом случае МКОУ "Гимназия N 29" г.о.Нальчик сведения по форме СЗВ-М за август 2019 года в отношении 122 застрахованных лиц направлено через оператора почтовой сети Почта России 16.09.2019 в связи со сбоем в сети Интернет и невозможностью направить отчетность в электронном виде. 17.09.2019 после устранения неполадок данная отчетность была направлена в Управление Пенсионного фонда посредством телекоммуникационной сети Интернет.
15-тое число в сентябре 2019 года (срок до которого должны быть представлены сведения в Пенсионный фонд) выпадало на выходной день (воскресенье). Правило исчисления процессуальных сроков закреплено в ряде процессуальных норм (в частности, в части 2 статьи 108 ГПК РФ, части 2 статьи 128 УПК РФ, части 4 статьи 114 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
При рассмотрении вопроса об исчислении процессуальных сроков следует руководствоваться общим принципом, закрепленным в вышеуказанных нормах, который предусматривает, что если истечение срока приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Поскольку 15.09.2019 - крайний срок предоставления сведений по форме СЗВ-М в Пенсионный фонд - приходился на нерабочий (воскресенье), то крайним днем предоставления данных сведений считается следующий за ним рабочий день - 16.09.2019, то есть, направив отчетность в Пенсионный фонд 16.09.2019 МКОУ "Гимназия N 29" соблюла установленные законодательством сроки.
Для достоверности получения Пенсионным фондом сведений, данная отчетность также была направлена учебным учреждением 17.09.2019 в электронном виде посредством информационной телекоммуникационной сет Интернет. Данная отчетность была принята ГУ-ОПФ РФ по КБР 17.09.2019 в 09 часов 41 минуту и была расценена, как представленная с нарушением установленных сроков (один день).
Из письма пенсионного фонда от 30.09.2019 N 01-04- 07/9458 на имя и.о.директора МКОУ "Гимназия N29" следует, что сведения по форме СЗВМ за август 2019 года, направленные почтовым отправлением и полученные Пенсионным фондом 24.09.2019 с почтовой отметкой об отправлении 16.09.2019 не были обработаны в связи с тем, что данные сведения по типу "исходная" были ранее представлены 17.09.2019 в электронном виде по телекоммуникационной сети и учтены в программном комплексе. Технология обработки сведений не предусматривает учет "исходной" формы более одного раза. Таким образом, Пенсионным фондом подтверждается факт направления отчетности учебным учреждением в адрес Пенсионного фонда 16.09.2019.
Письмом Пенсионного Фонда Российской Федерации от 28.12.2016 N 08-19/19045 "По вопросу представления отчетности по форме СЗВ-М" разъяснено, что согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее -Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Отчетность представляется по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п. Вместе с тем Законом N 27-ФЗ не определен порядок переноса представления отчетности, если последний день срока приходится выходной и (или) нерабочий праздничный день. Отмечено, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий.
17.09.2019, сведения о застрахованных лицах были направлены в Управление Пенсионного фонда по Кабардино-Балкарской Республике в электронном виде по каналам телекоммуникационной сети; при этом, заявитель пояснил, что ранее направить сведения в электронном виде не представилось возможным по причине обрыва провода в результате проводимых ремонтных работ в образовательном учреждении.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкцией "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Пенсионным фондом в материалы дела не представлены доказательства совершения страхователем правонарушения. У пенсионного фонда оснований для привлечения образовательного учреждения к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за август 2019 года в виде штрафа в сумме 61000 рублей 00 копеек, не имелось.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что акт не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализовал свое право на дополнение (корректировку) ранее представленных сведений за указанный период, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными, конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения. Также согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П и от 15.07.1999 N 11-П и Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 11019/09, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
В связи с тем, что отчет по форме СЗВ-М за август месяц 2019 г. должен был быть сдан не позднее 16.09.2019 г., то именно с 17.09.2019 г. заявитель обнаружил совершенное ответчиком правонарушение (приложение N 3), поскольку, с момента непредставления сведений заинтересованное лицо, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение заявителем установленного пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, двухнедельного срока для предоставления исправленных индивидуальных сведений о застрахованных лицах за указанный период.
Исходя из вышеуказанного следует, ",то акт должен был быть составлен не позднее 30.09.2019 г. То обстоятельство, что правонарушение зафиксировано управлением в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.10.2019 г., не свидетельствует о соблюдении срока составления акта и проведении проверки.
Согласно п. 12. Ст. 101.4 Налогового кодекса РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2018 N 308-ЭС18-13782, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975)
Доводы управления о том, что несвоевременное представление форм СЭВ-М либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет за собой разнесение недостоверной информации на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, и следовательно, возможность нарушения пенсионных прав застрахованных лиц, финансовые санкции, установленные статьей 17 Закона N 27-ФЗ служат дополнительным инструментом, обеспечивающим актуальность сведений на индивидуальных лицевых счетах, необходимых для исполнения пенсионного законодательства, отклоняются апелляционным судом.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 02.07.2018 N 303-КП8-99 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Иное толкование управлением положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.06.2020 по делу N А20-4/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4/2020
Истец: МКОУ "Гимназия N29"
Ответчик: ГУ ОПФ РФ по КБР
Третье лицо: Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд