г. Ессентуки |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А20-5373/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей: Джамбулатова С.И., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жириковой Э.И., при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" - Баскаевой М.Н. (доверенность от 01.01.2020) и представителя Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики - Кештова А.Б. (доверенность от 15.01.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.09.2020 по делу N А20-5373/2017, принятое по заявлению Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа", г. Пятигорск к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики Местной администрации Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Хутежеву Хасанби Бабузовичу, Текушеву Амирби Леоновичу, Иванову Анзору Петровичу, о привлечении к субсидиарной ответственности, в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) Государственного унитарного предприятия КабардиноБалкарской Республики "Чегемэнерго",
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о признании Государственного унитарного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Чегемэнерго" (далее - должник) несостоятельным (банкротом) публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - заявитель, ПАО "МРСК") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника Министерства земельных и имущественных отношений КБР, Местной администрации Чегемского муниципального района КБР, Иванова Анзора Петровича, Хутежева Хасанби Бабузовича, Текушева Амирби Леоновича.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оснований для привлечения бывших руководителей и учредителей должника к субсидиарной ответственности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ПАО "Россети Северный Кавказ" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта неправильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, принят неверный судебный акт. Так контролирующими должника лицами не исполнена обязанность, предусмотренная статьей 9 Закона о банкротстве по инициированию процедуры банкротства в отношении должника. Судом не учтено, что признаки неплатежеспособности у должника возникли ранее обращения налогового органа в суд с заявлением о признании должника банкротом. Поскольку еще в феврале 2015 года должник обладал признаками неплатежеспособности, то руководители и учредители не исполнили надлежащим образом свои обязательства по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом.
В судебном заседании представитель публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, просил определение суда первой инстанции - отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 10.10.2020 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в настоящем обособленном споре и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.09.2020 по делу N А20-5373/2017 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", статья 10 Закона о банкротстве исключена, введена в действие глава III.2 Закона о банкротстве "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве".
Переходные положения изложены в статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ, согласно которым рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве, которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ; положения подпункта 1 пункта 12 статьи 61.11, пунктов 3 - 6 статьи 61.14, статей 61.19 и 61.20 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в случае, если определение о завершении или прекращении процедуры конкурсного производства в отношении таких должников либо определение о возврате заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом вынесены после 01.09.2017.
Порядок введения в действие соответствующих изменений в Закон о банкротстве с учетом Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Информационное письмо ВАС РФ от 27.04.2010 N 137) означает следующее.
Правила действия процессуального закона во времени приведены в пункте 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, где закреплено, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Между тем, действие норм материального права во времени, подчиняется иным правилам, а именно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в частности изложенных в постановлениях от 22.04.2014 N 12-П и от 15.02.2016 N 3-П, преобразование отношения в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки общему (основному) принципу действия закона во времени, нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный принцип имеет своей целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его действий; только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу, либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
При этом согласно части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Этот принцип является общеправовым и имеет универсальное значение, в связи с чем, акты, в том числе изменяющие ответственность или порядок привлечения к ней (круг потенциально ответственных лиц, состав правонарушения и размер ответственности), должны соответствовать конституционным правилам действия правовых норм во времени.
Таким образом, подлежит применению подход, изложенный в пункте 2 Информационного письма ВАС РФ от 27.04.2010 N 137, согласно которому к правоотношениям между должником и контролирующими лицами подлежит применению та редакция Закона о банкротстве, которая действовала на момент возникновения обстоятельств, являющихся основанием для их привлечения к такой ответственности.
Вместе с тем, следует принимать во внимание то, что запрет на применение новелл к ранее возникшим обстоятельствам (отношениям) не действует, если такие обстоятельства, хоть и были впервые поименованы в законе, но по своей сути не ухудшают положение лиц, а являются изложением ранее выработанных подходов, сложившихся в практике рассмотрения соответствующих споров.
Заявление общества о привлечении к субсидиарной ответственности подано - 25.07.2019, то есть после вступления в законную силу ФЗ N 266-ФЗ.
Вместе с тем, учитывая, что указанные обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в части не обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом, имели место до вступления названного Федерального закона в законную силу (2015 - 2016 года), к сложившимся правоотношениям применяется Закон о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ N 266-ФЗ от 29 июля 2017 года.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве (в соответствующей редакции) нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества; настоящим Федеральным законом предусмотрены иные случаи.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (пункт 2 статьи 9 Закона).
Невыполнение руководителем требований закона об обращении в арбитражный суд с заявлением должника при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве, влечет неразумное и недобросовестное принятие дополнительных долговых обязательств в ситуации, когда не могут быть исполнены существующие, заведомую невозможность удовлетворения требований новых кредиторов и, как следствие, убытки для них.
В этом случае одним из правовых механизмов, обеспечивающих удовлетворение требований таких кредиторов при недостаточности конкурсной массы, является возможность привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве.
Таким образом, несоответствующее принципу добросовестности бездействие руководителя, уклоняющегося от исполнения возложенной на него Законом о банкротстве обязанности по подаче заявления должника о собственном банкротстве (о переходе к осуществляемой под контролем суда ликвидационной процедуре), является противоправным, виновным, влечет за собой имущественные потери на стороне кредиторов и публично-правовых образований, нарушает как частные интересы субъектов гражданских правоотношений, так и публичные интересы государства.
Исходя из этого, законодатель в пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве презюмировал наличие причинно-следственной связи между неподачей руководителем должника заявления о банкротстве и негативными последствиями для кредиторов и уполномоченного органа в виде невозможности удовлетворения возросшей задолженности.
При исследовании совокупности указанных обстоятельств следует учитывать, что обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве возникает в момент, когда добросовестный и разумный руководитель в рамках стандартной управленческой практики должен был объективно определить наличие одного из обстоятельств, упомянутых в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве.
Из приведенных норм права следует, что возможность привлечения лиц, названных в пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве, к субсидиарной ответственности по указанным в данной норме основаниям возникает при наличии совокупности следующих условий: возникновение одного из перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве обстоятельств; неподача указанными в пункте 2 статьи 10 этого же Закона лицами заявления о банкротстве должника в течение месяца с даты возникновения соответствующего обстоятельства; возникновение обязательств должника, по которым указанные лица привлекаются к субсидиарной ответственности, после истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2016 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, в предмет доказывания по спорам о привлечении руководителей к ответственности входит установление следующих обстоятельств: возникновение одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве; момент возникновения данного условия; факт неподачи руководителем в суд заявления о банкротстве должника в течение месяца со дня возникновения соответствующего условия; объем обязательств должника, возникших после истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве. При исследовании совокупности указанных обстоятельств следует учитывать, что обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве возникает в момент, когда добросовестный и разумный руководитель в рамках стандартной управленческой практики должен был объективно определить наличие одного из обстоятельств, упомянутых в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве.
В силу абзаца 33 статьи 2 Закона о банкротстве под недостаточностью имущества понимается превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника. В соответствии с абзацем 34 статьи 2 Закона о банкротстве под неплатежеспособностью понимается прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.
Заявителю в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязаны доказать: когда именно наступил срок обязанности подачи заявления о признании должника банкротом; какие неисполненные обязательства возникли у должника после истечения срока обязанности для подачи заявления в суд и до даты возбуждения дела о банкротстве должника.
Недоказанность хотя бы одного из названных обстоятельств влечет отказ в удовлетворении заявления.
Доказывание всех изложенных фактов является обязанностью лица, заявившего соответствующее требование к лицу, которое может быть привлечено к субсидиарной ответственности.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем должника является Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики. На основании решения Совета местного самоуправления Чегемского муниципального района КабардиноБалкарской Республики от 12.05.2016 N 246, распоряжения Правительства КабардиноБалкарской Республики от 03.06.2016 N 284-рп МУП "Чегемэнерго" передано из муниципальной собственности Чегемского района в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики (том дела 2 л.д. 19-35).
Хутежев Х.Б. являлся директором должника с 11.08.2014 по 26.08.2015, Текушев А.Л. являлся директором МУП "Чегемэнерго" с 08.10.2015 по 11.04.2016, Иванов А.П. являлся директором должника с 29.06.2016 по 06.08.2019, на дату вынесения резолютивной части решения суда о признании должника банкротом (том дела 2 д.д. 89).
Ссылаясь на то, что указанные выше лица, являлись контролирующими должника лицами, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
В качестве обоснования доводов о привлечении бывших руководителей и учредителей должника к субсидиарной ответственности заявитель ссылается на то, что признаки неплатежеспособности у должника возникли гораздо ранее до обращения 13.12.2017 с заявлением в суд ФНС России, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами о взыскании задолженности.
Вместе с тем, точных дат возникновения перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве обстоятельств, точных дат возникновения у Хутежева Х.Б., Текушева А.Л., Иванова А.П., обязанности подать заявление о банкротстве должника и истечение предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве срока ПАО "МРСК" не указано.
Из материалов дела следует, что в реестр требований кредиторов должника включены ФНС России (с суммой требований 9 033 501 рубль 31 копейка), ПАО "МРСК Северного Кавказа" вышеуказанным определением суда, ООО "Инициатива", г. Рязань (с суммой требований 132 840 рублей по основному долгу), гражданин Бозиев А.К. (с суммой требований 2 261 018 рублей по основному долгу).
Между тем, сам по себе факт наличия значительной кредиторской задолженности, не является основанием для привлечения бывших руководителей должника к субсидиарной ответственности при недоказанности совокупности всех обстоятельств, влекущих такую ответственность.
Так основным дебитором должника является АО "Каббалкэнерго", задолженность его перед ГУП КБР "Чегемэнерго" по состоянию на 01.04.2016 составляла 41 042 100 рублей (том дела 2 л.д.21), на дату рассмотрения настоящего заявления судом первой инстанции задолженность АО "Каббалкэнерго" перед должником составляет более 350 миллионов рублей.
АО "Каббалкэнерго" наряду с ПАО "МРСК" входят в корпорацию "Россетти Северный Кавказ" и в процессе хозяйственной деятельности сторонами практиковалось заключение договоров уступки права требования с ПАО "МРСК", согласно которым должник уступал право требования задолженности с АО "Каббалкэнерго" в счет задолженности, образовавшейся перед ПАО "МРСК" (том дела 3 л.д. 110-119).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности.
При таких обстоятельствах, заявителем не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что после февраля 2015 года у бывших руководителей должника возникла обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом, которая не была исполнена ими, не представлено наличия иных обозначенных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве обстоятельств, являющихся основанием для обращения контролирующих лиц в суд с заявлением о признании должника банкротом, а также учитывая специфику деятельности должника - энергоснабжение физических и юридических лиц на территории г. Чегема, специфику взаимоотношений должника с ПАО "МРСК" и основным дебитором, входящим в единую корпорацию, куда входит и заявитель, совокупностью представленных доказательств не подтверждается, что в спорный период сложились условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, для возникновения у контролирующих лиц обязанности по инициированию обращения в суд с заявлением о банкротстве. Также заявитель не доказал факт не проявления руководителями общества должной степени заботливости и осмотрительности при руководстве деятельностью должника либо проявление недобросовестности при исполнении своих обязанностей.
Доказательств нахождения действий руководителей должника в причинно-следственной связи с ухудшением финансового состояния должника и признанию его несостоятельным (банкротом), в материалах дела отсутствуют.
Между тем, заявителями не учтено, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 61.12 Закона о банкротстве ответственность руководителя должника наступает за принятие на должника, уже отвечающего признакам банкротства, дополнительных обязательств.
Кроме того, помимо объективной стороны правонарушения, связанной с нарушением обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, установленные статьей 9 Закона о банкротстве, необходимо установить вину субъекта ответственности.
Исходя из общих положений о гражданско-правовой ответственности (статьи 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации) для определения размера субсидиарной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 61.12 Закона о банкротстве, также имеет значение и причинно-следственная связь между неподачей в суд заявления о признании должника банкротом и невозможностью удовлетворения требований кредиторов.
Заявителями не доказана причинно-следственная связь между бездействием бывших руководителей должника по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом и наступлением неплатежеспособности должника.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 06.08.2018 N 308-ЭС17-6757 указал на необходимость учитывать, что субсидиарная ответственность является экстраординарным механизмом защиты нарушенных прав кредиторов, то есть исключением из принципа ограниченной ответственности участников и правила о защите делового решения менеджеров.
Однако обязанность руководителей по обращению в суд с заявлением о банкротстве возникает в момент, когда добросовестный и разумный менеджер, находящийся в сходных обстоятельствах, в рамках стандартной управленческой практики, учитывая масштаб деятельности должника, должен был объективно определить наличие одного из обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве (пункт 26 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Если руководитель должника докажет, что само по себе возникновение признаков неплатежеспособности либо обстоятельств, названных в абзацах пятом, седьмом пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве, не свидетельствовало об объективном банкротстве (критическом моменте, в который должник из-за снижения стоимости чистых активов стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе по уплате обязательных платежей), и руководитель несмотря на временные финансовые затруднения добросовестно рассчитывал на их преодоление в разумный срок, приложил максимальные усилия для достижения такого результата, выполняя экономически обоснованный план, такой руководитель с учетом общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе предполагающих по общему правилу наличие вины) освобождается от субсидиарной ответственности на тот период, пока выполнение его плана являлось разумным.
С учетом изложенного, что сам по себе факт ухудшения финансового состояния должника не отнесен к обстоятельствам, обязывающим руководителя должника обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, суд пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют надлежащие и достаточные доказательства, свидетельствующие о недобросовестном и неразумном поведении бывших руководителей должника при осуществлении руководства предприятием, и совершении ими действий, повлекших ухудшение финансового положения должника.
С учетом изложенного, оснований для привлечения бывших руководителей должника к субсидиарной ответственности не имеется.
Относительно требований о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника Министерство земельных и имущественных отношений КБР, Местную администрацию Чегемского муниципального района КБР, суд исходит из следующего.
В силу пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу. Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности контролирующего должника лица, если будет установлено, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине контролирующего должника лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет контролирующего должника лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 данного Закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых этим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве.
Согласно статье 9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества; настоящим Законом предусмотрены иные случаи. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.
Названные положения, исходя из буквального толкования, говорят лишь об обязанности руководителя должника подавать соответствующее заявление в суд. Субсидиарная ответственность предусмотрена только для лиц, на которых именно Законом о банкротстве возложена обязанность по подаче заявления (пункт 2 статьи 10 Закона о банкротстве). Закон о банкротстве возлагает такую ответственность на руководителя должника (пункт 1 статьи 9 Закона о банкротстве).
В абзаце втором пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N161-ФЗ) указано, что в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного данным Законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Однако суд апелляционной инстанции отмечает, что названное положение не предусматривает обязательства по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления. Обязанность подать соответствующее заявление собственником имущества унитарного предприятия (пункт 3.1 статьи 9 Закона о банкротстве) введено в Закон о банкротстве Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (абзац 2 пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. При этом, как отмечено, следует разделять ответственность в связи с несвоевременной подачей заявления о банкротстве (пункт 2 статьи 10 Закона о банкротстве). Виновность в банкротстве не является обязательным составляющим ответственности в связи с осуществлением действий (бездействия), принятием решений, повлекших признание должника банкротом (пункт 4 статьи 10 Закона о банкротстве).
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что основания для привлечения администрации и министерства к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на основании пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве в данном случае отсутствуют. Иные основания для привлечения к субсидиарной ответственности не заявлялись.
При этом суд исходит также из того, что Местная администрация Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики являлась учредителем должника до 03.06.2016, что свидетельствует о не возможности привлечения к субсидиарной ответственности.
Так должник осуществляет деятельность по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям, деятельность по распределению электроэнергии в г. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, обеспечением энергоснабжения населения и предприятий на территории г. Чегем.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц уставной фонд должника составляет 1 000 000 рублей.
На момент принятия Правительством КБР распоряжения от 03.06.2016 N 284-рп о передаче в государственную собственность имущества должника, должник наделялся имуществом балансовой стоимостью 376 635 063 рублей 22 копеек. Согласно бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.12.2017 активы должника составляли 400 082 000 рубля (том дела 3 л.д. 86-96).
Сам по себе лишь статус учредителя юридическим лицом, не свидетельствует о безусловности оснований для привлечения такого учредителя к субсидиарной ответственности без конкретизированных аргументов о принятии им заведомо неверных управленческих решений, совершении недобросовестных сделок и прочее. Таковых судом не установлено.
Таким образом, из материалов дела следует, что оснований для принятия решения Министерством земельных и имущественных отношений КБР в установленном Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" решения о ликвидации должника не имелось.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что признаки неплатежеспособности у должника возникли ранее обращения налогового органа в суд с заявлением о признании должника банкротом, поскольку еще в феврале 2015 года должник обладал признаками неплатежеспособности, то руководители и учредители не исполнили надлежащим образом свои обязательства по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании указанных выше норм. Так наличие задолженности у должника не может являться безусловным основанием для обращения контролирующих должника лиц в суд с заявлением о признании должника банкротом.
Иные доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена. В связи с чем, уплаченная при подачи жалоба подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.09.2020 по делу N А20-5373/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Россети Северный Кавказ" из средств федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 64724 от 22.10.2020 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5373/2017
Должник: ГУП КБР "Чегемэнерго"
Кредитор: УФНС РФ про КБР
Третье лицо: АО Энергомера, АУ-Алькема О.В., АУ-Аммеев Р.Р., Бозиев А.К., Государственная инспекция гостехнадзора по КБР, Государственный комитет КБР по энергетике, тарифам и жилищному надзору, ИФНС N2 по г.Нальчику регистрирующий орган, Министерство земельных и имущественных отношений КБР, ПАО "МРСК Северного Кавказа", ПАО "МРСК СК", представителю должника-Иванову Х.М., СО Крымский союз профессиональных арбитражных управляющих "ЭКСПЕРТ", СРО -Ассоциация ведущих арбитражных управляющих "Достояние", УГИБДД МВД по КБР, УФАС по КБР, УФРС по КБР, Федеральная антимонопольная служба, ФКУ "Центр ГИМС МЧС" по КБР, Чегемский районный суд КБР, Чегемский РО СП УФССП по КБР, Шестнадцатый арбитражный суд
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
02.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8215/2022
03.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
01.12.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
19.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11558/2021
18.08.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
15.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8137/2021
07.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
17.05.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3124/2021
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3116/2021
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3118/2021
04.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-107/2021
03.02.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
28.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10317/20
19.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6961/20
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6985/20
03.09.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
26.08.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
26.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
22.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17
13.08.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17
31.05.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
26.04.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
31.08.2018 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17
21.06.2018 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17