г. Пермь |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А60-10600/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Голубцова В.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Управления Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 августа 2020 года по делу N А60-10600/2020,
принятое судьей усовой М.Г.
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
к Муниципальному автономному учреждению "Городская клиническая больница N 14" (ИНН 6663020620; ОГРН 1036604789759); обществу с ограниченной ответственностью "Сервис Ритуал" (ИНН 6661102274, ОГРН 1036603982480)
о признании недействительным договора на оказание услуг,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области (далее - истец, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковыми требованиями к Муниципальному автономному учреждению "Городская клиническая больница N 14" (далее - ответчик, МАУ "ГКБ N 14", Учреждение), обществу с ограниченной ответственностью "Сервис Ритуал" (далее - ответчик, общество) о признании недействительным договора на оказание услуг по перевозке тел умерших от 29.11.2019.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2020 (резолютивная часть объявлена 12.08.2020) в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Оспаривая решение суда, истец в апелляционной жалобе указывает, что наличие медицинской лицензии предполагает возможность (и обязанность) осуществления медицинским учреждением своими силами всех видов медицинской помощи, в том числе, организацию транспортировки тел умерших в патологоанатомическое отделение медицинского учреждения; невыполнение данной обязанности свидетельствует о нарушении медицинским учреждением лицензионных требований.
Возражая против выводов суда со ссылками на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2016 N 301-КГ16-4161, антимонопольный орган в жалобе указывает, что изложенные в указанном определении обстоятельства не соответствуют предмету настоящего спора.
Ссылки на ГОСТ 32609-2014 податель жалобы считает необоснованными, поскольку предусмотренная оспариваемым договором услуга не является ритуальной, на которые распространяются положения упомянутого ГОСТа.
Учреждение представило отзыв с возражениями на жалобу, доводы антимонопольного органа считает необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Позиция Учреждения сводится к тому, что транспортировка тела умершего в патологоанатомическое отделение является одним из видов ритуальных услуг, не относящихся к функциям государственной (муниципальной) власти.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МАУ "ГКБ N 14" (заказчик) и ООО "Сервис Ритуал" (исполнитель) по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (извещение N 31908486966) заключен договор на оказание услуг по перевозке тел умерших от 29.11.2019, согласно условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по перевозке тел умерших, а заказчик обязуется принять и оплатить услуги.
Согласно пункту 1.3 договора услуги оказываются в соответствии с технической спецификацией (приложение N 1 к договору), которая является неотъемлемой частью договора.
Наименование и объем оказываемых услуг: перевозка тел умерших: - из отделений больницы в морг МАУ "ГКБ N 14"; из морга МАУ "ГКБ N 14" в Свердловской областное бюро судебно-медицинской экспертизы (пункт 1 технической спецификации).
Согласно пункту 6 Технической спецификации к договору перевозка тел умерших осуществляется круглосуточно специализированным автотранспортом, с выполнением погрузочно-разгрузочных работ. Исполнитель обязан организовать круглосуточную транспортировку тел умерших из отделений в морг (из морга в бюро судебно-медицинской экспертизы) после получения заявки медицинского учреждения.
Антимонопольный орган при проверке заявления ООО "УПК" о нарушении Комиссией МАУ "ГКБ N 14" антимонопольного законодательства при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение N 31908486966) на оказание услуг по перевозке тел умерших установил, что проведение запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по перевозке тел умерших, и заключение по результатам данной закупки договора N 31908486966 от 29.11.2019 совершены с нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Полагая, что транспортировка тел умерших в морги относится к государственной функции и не может осуществляться коммерческими организациями, истец, в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора на оказание услуг по перевозке тел умерших от 29.11.2019.
При рассмотрении дела суд не установил наличие оснований для удовлетворения заявленных требований и отказал в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
При исследовании материалов дела судом установлено, что предметом оспариваемого договора является транспортировка ответчиком (обществом) по заявке медицинского учреждения учреждения тел из отделения больницы в патологоанатомическое отделение той же больницы; то есть общество обеспечивает внутренне перемещение тел умерших между отделениями одного учреждения здравоохранения.
В соответствии с Межгосударственным стандартом. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. ГОСТ 32609-2014" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 551-ст) к основным видам ритуальных услуг отнесены транспортирование останков и праха умерших или погибших, включающее перевозку тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства (пункт 2.3.9).
Согласно пункту 2.14.1 "ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 551-ст) под эвакуацией останков умерших или погибших понимается транспортирование останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения к местам вскрытия и хранения.
В соответствии с пунктом 2.3.9 указанного ГОСТа транспортирование останков и праха умерших или погибших, а именно перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства, относится к основным видам ритуальных услуг наряду с другими услугами, перечисленными в пункте 2.3 ГОСТ 32609-2014.
Исходя из пункта 5 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 06.06.2013 N 354н, медицинское учреждение обязано организовать транспортировку тел умерших в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в патологоанатомическое отделение.
Между тем наличие такой обязанности не исключает права медицинского учреждения организовать выполнение данного объема услуг путем привлечения сторонней организации.
К такому выводу пришел суд первой инстанции и коллегия апелляционного суда данный вывод считает обоснованным.
Правового обоснования доводам о том, что услуга по транспортировке тел умерших в медицинском учреждении, является медицинской услугой, антимонопольный орган не привел.
Доводы антимонопольного органа о том, что при проведении запроса котировок и заключении договора от 29.11.2019 ответчиками были нарушены положения частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции апелляционный суд считает безосновательными и отклоняет.
Согласно частям 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Для квалификации действий субъекта как совершенных с нарушением указанной нормы подлежит установлению факт наделения хозяйствующего субъекта функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.
В рассматриваемых правоотношениях судом не установлено нарушения ответчиками вышеприведенных положений Закона о защите конкуренции.
Поскольку предметом договора является предоставление транспортных услуг специализированным автотранспортом по перевозке тел умерших в морг, данная услуга (в связи с недоказанностью иного) не является государственной (муниципальной) функцией, на чем настаивает антимонопольный орган, может быть оказана хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судом не установлено в действиях Учреждения нарушений лицензионной деятельности, нарушений законодательства о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что МАУ "ГКБ N 14" для выполнения обязанности по организации транспортировки тел умерших в морг, в отсутствие возможности осуществлять перевозку силами Учреждения, выявив наличие муниципальной нужды, приняло решение об определении поставщика услуг по итогам проведения запроса котировок в электронной форме.
Запрос котировок проведен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". По результатам закупки Учреждением был заключен договор с ООО "Сервис-Ритуал". Наличие нарушений при заключении договора антимонопольным органом не доказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о при признании недействительным договора на оказание услуг по перевозке тел умерших от 29.11.2019.
Доводы антимонопольного органа со ссылками на Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правила проведения патолого-анатомических исследований, Федеральный закон N 326-ФЗ, регулирующий порядок формирования тарифов на оплату медицинской помощи, апелляционным судом признаны не имеющими отношения к предмету и обстоятельствам настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 августа 2020 года по делу N А60-10600/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы России на решение Арбитражного суда Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10600/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 14", ООО "СЕРВИС РИТУАЛ"