г. Москва |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А41-27410/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "МАСТЕР-СВ" (ИНН: 5032042933, ОГРН: 1035006470311) - Дормидонтов А.Ю., генеральный директор по протоколу N 16,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299, ОГРН: 1047727043561) - Дудкина О.В. представитель по доверенности от 27.1.2019 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2020 года по делу N А41-27410/2020, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "МАСТЕР-СВ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании уведомления недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПКФ "МАСТЕР-СВ"(далее - ООО "ПКФ "МАСТЕР-СВ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее -Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) о признании уведомления от 07.02.20г. N 50/020/009/2020-2973 недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Уведомление о приостановлении государственной регистрации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 07.02.20г. N 50/020/009/2020-2973 признано недействительным.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 30.12.19г. N 4390/2/18 к договору N2/18 от 28.12.15г. (л.д. 79-80 ).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между Администрацией городского поселения Одинцово и ООО "Производственно-коммерческая фирма "Мастер-СВ" заключен договор аренды N 2/18 от 28 декабря 2015 года о предоставлении обществу в аренду нежилых помещений.
Данный Договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 22 августа 2016 года.
В соответствии с Законом Московской области от 25.01.2019 г. N 2/2019-03 "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород", Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.06.2019 г. N 5/5 "О правопреемстве", с 16.07.2019 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее - Комитет) является стороной арендодателя по договору N 2/18 от 28 декабря 2015 г., с присвоением нового учетного номера договору за N 4390/2/18 от 30 декабря 2019 г.
27 января 2020 года ООО "ПКФ "Мастер-СВ" через МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг Одинцовского округа Московской области подало заявление N 50-50/020-50/020/009/2020-2973 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и дополнительное соглашение к договору аренды нежилого помещения N 4390/2/18 от 30.12.2019 г.
07 февраля 2020 года за N 50/020/009/2020-2973 по данному заявлению государственным регистратором принято решение о приостановлении регистрации прав в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о регистрации Договора N 2/18 от 28 декабря 2015 года в отношении заявленных объектов.
27 февраля 2020 года ООО "ПКФ "Мастер-СВ" через МФЦ подало заявление о предоставлении дополнительных документов N 50-50/020-50/020/009/2020-9029 и копии Договора аренды N 2/18 от 28 декабря 2015 года с отметкой о его государственной регистрации.
Уведомлением от 02.03.20г. N 50/020/009/2020-2973 регистрирующий орган отказ в снятии приостановления государственной регистрации дополнительного соглашения.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для приостановления государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды N 2/18 от 28.12.2015 г, по изложенным основаниям, у регистрирующего органа не имелось.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее ФЗ-218) Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу положений ст. 18 ФЗ-218 к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ФЗ-218 проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав. Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в нее сведений и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В силу пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Исходя из смысла указанных положений, если договор подлежит государственной регистрации, то все изменения и дополнения к нему как часть этого договора также подлежат государственной регистрации.
Приостанавливая государственную регистрацию, Управление Росреестра по Московской области указало, что согласно сведениям в Едином государственном реестре недвижимости Договор N 2/18 от 28 декабря 2015 года в отношении заявленных объектов не зарегистрирован, в связи с чем произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения не представляется возможным.
Однако, истцом в материалы дела представлен договор аренды N 2/18 от 28.12.2015 г. с отметкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о регистрации указанного договора.
Таким образом, оснований для приостановления государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды N 2/18 от 28.12.2015 г., по изложенным основаниям, у регистрирующего органа не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании уведомление о приостановлении государственной регистрации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 07.02.20г. N 50/020/009/2020-2973 недействительным, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2020 года по делу N А41-27410/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27410/2020
Истец: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "МАСТЕР-СВ"
Ответчик: "Управление Росреестра по Московской области"
Третье лицо: Комитет по управлению Муниципальным имуществом Администрации Одинсовского городского округа