город Омск |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А70-8791/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Краецкой Е.Б., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11327/2020) Государственного учреждения - Тюменское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.09.2020 по делу N А70-8791/2020 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Тюменское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7202029421, ОГРН 1027200820503) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N2" (ИНН 7203116211, ОГРН 1027200784500, адрес: 625039, Тюменская область, город Тюмень, улица Мельникайте, 75) о взыскании денежных средств в размере 201 721 руб. 90 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Тюменское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Попова М.В.(по доверенности N 20 от 02.03.2020 сроком действия до 24.02.2021);
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" - Межецкая И.А.(по доверенности N 20 от 13.01.2020 сроком действия до 31.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Тюменское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" (далее - ответчик, Больница) о взыскании денежных средств в размере 201 721 руб. 90 коп.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.09.2020 по делу N А70-8791/2020 заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Больницы в пользу Фонда 4 134 руб. 57 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С Больницы в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 144 руб. (с учетом определения от 30.09.2020).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы податель ссылается на положения пункта 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), согласно которому основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы. Частью 2 указанной статьи также предусмотрено, что при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда (далее также - МРОТ) с учетом этих коэффициентов: при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - со дня, когда было допущено нарушение. Фонд полагает, что верный период для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности составляет с 17.08.2018 по 10.01.2019.
От Больницы поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Больницы поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Фонда от 06.11.2019 N 315-а в отношении Больницы была проведена проверка соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности в медицинской организации.
В ходе проведения проверки Фондом установлено, что застрахованному лицу (Оболенинову А.А.) было выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности N 314284457800 за период с 18.08.2018 по 17.09.2018 в сумме 55 561 руб. 30 коп., N 314284460014 за период с 18.09.2018 по 29.10.2018 в сумме 75 276 руб. 60 коп., N 323683613695 за период с 30.10.2018 по 13.12.2018 в сумме 80 653 руб. 50 коп., N 330799909822 за период с 14.12.2018 по 10.01.2019 в сумме 50 184 руб. 40 коп., всего застрахованному лицу выплачено пособие в размере 200 343 руб. 71 коп.
Фондом установлено, что 17.08.2019 застрахованное лицо (пациент) обязан был обеспечить явку на прием к лечащему врачу. Однако фактически явился лишь 20.08.2019.
При этом листок нетрудоспособности N 314284457800 за период с 18.08.2018 по 17.09.2018 выдан в нарушение пункта 58 Порядка N 624н, а именно: в строке "Отметки о нарушении режима" отсутствует соответствующий код "24" и дата неявки на прием к врачу - 18.08.2018, которая была указана в листке нетрудоспособности по основному месту работы, что, по мнению Фонда повлекло за собой выплату излишних сумм пособия по временной нетрудоспособности за период с даты нарушения режима - неявки застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр (17.08.2018) до момента выписки в труд (10.01.2019).
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 18.11.2019 N 262.
20.01.2020 Фонд направил претензию в адрес Больницы с требованием о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение в размере 200 343 руб. 71 коп.
Оставление претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения в суд с исковым заявлением по настоящему делу.
В ходе рассмотрения дела истец увеличил размер исковых требований до 201 721 руб. 90 коп. в связи с увеличением периода взыскания необоснованно выплаченного пособия. Уточнения были приняты судом к рассмотрению.
07.09.2020 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Отношения, связанные с порядком исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в настоящее время регулируются Законом N 255-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством в соответствии с данным Федеральным законом, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с данным Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ, страхователи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В подпункте 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлено, что одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н, и в порядке, утверждённом приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н).
Согласно части 7 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), приказа Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 года N 1345н "Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования РФ проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности" Фонд социального страхования РФ в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности вправе осуществлять проверку соблюдения порядка, выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Необходимыми условиями ответственности за причинение вреда являются: факт наступления вреда; наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями; размер причиненного вреда; вина причинителя вреда.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о том, что ответчиком произведена выплата страхового возмещения без учета необходимого снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, что предусмотрено положениями пункта 1 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ.
Так, в ходе проверки Фонд установил, что основным место работы застрахованного лица Оболенинова А.А. является ООО "Жилкомсервис" (ИНН 7203154418), местом работы по совместительству является ООО "Жилсервисуют" (ИНН 7203157480).
10.08.2018 Больницей застрахованному лицу по основному месту работы был выдан листок нетрудоспособности N 314939891511 за период с 23.07.2018 по 10.08.2018, с 11.08.2018 по 17.08.2018.
04.09.2018 по месту работы по совместительству был выдан листок нетрудоспособности N 314940133086 за период с 23.07.2018 по 10.08.2018, с 11.08.2018 по 17.08.2018, то есть за тот же период.
Из акта проверки от 18.11.2019, а также из ответа ГБУЗ ТО "ОКБ N 2" от 03.02.2020 N 00334/2020 следует, что застрахованное лицо должно было явиться на врачебный осмотр 17.08.2018.
Однако фактически явилось на врачебный осмотр 20.08.2018, по результатам которого по основному месту работы был выдан листок нетрудоспособности N 314242443498 за период с 18.08.2018 по 19.08.2018, с 20.08.2018 по 03.09.2018, с 04.09.2018 по 17.09.2018. При этом в строке "Отметки о нарушении режима" код 24 указана дата неявки на прием к врачу - 18.08.2018.
Из пояснения Больницы следует, что указание даты неявки 18.08.2018 в листке нетрудоспособности N 314242443498 является технической ошибкой, верной датой следует полагать 17.08.2018.
При этом 17.09.2018 по месту работы по совместительству был выдан листок нетрудоспособности N 314284457800 за тот же период, что и в листке N 314242443498, однако в строке "Отметки о нарушении режима" код 24 какие-либо отметки не проставлены, что, по пояснениям ответчика, также является технической ошибкой.
Из материалов дела также следует, что выданные в дальнейшем листки нетрудоспособности с 18.09.2018 по 10.01.2019 не содержат в себе отметок о нарушении больничного режима застрахованным лицом, с 11.01.2019 застрахованное лицо выписано в труд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности в связи с неявкой застрахованного лица на врачебный осмотр имеются только за 17.08.2018, 19.08.2018, 20.08.2018.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Как верно указано судом первой инстанции, в соответствии со статьей 6 Закона N 323-ФЗ, устанавливающей приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, а также исходя из основных принципов охраны здоровья, для каждого медицинского работника является приоритетным соблюдение интересов больного при оказании медицинской помощи и максимальное оказание медицинской помощи с целью восстановления, укрепления и сохранения здоровья человека.
Согласно пунктам 1, 2, 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Судом правильно установлено, что нетрудоспособность застрахованного лица наступила с 10.07.2018 и сохранялась вплоть до 10.01.2019, факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений у Фонда не вызывали.
Наличие права на оказание медицинских услуг учреждениями здравоохранения, врачами которой и выданы спорные листки нетрудоспособности, также не оспаривалось Фондом.
В соответствии со статьей 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:
1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов:
1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - со дня, когда было допущено нарушение;
2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, - за весь период нетрудоспособности.
При этом законодатель связывает снижение пособия по временной нетрудоспособности за весь период нетрудоспособности только со случаем, когда заболевание или травма, наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения.
Во всех остальных случаях, законодатель указал иное последствие: что пособие по временной нетрудоспособности подлежит снижению со дня, когда было допущено нарушение, не указав при этом обязательный период такого снижения.
Действительно, из материалов дела следует, что неявка застрахованного лица без уважительных причин была допущена 17.08.2018, 18.08.2018 и 19.08.2018.
20.08.2018 явка застрахованного лица была обеспечена, что Фондом не оспаривается.
Позиция Фонда о том, что снижение размера пособия по временной нетрудоспособности должно быть произведено с 17.08.2018 по 10.01.2019 (до окончания периода нетрудоспособности) является неправомерной, в силу того, что нарушение (неявка) было допущено только в период с 17.08.2018 по 19.08.2018. Фондом не учтены обстоятельства того, что 20.08.2018 явка застрахованного лица обеспечена.
Вопреки мнению истца, Закон N 255 не содержит положения о том, что неявка застрахованного лица в назначенный срок на врачебный осмотр влечет снижение размера пособия по временной нетрудоспособности со дня, когда было допущено нарушение, и на весь оставшийся период нетрудоспособности.
Данный подход основан на неверном толковании норм Закона N 255, противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, согласно которой в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11 и согласуется с судебно-арбитражной практикой (Постановление ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.11.2015 N Ф08-8335/2015 по делу N А63-662/2015, постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2016 N Ф05-7209/2016).
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив частично требования истца, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины не распределяются в связи с освобождение подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тюменское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.09.2020 по делу N А70-8791/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8791/2020
Истец: ГУ Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N2"
Третье лицо: 8 ААС