город Ростов-на-Дону |
|
19 ноября 2020 г. |
дело N А53-11203/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2020 года.
Судья Ефимова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
при участии: от Краснодарской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Борисов К.В. по доверенности от 06.07.2020 N 08.1-24/12825,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирячка" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.08.2020 по делу N А53-11203/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирячка" (ИНН 2311150940, ОГРН 1122311012670)
к Краснодарской таможне
к Южной оперативной таможне
о замене на предупреждение административного наказания, назначенного постановлениями Краснодарской таможни от 18.12.2019 N N 10309000-2123/2019, 10309000-2124/2019, 10309000-2125/2019 в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по каждому постановлению,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирячка" (далее - ООО "Сибирячка", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южной оперативной таможне о замене на предупреждение административных наказаний в виде штрафа в размере 20 000 рублей, назначенных постановлениями Краснодарской таможни от 18.12.2019 N N 10309000-2123/2019, 10309000- 2124/2019, 10309000-2125/2019 о привлечении ООО "Сибирячка" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 08.06.2020 суд принял заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Южной оперативной таможни.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 21.08.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сибирячка" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что штраф может быть заменен на предупреждение, общество раскаивается в совершенном проступке.
Определением от 13.10.2020 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А53-11203/2020 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с непривлечением к участию в деле Краснодарской таможни.
Суд апелляционной инстанции установил, что предметом спора по настоящему делу является законность постановлений Краснодарской таможни от 18.12.2019 N N 10309000-2123/2019, 10309000- 2124/2019, 10309000-2125/2019 о привлечении ООО "Сибирячка" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Краснодарская таможня не была привлечена к участию в деле N А53-11203/2020.
Результаты рассмотрения настоящего дела напрямую влияют на права и обязанности Краснодарской таможни как лица, принявшего оспариваемые ненормативные акты. Таким образом, решение суда было принято о правах и обязанностях Краснодарской таможни, не привлеченной судом к участию в деле.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции счел необходимым перейти к рассмотрению делу по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции и привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Краснодарскую таможню. Судебное разбирательство по делу было назначено на 10.11.2020.
В судебное заседание не явились представители ООО "Сибирячка" и Южной оперативной таможни.
От ООО "Сибирячка" поступили дополнительные пояснения по делу.
В силу статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель Краснодарской таможни в судебном заседании возражал против требований общества по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, доводы заявления общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "Сибирячка".
Как следует из материалов дела, 08.02.2019 между ОАО "БЕЛСОЛОД" (Республика Беларусь) (продавец), и ООО "Сибирячка" (Российская Федерация) (покупатель), заключен договор поставки N 10-977-132, согласно которому продавец обязуется продать товар, а покупатель обязуется принять и оплатить его на условиях договора.
В феврале 2019 года ООО "Сибирячка" осуществило ввоз в Российскую Федерацию товара. Поставка осуществлялась по товарной накладной от 18.02.2019 N 1603961 в рамках договора поставки N 10-977-132.
В марте 2019 года ООО "Сибирячка" осуществило ввоз в Российскую Федерацию товара. Поставка осуществлялась по товарным накладным от 12.03.2019 N 1603978, от 13.03.2019 N 1603979 в рамках договора поставки N 10-977-132.
В апреле 2019 года ООО "Сибирячка" осуществило ввоз в Российскую Федерацию товара. Поставка осуществлялась по товарной накладной от 29.03.2019 N 1603995, международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 29.03.2019 N 23 (с отметкой о получении груза 01.04.2019) в рамках договора поставки N 10-977-132.
Статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) была заполнена обществом на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", подписана бухгалтером ООО "Сибирячка" 22.07.2019 и представлена нарочно на Прикубанский таможенный пост Краснодарской таможни 24.07.2019.
Статистическая форма с системным номером 2100190722-10320416 была зарегистрирована таможенным органом под регистрационным номером 10309200/260719/С792741.
Статистическая форма с системным номером 2100190722-10400939 была зарегистрирована таможенным органом под регистрационным номером 10309200/260719/С792744.
Статистическая форма с системным номером 2100190722-10453930 была зарегистрирована таможенным органом под регистрационным номером 10309200/260719/С792747.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО "Сибирячка" составлены протоколы об административных правонарушениях по признакам правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Протокол от 12.09.2019 N 10309000-2123/2019 по факту представления статистической отчетности с системным номером 2100190722-10320416 был зарегистрирован таможенным органом под регистрационным номером 10309200/260719/С792741, по поставке в феврале 2019 года.
Протокол от 12.09.2019 N 10309000-2124/2019 по факту представления статистической отчетности с системным номером 2100190722-10400939 был зарегистрирован таможенным органом под регистрационным номером 10309200/260719/С792744, по поставке в марте 2019 года.
Протокол от 12.09.2019 N 10309000-2125/2019 по факту представления статистической отчетности с системным номером 2100190722-10400939 был зарегистрирован таможенным органом под регистрационным номером 10309200/260719/С792744, по поставке в апреле 2019 года.
Протоколы составлены с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях и.о. заместителя начальника Краснодарской таможни вынесены постановления от 18.12.2019 N N 10309000-2123/2019, 10309000- 2124/2019, 10309000-2125/2019 о привлечении ООО "Сибирячка" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по каждому постановлению.
ООО "Сибирячка" обратилось с жалобой на постановления в Южную оперативную таможню и просило заменить административный штраф на предупреждение.
Решениями от 11.03.2020 N 10314000/6ю/40А, N 10314000/6ю/39А, N 10314000/6ю/38А Южная оперативная таможня" отказала в удовлетворении жалобы.
Общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о замене назначенного административного штрафа на предупреждение.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в силу пункта 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 104 Закона о таможенном регулировании установлено, что обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 104 Закона о таможенном регулировании).
04.09.2018 вступил в законную силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 N 289-ФЗ статья 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ утратила свою силу.
Пунктом 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В статье 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, как и в статье 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ закреплена обязанность российского лица представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, в порядке, установленном Правительством РФ, в связи с чем, положение лица, совершившего административное правонарушение, не ухудшается и не улучшается, указанные нормы равнозначны.
В целях обеспечения полного и достоверного учета данных в торговле с третьими странами и во взаимной торговле товарами, анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, обеспечения органов Таможенного союза соответствующей информацией для принятия решений в области торговой политики, было принято Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза (Москва, 25 января 2008 года), регулирующее отношения, возникающие при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами и статистики взаимной торговли товарами Таможенного союза.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил N 1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329).
В силу пунктов 6 и 7 Правил N 1329 статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть, дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Абзац 1 пункта 7 Правил N 1329 предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение положений Правил N 1329 общество не представило в установленный срок статистические формы учета перемещения товаров, поскольку с учетом поступления товара в феврале, марте, апреле 2019 года отчетность должна была быть представлена соответственно не позднее 13.03.2019, 10.04.2019, 17.05.2019. Фактически отчетность представлена 24.07.2019.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для замены назначенного наказания на предупреждение.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятие).
В целях осуществления таможенного оформления процедур ввоза товара на территорию Российской Федерации, ООО "Сибирячка" должно было ознакомиться с обязанностями, установленными законодательством, в том числе в части сроков представления статистической отчетности.
В пункте 1.5 Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525, определено, что таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих задач:
анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков;
анализа результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики;
контроля за поступлением таможенных платежей в бюджеты государств -членов Таможенного союза;
разработки платежного баланса и системы национальных счетов;
прогнозирования макроэкономических показателей;
расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема;
содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей.
Таким образом, статистическое декларирование, являясь альтернативой таможенному декларированию в рамках ЕАЭС, выступает одним из инструментов охраны экономической безопасности Российской Федерации в рамках ЕАЭС.
Как следует из пункта 5 постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329, на основании сведений, указанных в статистической форме, осуществляется формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
Согласно абзацу второму пункта 6 постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Судом учитывается, что в отношении ООО "Сибирячка" было вынесено несколько постановлений по ст. 19.7.13 КоАП РФ в связи с несвоевременным представлением форм отчетности в таможню за период совершения внешнеэкономических операций в 2019 году, при этом задержка представления отчетности составила несколько месяцев.
В данном случае общество привлечено к ответственности по одному составу правонарушения, но в связи с совершением различных действий.
При совокупности приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что назначенное обществу наказание не может быть заменено на предупреждение, поскольку в данном случае цель административного наказания не будет достигнута.
В данном случае наличие угрозы государственной безопасности подтверждается фактом совершения нескольких нарушений и значительным периодом нарушения срока представления статической отчетности в таможенный орган.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Допущенное обществом правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок таможенного декларирования и контроля вывозимых с территории Российской Федерации товаров. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения в материалы дела не представлено, у общества имелось достаточно времени для исполнения своих обязанностей по предоставлению статистической формы учета перемещения товара.
При таких обстоятельствах, судом не установлено оснований для удовлетворения заявления ООО "Сибирячка" и замены назначенного административного наказания на предупреждение.
Решение суда от 21.08.2020 подлежит отмене на основании как принятое о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.08.2020 по делу N А53-11203/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11203/2020
Истец: ООО "СИБИРЯЧКА"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Южное таможенное управление, Южная оперативная таможня, Южное таможенное управление
Третье лицо: Краснодарская таможня