г. Киров |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А29-5789/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Горева Л.Н., Малых Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Консул"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2020 по делу N А29-5789/2020
по иску администрации муниципального района "Печора" (ИНН: 1105012781,
ОГРН: 1021100875575)
к обществу с ограниченной ответственностью "Консул" (ИНН: 1105021539, ОГРН: 1111105000050)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района "Печора" (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Консул" (далее - ответчик, заявитель жалобы) о взыскании 1 400 000,00 руб. убытков ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по муниципальному контракту от 28.09.2018 N 584/А-20189 при выполнении работ по содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения "Печора" в виде уплаченных истцом административных штрафов.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2020 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, судом не было учтено, что вина в совершении административных правонарушениях установлена исключительно в отношении Администрации, каких-либо претензий о ненадлежащем содержании дорог от истца в адрес ответчика не поступало.
Также указал, что ответчик в период с января по март 2019 года уведомлял истца о приближении к завершению работ по контракту, исходя из объемов работ, предусмотренных техническим заданием и сметой. По мнению ответчика, недостатки в содержании уличной сети стали следствием ограниченного объема работ по контракту и неблагоприятных погодных условий.
Полагает, что предъявление настоящего иска является попыткой истца избежать назначенного ему наказания, удовлетворение требований нарушает принцип неотвратимости ответственности.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласился, просит решение оставить без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.09.2019 между Администрацией (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 584/А-2018 (далее также - контракт) по условиям пункта 1.1 которого, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения "Печора".
Согласно пункту 1.2 контракта, обязательства, указанные в пункте 1.1 контракта, выполняются подрядчиком в соответствии с методическими документами СП, ГОСТ, ВПК, ОДН в пределах контрактной цены и в соответствии с техническим заданием (Приложение 1 к контракту), локальной сметой (Приложение 2 к контракту).
Перечень дорог и наименование улиц приведены в Приложении 3 к контракту.
Пунктом 3.1 контракта, определен срок выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети па территории ГП "Печора" - с 15 октября 2018 года по 15 мая 2019 года.
Согласно пункту 4.1.1 подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1 контракта, с надлежащим качеством в соответствии с техническим заданием, сметной документацией, в объеме и сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с пунктом 4.1.2. контракта, подрядчик обязан выполнять все работы в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения согласно:
- ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";
- "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (приняты и введены в действие Письмом Росавтодора от 17.03.2004 г. N ОС28/1270-ис);
- СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги;
- Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега" (рекомендовано Распоряжением Росавтодора от 01.02.2008 N 44-р);
- ГОСТ Р 52289-2004. "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования";
- ГОСТ Р 52292-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования";
- Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Утверждено распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-р;
- Руководство по производству работ дорожным мастером (при содержании и ремонте автомобильных дорог). Утверждено приказом Российского дорожного агентства от 16.06.2000 г. N 115-р;
- ОДМ 218.019-2016 Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ;
- ВСН 8-89 Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержанию автомобильных работ;
- письма Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования";
- действующими правилами дорожного движения.
Пунктом 4.1.4 контракта предусмотрено, что подрядчик несет ответственность за качество выполнения работ, гарантирует качество выполненных работ, в соответствии с условиями контракта, заданием заказчика и нормативно-техническими документами, регламентирующими работы по содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения "Печора".
В силу пункта 4.1.18 контракта подрядчик обязуется нести полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
09.12.2018 на участке улично-дорожной сети г. Печора по ул. Социалистическая от ул. М. Булгаковой до ул. Портовой на проезжей части дороги образовались снежно-ледяные отложения в виде колеи глубиной до 7 см на протяжении 1 000 метров, что в соответствии с пунктом 13.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года N 827, п. 8.5 ГОСТа Р50597-2017, п. 13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
13.12.2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12,34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 25.12.2018 N 5-1048/2018 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
24.04.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручение N 369875 от 24.04.2019.
09.12.2018 на участке дороги по Печорскому проспекту от ул. Ленинградская до ул. Лесная, произошло образование на проезжей части дороги снежно-ледяных отложений в виде колеи глубиной до 13,5 см., что в соответствии с пунктом 13.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года N 827, п. 8.5 ГОСТа Р50597-2017, п. 13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
13.12.2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 25.12.2018 N 5-1047/2018 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
26.04.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 396926 от 26.04.2019.
09.12.2018 на участке дороги по ул. М. Булгаковой, от ул. Чехова до ул. Гагарина, произошло образование на проезжей части дороги снежно-ледяных отложений в виде колеи глубиной до 15 см на протяжении 500 метров, что в соответствии с пунктом 13.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года N 827, п. 8.5 ГОСТа Р50597-2017, п.13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
13.12.2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 25.12.2018 N 5-1046/2018 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
26.04.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручение N 396925 от 26.04.2019.
08.01.2019 на перекрестке улиц Социалистическая - Булгаковой в г. Печоре, произошло формирование снежного вала высотой более 0,5 метра ближе 10 метров от нерегулируемого пешеходного перехода, что в соответствии п. 8.8 ГОСТа Р50597-2017, п. 13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
18.01.2019 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 22.01.2019 N 5-104/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
22.05.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 629457 от 22.05.2019.
28.12.2018 в районе дома N 2 по ул. Советской в г. Печоре, произошло формирование снежного вала высотой более 0,5 метра ближе 10 метров от нерегулируемого пешеходного перехода, что в соответствии п. 8.8 ГОСТа Р50597-2017, п. 13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
18.01.2019 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ, выразившимся в нарушении ПДД РФ.
Постановлением от 23.01.2019 N 5-110/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
22.05.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 629456 от 22.05.2019.
10.12.2018 на улично-дорожной сети г. Печора, на улице 8 Марта на участке от ул. Стадионная до улицы Первомайская произошло образование на проезжей части дороги снежно-ледяных отложений в виде колеи глубиной до 10 см, что в соответствии с п. 13.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года N 827, п. 8.5 ГОСТа Р50597-2017, п.13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
14.12.2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 12.02.2019 N 5-54/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф, что подтверждается платежными поручениями N 76968 от 24.06.2019 и 739 737 от 31.05.2019.
10.12.2018 на улично-дорожной сети г. Печора, на ул. Московская в районе дома N 22, произошло образование на проезжей части дороги снежно-ледяных отложений в виде колеи глубиной до 15 см. на протяжении 500 метров, что в соответствии с пунктом 13.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года N 827, п. 8.5 ГОСТа Р50597-2017, п.13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
14.12.2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 12.02.2019 N 5-52/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
31.05.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 739426 от 31.05.2019.
17.12.2018 на улично-дорожной сети г. Печора, на ул. Мира в районе дома N 7, произошло образование на проезжей части дороги снежно-ледяных отложений в виде колеи глубиной до 11 см., что в соответствии с пунктом 13.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года N 827, п. 8.5 ГОСТа Р50597-2017, п.13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
22.01.2019 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 06.03.2019 N 5-81/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
26.12.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 375224 от 26.12.2019.
07.02.2019 на улично-дорожной сети г. Печора, по ул. Советская д.56 произошло сформирование снежного вала высотой более 0,5 метра, ближе 10 метров от нерегулируемого пешеходного перехода, что в соответствии п. 8.8 ГОСТа Р50597-2017, п. 13 Основных положений ПДЦ, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
19.02.2019 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 15.03.2019 N 5-211/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
26.07.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 426467 от 26.07.2019.
12.02.2019 на улично-дорожной сети г. Печора, в районе д. 100 по Печорскому проспекту произошло сформирование снежного вала высотой более 0,5 метра, ближе 10 метров от нерегулируемого пешеходного перехода, что в соответствии п. 8.8 ГОСТа Р50597-2017, п. 13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
19.02.2019 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 15.03.2019 N 5-212/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
26.07.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 426461 от 26.07.2019.
12.02.2019 на улично-дорожной сети г. Печора, в районе д.87 по Печорскому проспекту произошло сформирование снежного вала высотой более 0,5 метра, ближе 20 метров от остановочного пункта автобуса, что в соответствии п. 8.8 ГОСТа Р50597-2017, п. 13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
19.02.2019 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 15.03.2019 N 5-213/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
26.07.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 426463 от 26.07.2019.
06.03.2019 на улично-дорожной сети г. Печора, на улице Печорский проспект в районе д.74 произошло сформирование снежного вала высотой более 0,5 метра, ближе 10 метров от нерегулируемого пешеходного перехода, что в соответствии п. 8.8 ГОСТа Р50597-2017, п. 13 Основных положений ПДД является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
15.03.2019 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 02.04.2019 N 5-305/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
26.07.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 426462 от 26.07.2019.
09.03.2019 на улично-дорожной сети г. Печора, на перекрестке улиц Печорский проспект - ул. М. Булгаковой, в районе дома N 11 произошло сформирование снежного вала высотой более 0,5 метра, ближе 10 метров от нерегулируемого пешеходного перехода, что в соответствии п. 8.8 ГОСТа Р50597-2017, п. 13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
15.03.2019 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 02.04.2019 N 5-304/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
26.07.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 426464 от 26.07.2019.
01.03.2019 на улично-дорожной сети г. Печора, на ул. Гагарина, в районе д.16, произошло сформирование снежного вала высотой более 0,5 метра, ближе 10 метров от нерегулируемого пешеходного перехода, что в соответствии п. 8.8 ГОСТа Р50597-2017, п. 13 Основных положений ПДД, является нарушением правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
15.03.2019 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Печоре Республики Коми выявлено вышеуказанное нарушение и в отношении юридического лица Администрации MP "Печора" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением от 02.04.2019 N 5-307/2019 по делу об административном правонарушении, юридическое лицо администрация MP "Печора" привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
26.07.2019 Администрацией MP "Печора" уплачен административный штраф в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 426466 от 26.07.2019.
Полагая, что в результате ненадлежащего содержания дорожной сети ответчик причинил имущественный ущерб Администрации на сумму 1 400 000 руб., истец направил ответчику претензии N 01-29-1097 от 16.03.2020 и N 01-29-1602 от 16.04.2019 (л.д. 16-33) с требование возместить убытки.
Неисполнение ответчиком требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (статьей 17 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования (пункт 2 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397) (пункт 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 12 постановления Пленума от 23 июня 2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения (статья 15, пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации) кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Настоящий иск основан на обстоятельствах возникновения на стороне Администрации убытков в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по контракту.
Заявленная истцом сумма убытков представляет собой сумму установленных в ходе рассмотрения административных штрафов, уплаченных истцом в связи с привлечением к административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участков дорожной сети.
Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь нормами 721, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности совокупности условий, необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков в сумме 1 400 000,00 руб. в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по содержанию уличной дорожной сети, предусмотренных контрактом.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Не оспаривая факты обслуживания в рамках заключенного контракта участков дорог, на которых выявлены нарушения, наличие оснований для привлечения Администрации к ответственности и суммы уплаченных штрафов, ответчик полагает, что в совершении административных правонарушений виновна Администрация, в связи с чем, возложение на ответчика расходов, понесенных в связи с уплатой административных штрафов, повлечет нарушение принципа неотвратимости ответственности правонарушителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией заявителя.
Целью заключения контракта являлось выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения "Печора".
В приложении N 1 к контракту (техническое задание) предусмотрен перечень работ по содержанию улично-дорожной сети в зимний период, в том числе работы по планировке обочин (уборка наката), удаление снежных валов, вывозу снега.
При этом исполнение контракта должно обеспечиваться при соблюдении подрядчиком обязательных требований технических регламентов по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных в установленном порядке и действующих на момент исполнения контракта (пункт 4.1.2 контракта).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, и из материалов следует, что в период с декабря 2018 года по март 2019 года обязательства по содержанию дорог не исполнялись надлежащим образом, что послужило основанием для привлечения истца к административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Основанием для привлечения истца к административной ответственности послужили выявленные уполномоченным органом в области безопасности движения факты формирования вблизи автобусных остановок и пешеходных переходов снежных валов, а также образования на проезжей части уличной сети снежно-ледяных отложений, о чем инспектором ГИБДД ОМВД России по г. Печоре в отношении Администрации составлены протоколы об административном правонарушении. За выявленные нарушения в соответствии с условиями контракта отвечает подрядчик.
При этом доказательств того, что обязанность по содержанию участков дорог, на которых выявлены нарушения, не была возложена на ответчика, равно как доказательств того, что выявленные нарушения не являлись следствием ненадлежащего исполнения подрядчиком обязанностей по содержанию дорог, ответчиком в материал дела не представлено.
Позиция ответчика об отсутствии претензий со стороны заказчика о ненадлежащем исполнении контракта не может быть принята апелляционным судом, факт ненадлежащего исполнения подрядчиком обязанностей подтверждается материалами административного производства.
Доводы ответчика об ограниченном объеме работ по контракту как обстоятельстве, препятствующем подрядчику содержать дороги в надлежащем состоянии, отклоняются, о невозможности надлежащего исполнения обязательств на условиях технического задания и согласованной сметы ответчик не уведомлял заказчика в порядке, предусмотренном статьями 716, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленной в дело переписки сторон в процессе исполнения контракта не следует вывод о невозможности выполнения подрядчиком работ, на момент установления события правонарушений контракт являлся действующим, доказательств обратного из материалов дела не следует.
Поскольку в силу условий контракта надлежащим образом обязанности ответчиком не выполнялись, и в связи с наличием обстоятельств, за которые отвечает подрядчик, истец привлечен к административной ответственности с назначением наказаний в виде штрафов, суд правомерно квалифицировал уплаченные истцом штрафы в общей сумме 1400 000,00 руб. в качестве убытков заказчика и отнес их на ответчика по правилам статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий контракта.
За допущенные ответчиком нарушения Администрация подвергнута административным наказаниям, привлечение ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков при наличии соответствующих оснований не влечет нарушение принципов административного судопроизводства.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оснований для уменьшения размера ответственности подрядчика ответчик не доказал, доводы об отсутствии вины подрядчика ответчик не подтверждены достоверными доказательствами (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правовых оснований освобождения ответчика от ответственности судом не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе договорам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Поскольку при подаче жалобы заявителю предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3 000,00 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2020 по делу N А29-5789/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Консул" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Консул" (ИНН: 1105021539, ОГРН: 1111105000050) в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек государственной пошлины.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5789/2020
Истец: Администрация Муниципального Района "Печора"
Ответчик: ООО "Консул"